Sep 10, 2014 12:06
Объявленное на Украине перемирие еще не поставило окончательную точку в этой затянувшейся драме. Еще велика вероятность того, что прекращение огня окажется недолгим - и за ним последует новый виток конфликта. Но возможен и длительный мир на основе политических компромиссов и договоренностей, в том числе и с практически неизбежным в таком случае делением Украины на восточную пророссийскую часть и западную, которая вольется в ЕС.
Так, по мнению влиятельного американского журнала «Forbes» , единственным способом прекращения кровопролития на Донбассе является раздел Украины. На своих страницах популярное издание призывает оставить под контролем России восток страны и Крым, а западную часть Украины присоединить к европейским государствам.
Издание апеллирует к мнению различных западных экспертов и аналитиков, которые сходятся в том, что политика Запада в отношении Украины зашла в тупик. Причем некоторые из них признают, что вернуть к жизни Украину в ее постсоветском формате невозможно, и выход один: делить «незалежную» на части.
Например, сотрудник научно-исследовательского центра Карнеги-Европа Ульрих Шпек считает, что «теоретически Запад может остановить продвижение российских войск на Украине при помощи военной силы, однако такой вариант был исключен с самого начала этого конфликта.
И по его словам «теперь ясно, что Россия является движущей силой так называемых «повстанцев», и что она готова бороться даже без маскировки, чтобы получить и удержать территории в южной и восточной Украине. Все, что Запад может сделать незамедлительно, и будет делать - это усиление санкций. Но это вряд ли изменит ситуацию в краткосрочной перспективе».
Более радикальную позицию занимает профессор Альбертского университета в Канаде Дэвид Марплз, который уверен, что один из вариантов разрешения конфликта - признание полной автономии Донбасса или его независимости, однако исключая присоединение к России.
Такое мнение канадский эксперт выразил в связи с наступлением сил ополчения, которое должно укрепить их позиции за пределами Донецкого региона: «Оккупация Новоазовска и возможная битва за Мариуполь может стать ловушкой для большого контингента сил ATO в «донецком коридоре» и была бы вариантом для сил «Новороссии», чтобы открыть один из путей к Крыму, и даже выйти за его пределы» - полагает Марплз.
Надо отметить, что это уже не первая публикация такого рода в ведущих западных СМИ. Еще 8 мая издание Financial Times опубликовало статью под заголовком «Лучше разделить Украину, чем разрывать ее на части», в которой директор российско-евразийской программы Фонда Карнеги Юджин Румер констатировал, что сценарий раздела страны является крайним вариантом, однако он лучше гражданской войны, которая уже стала реальностью.
Безусловно, позицию пусть и ведущих зарубежных изданий, нельзя считать позицией руководства стран Запада. Однако если президент США Барак Обама по-прежнему придерживается жесткой риторики по отношению к России и намерен усиливать экономическое давление через санкции, то несколько иную позицию начинает занимать европейское руководство. Так, еще 23 августа, после своего визита на Украину канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что у Украины есть возможность заключить мир с Россией, рассмотрев возможность вступления в Евразийский экономический союз.
«Если бы Украина сказала, что мы идем в Евразийский союз теперь, то ЕС никогда бы не воспрепятствовал этому, но настоял бы на добровольном решении», - сообщила Меркель.
Конечно, воспринимать подобные заявления как «слив» Украины преждевременно. Но достаточно вспомнить жесткость и решимость США и ЕС первых месяцев этого года - ни о каких уступках в этом конфликте речь не шла, ни в иностранной прессе, ни от имени политиков.
Может ли Запад в текущих условиях пойти на компромисс и смирится с тем, что Донбасс станет независимым государством, или хотя бы получит широкую автономию? Для того, чтобы «сверить часы» с западным экспертным сообществом мы обратились с этим вопросом к их российским коллегам.
Заместитель главного редактора газеты «Завтра» Александр Нагорный не исключает, что с помощью подобных публикаций проверяется готовность общества к смене текущего курса Запада в украинском конфликте:
«Конечно, бывают и маргинальные публикации, но иногда публикуются материалы, которые направлены против генерального курса и специально инспирированы, чтобы изучить общественное мнение».
