Сегодня утром в Киеве неизвестные подорвали автомобиль журналиста Павла Шеремета (куда он ехал на нём - будет сказано далее). Пока следствие занято расследованием, предлагаю вспомнить, чем же занимался погибший на ниве своей профессиональной деятельности.
Широкую известность Павел Шеремет получил 19 лет назад - в июле 1997 года, когда, будучи заведующим белорусским бюро Общественного российского телевидения (контролируемого на тот момент бизнесменом Борисом Березовским), был задержан спецслужбами Белоруссии при попытке перейти литовско-белорусскую границу. Цель особо и не скрывалась - попытаться показать "прозрачность" этой границы и тем самым поставить под вопрос целесообразность создания союзного государства.
Я хорошо помню, как буквально каждые новости ОРТ выходили с материалами про этого "узника режима Лукашенко". Шеремет провёл под арестом около трёх месяцев и был депортирован в Россию, где затем принимал участие в деятельности либеральной оппозиции (например, в 2006 году вместе с Никитой Белых и Людмилой Алексеевой выступил соучредителем "Российского антифашистского фронта"), правда, особой известности на этом поле не снискал.
В 2014 году Шеремет перебрался в Киев и сумел получить здесь, работая на промайданном сайте "Украинская правда", определённое громкое реноме - и отнюдь не пикетами у посольства России по поводу убийства своего давнего знакомого Бориса Немцова, и не фильмом, посвящённым этому российскому либеральному политику.
- В том, что они дружили, не было ничего удивительного: они ведь были действительно похожи, - пишет сегодня на сайте "Медузы" знакомая Шеремета журналистка Екатерина Гордеева, добавляя, что "биография Павла Шеремета - это, безусловно, история... верности убеждениям". Кстати, Алексей Навальный сегодня сообщил, что в 2015 году Шеремет приезжал в Москву на марш памяти Немцова, добавив, что "Павел был отличным журналистом и вообще хорошим человеком".
Почему-то именно Шеремету 17 июня 2014 года дал своё первое интервью командир батальона "Азов" Андрей Билецкий, который ранее старательно избегал внимания массмедиа в связи со своим неонацистским прошлым. Интервью, кстати, было в высшей степени комплиментарным.
Пиаром "Азова" в массмедиа Шеремет занимался до самой своей кончины - последний его пост в блоге на сайте "Украинской правды" был посвящён угрозе "зачистки" базы этой части в связи с причастностью её бойцов к серии вооружённых налётов на банки и машины инкассаторов.
- Горячие головы из высшего руководства призывали направить в Урзуф спецназ и штурмовать базы "Азову" в поисках вещдоков. В Киеве на аэродроме уже держали под парами два самолёта, - тревожно писал Шеремет. - Но нужно отдать должное руководителю СБУ Василию Грицаку... хватило ума и выдержки не доводить ситуацию до кровавого абсурда.
Интересно, что в зеркале блога Шеремета на другом популярном украинском интернет-ресурсе была гордо размещена его фотография с изображающими "V" пальцами на фоне знамени "Азова", сделанная летом 2014 года журналистами AFP в расположении этой части.
- Мы потеряли одного из немногих друзей в украинской журналистике, - откровенно заявила сегодня пресс-служба "Азова". - В условиях информационной блокады в отношении нашего движения Павел не боялся писать о нас: благодаря ему интернет-издание "Украинская правда" начало серию репортажей о сержантской школе им. Евгения Коновальца. Сегодня утром Павел Шеремет должен был освещать акцию "Азова" в поддержку шахтёров.
Не менее преданно обслуживал Шеремет интересы праворадикалов и в российских СМИ.
- В принципе, никто, конечно, не льёт слёз по поводу Калашникова и Бузины, поскольку они наделали в своей жизни много всяких грехов, - говорил он 17 апреля 2015 года в эфире телеканала "Дождь". - До последнего момента эта пресловутая "пятая колонна" - только уже здесь, в Украине, враги Украины, пророссийски настроенные силы, - они действовали открыто, дерзко, публично проявляя ненависть к тому государству, гражданами которого они являются. И публично занимались подрывной деятельностью. Конечно, часто люди обращались к государству: что, в конце-то концов, можете вы навести порядок? Но не могут открыто работать средства массовой информации, которые тайно финансируются из России или тайно или явно финансируются теми людьми, которые находятся в международном розыске. Это тоже была проблема, на которую обращали внимание и которая могла подтолкнуть каких-то радикалов, неадекватных людей вот к таким провокационным действиям.
Ещё один интересный момент - деятельность сайта "Белорусский партизан", созданного в 2005 году по инициативе Шеремета "для свободного и открытого обмена информацией".
- До последнего дня... Шеремет писал о том, что происходит в Беларуси на своём сайте "Белорусский партизан", - свидетельствует Гордеева (в общем-то, это секрет Полишинеля: адрес сайта был прописан в профиле аккаунта Шеремета в соцсети Twitter, он регулярно размещал там ссылки на публикации на этом интернет-ресурсе).
С лета 2014 года "Белорусский партизан" занимался откровенной пропагандой для жителей Белоруссии - как украинских праворадикалов, так и воюющих в различных добровольческих батальонах в зоне АТО белорусов (первый такой материал появился 18 июня 2014 года - практически синхронно с интервью Шеремета с Билецким). Но более всего там пиарили и обеляли всё тот же неонацистский "Азов".
В частности, речь идёт о большом интервью с руководителем разведки этой части Сергеем Коротких по кличке Малюта (экс-фюрер организации "Национал-социалистическое общество", объявлен в России в розыск за терроризм) и репортаже о тренировках на базе "Азова" в Киеве, походивший на рекламу такового для граждан Белоруссии, которые-де могут приехать, набраться опыта и, не привлекая к себе внимания КГБ, вернуться домой.
- Паша часто говорил, что чувствует себя хорошо, свободно и безопасно в Киеве, куда вначале приезжал работать "вахтенным методом", а потом перебрался насовсем и даже выучил украинский язык, - рассказывает Гордеева.
Ему было комфортно там, пока праворадикалы без стеснения и препон убивали где-то рядом пророссийских деятелей, которых Шеремет затем клеймил как "пятую колонну", занятую "подрывной деятельностью". Но затем вдруг что-то пошло не так.