«Родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на знаменитом плакате

Sep 19, 2016 01:00

Оригинал взят у cycyron в «Родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на знаменитом плакате
Оригинал взят у medveduha в «Родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на знаменитом плакате
Оригинал взят у taisya_2121 в «Родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на знаменитом плакате
Оригинал взят у karhu53 в «Родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на знаменитом плакате

«Родина-мать зовет!»: кто на самом деле изображен на знаменитом плакате


Плакат *Родина-мать зовет!* и прототип образа матери - Тамара Тоидзе | Фото: anews.com

Лицо женщины, изображенной на знаменитом агитационном плакате времен Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», знакомо всем. Главной задачей художника Ираклия Тоидзе было создание обобщенного образа женщины-матери, в которой каждый солдат мог бы увидеть свою маму. Тем не менее у этого образа-символа был реальный прототип - Тамара Тоидзе.




Плакат *Родина-мать зовет!* | Фото: aif.by

Плакат был создан в самом начале войны, через несколько дней после вторжения немецких войск, в июне 1941 г. В те времена появлялось множество подобных агитационных плакатов и патриотических песен, призванных вдохновить людей на борьбу с врагом. Однако именно этот плакат стал самым популярным и узнаваемым.


Художник Ираклий Тоидзе | Фото: soviet-art.ru и rgakfd.altsoft.spb.ru

Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе на тот момент уже прославился как иллюстратор - он был автором рисунков к поэме «Витязь в тигровой шкуре». По его рассказам, он как раз работал над ними, когда 22 июня 1941 г. в комнату вбежала его жена, Тамара Тоидзе, с криком: «Война!». Рукой она инстинктивно указывала на распахнутую дверь, из-за которой доносились сообщения о начале войны Совинформбюро, переданные по уличному репродуктору. Этот жест вдохновил художника на создание плаката. «Стой так и не двигайся!» - попросил он тогда жену и тут же принялся делать наброски. Тамаре на тот момент было 37 лет, но выглядела она значительно моложе, и чтобы создать обобщенный образ матери, художник изобразил женщину старше прототипа.


Тамара Тоидзе | Фото: anews.com

Как утверждает сын художника, слова «Родина-мать» художник позаимствовал из произведения своего любимого поэта Андрея Белого. В сборнике его стихотворений Ираклий Тоидзе подчеркнул карандашом строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твое прорыдать».


Плакат *Родина-мать зовет!* и его репродукция в *Известиях* от 13 июля 1941 г. | Фото: pencioner.ru

Плакат был готов уже к концу месяца и размножен миллионными тиражами. Его расклеивали по всей стране - на вокзалах и сборных пунктах, на фабриках и заводах, на стенах и заборах. Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что солдаты носили его уменьшенные репродукции размером с почтовую открытку в нагрудных карманах своих гимнастерок, а если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и уносили с собой.
Сегодня некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката. Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие - что Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику. Третьи уверены в том, что приподнятая и отведенная назад рука - это характерный жест эмоциональных женщин-грузинок.
Как бы там ни было, сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война». Вряд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены. Образ действительно был собирательным, что подтверждает и сын художника: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». Именно поэтому этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.


http://www.kulturologia.ru/blogs/050916/31211/

Previous post Next post
Up