Шкура Порошенко

Jul 30, 2014 01:33

Оригинал взят у mikle1 в Шкура Порошенко
Хорошо на гражданской безбашенным авантюристам, вроде генерала Шкуро, предводителя «Волчьей сотни», дослужившегося в тридцать с небольшим до командира конного корпуса. Вот как описывает его капитан Макаров в мемуарной книге «Адъютант Май-Маевского» - тот самый, что стал прототипом героя фильма «Адъютант его превосходительства»: «Шкуро полулежал на диване, не обращая внимания на Май-Маевского, который одиноко сидел за небольшим столиком и пил водку, бандит запел свою любимую песенку:
Со своею ватагой я разграблю сто городов…
Лейся да лейся, белое вино,
Ты на радость нам дано»…


Шкуро был тем, кого сегодня называют «полевыми командирами». Воюя на стороне белых, он с трудом заставлял себя подчиняться приказам и даже однажды воскликнул, когда его упрекнули за грабежи, пьянство и «полнейшую вакханалию в корпусе»: «Я знаю, что делаю! Хотите, завтра не будет ни Деникина, ни Ленина, ни Троцкого, а только батька Махно и батька Шкуро?»

Настоящая фамилия Шкуро была Шкура. Весьма неблагозвучная. Кубанский казак, потомок запорожцев, он сначала хотел изменить ее на Шкуранский, но потом удовлетворился заменой всего одной буквы и ударения на последний слог на французский манер. В 1919-м ему было только тридцать три года. С одной стороны, возраст Христа. С другой - вся жизнь впереди. И как же он ее потратил? На какие добрые дела?

После гражданской войны бравый генерал работал наездником в цирке, снимался в кино статистом. Певец Александр Вертинский вспоминал, как в Ницце во время съемок «Тысячи и одной ночи» к нему подошел невысокий человек в чалме и турецком костюме, представившийся генералом Шкуро:

- Узнаете меня? - спросил он.
Если бы это был даже мой родной брат, то, конечно, в таком наряде я бы все равно его не узнал.
- Нет, простите.
- Я Шкуро. Генерал Шкуро. Помните?…
- Надо уметь проигрывать тоже! - точно оправдываясь, протянул он, глядя куда-то в пространство.

Свисток режиссера прервал наш разговор. Я резко повернулся и пошел на «плато». Белым мертвым светом вспыхнули осветительные лампы, почти невидные при свете солнца… Смуглые рабы уже несли меня на носилках.

«Из премьеров - в статисты! - подумал я. - Из грозных генералов - в бутафорские солдатики кино!… Воистину - судьба играет человеком».

Но и это еще был не финал! Боевую карьеру Шкуро закончил группенфюрером СС у Гитлера, собравшего под свои знамена разбойников и авантюристов со всей Европы. Атаман Шкуро на службе у атамана Гитлера… Начальником Резерва казачьих войск при Главном штабе войск СС. Бывает же и такое. Повешен в Москве в 1946 году, в которую так мечтал вступить во время гражданской, весело распевая:

У нас теперь одно желание -
Скорей добраться до Москвы,
Увидеть вновь коронование,
Спеть у Кремля - Алла Верды…

А где-то рядом с ним в одной армии воевали франкоговорящий бригаденфюрер СС Леон Дегрель, командовавший дивизией «Валлония» и грезивший восстановлением «Великой Бургундии». И бывший командир полка Черных запорожцев Петр Дьяченко родом из-под Гадяча на Полтавщине - русский, украинский, польский и даже немецкий офицер, командовавший в 1945-м противотанковой бригадой «Вільна Україна» в составе Вермахта.

Как заметил другой авантюрист и писатель - итальянский писатель и кинорежиссер Курцио Малапарте, умудрившийся начать в 1920-е фашистом, а закончить в 1950-е коммунистом: «Для воевавшего война никогда не кончается». Поэтому, как по мне, ее лучше не начинать. Ведь война, по мнению Томаса Манна, всего лишь - «трусливое бегство от проблем мирного времени». Что бы кто ни говорил в ее оправдание.

Авторский сайт Олеся Бузины

гражданская война

Previous post Next post
Up