Однако, по словам Нагорного, о политическом разделе Украины пока рано говорить, так как Запад еще далек от признания провала своей стратегии: «Дело в том, что в американском конгрессе сейчас идет бешеная критика Обамы за пассивность относительно ситуации на Украине и Америка вряд ли пойдет на раздел Украины до своего решающего поражения там» - считает эксперт.
При этом Александр Нагорный полагает, что для готовности Запада идти на уступки России нельзя сдавать Донбасс.
«Если наше руководство не совершит такую трагическую для себя и для России ошибку, как сдача Донбасса, то война будет продолжаться месяцы, а может быть и годы, и затем это неизбежно кончится разделом Украины». Эксперт добавил, что другого пути в России нет, потому что «для Запада Украина важна прежде всего как стратегический враг России», а раздел Украины по принципу Волынь - Польше, Закарпатье - Венгрии, Донбасс - России, станет наиболее благоприятным итогом конфликта.
Иное мнение высказал известный экономист и публицист Михаил Хазин. Он уверен, что поделить Украину не получится:
«Драка на Украине будет продолжаться, потому что там есть несколько сил, главная из которых - откровенно националистическая. В случае раздела страны, они начнут давить оставшееся по ту сторону границы русское население. Там будет война. Единственный вариант, о котором можно договорится, это сохранение Украины как целостного государства, но при условии, что из ее состава выйдет Галиция, и все националисты уйдут туда».
При этом Михаил Хазин уверен, что западные политики все же готовы смягчать противоречия: «Порошенко - не тот человек, на которого можно было ставить. Запад понял, что разрушением инфраструктуры Юго-Востока они там подняли силы, которые будут сопротивляться Киеву. Теперь их задача - выйти из ситуации без потери лица. По этой причине я склонен считать, что они либо заставят Порошенко уйти в отставку, либо он скоропостижно скончается… и тогда Юго-Восток можно оставить в составе Украины, но одним единственным способом - провести Нюрнбергский трибунал над украинскими нацистами и отсоединив ультранационалистическую Галичину». По мнению публициста - «это единственный расклад, при котором война закончится».
Более категорично высказался экономист Михаил Делягин:
«Раздел Украины поможет спасти некоторое количество жизней, но это не способ преодоления кризиса. И не для того Соединенные штаты и Евросоюз устроили государственный переворот в Киеве, чтобы отпустить на свободу 7 млн. человек в лице жителей Донбасса, и не для того серьезные глобальные корпорации «Монсанто» и, стоящая за ней, «Авангард», - направляли на Украину частные военные компании, чтобы позволить конфликту просто остановится».
Доцент кафедры Политической теории МГИМО Кирилл Коктыш не согласился с версией, согласно которой Запад готов реализовывать сценарий раздела Украины: «На сегодняшний день речь все-таки идет об условиях сохранения Донбасса в составе Украины. Поэтому сначала нужно определиться с российской позицией по конфликту на Востоке Украины».
Безусловно, именно фактор внешней политики России будет играть решающую роль в дальнейшей судьбе Украины. И для того, чтобы говорить о том или ином варианте разрешения кризиса, нужно исходить из стратегических интересов России в этом регионе.
Важно понимать, что планы пересобрать Украину, пусть и в формате федеративного государства, могут быть обречены на продолжение Западом линии по строительству на Украине враждебного России государства.
И если западные страны под давлением обстоятельств будут готовы идти на уступки, вести переговоры либо о независимости Донбасса, либо о его широкой автономии, то, очевидно, этим нужно воспользоваться. Но таким образом, чтобы удержать противовес Западу, который сегодня сложился на востоке Украины. Этот противовес отвечает стратегическим интересам России, и другого шанса построить подобный пророссийский форпост вблизи Европы - уже не будет.
Олег Матвеев
запад украина Россия противостояние,
война,
нэнька