Оригинал взят у
komediante в
Пир льда и огняЗа месяцы молчания у меня накопились тонны материалов, которыми я потихоньку начну бомбить ваши уютные ленточки уже на этой неделе. А пока расскажу о двух лучших вещах на свете - еде и Игре престолов.
Я говорю о недавно переведенной на русский язык книге «Пир льда и огня». С рецептами разнообразной вкусноты, которой угощаются вымышленные короли, гвардейцы, нищие из Блошиного Конца, карлики, безликие убийцы, лысые евнухи, не говоря уже о братьях и сестрах, погрязших в инцесте, и других замечательных людях.
На старом ноутбуке лежит "Пир льда и огня", сфотографированный в недостойном его качестве.
Что можно сказать о книге?
Предисловие Мартина заслуживает отдельного внимания. Не буду рассказывать, а то там спойлеры.
Все рецепты заботливо разбиты по регионам. Допустим, Стена предлагает каре ягненка, пирог со свининой, баранину в луково-пивном бульоне и всякую солонину с глинтвейном. Север склонен к простым сытным блюдам - дикий бык, курица в меду, разнообразные пироги. Юг любит мелкую дичь и рыбу, похлебку из кролика и форель в беконе на гриле. Развратная Королевская гавань, как и положено столице порока, точит сладкое и вкусное - перепелов в масляном соусе, лимонные пирожные, ледяное молоко с медом. Дорн ест долму, нутовую пасту и змей. Регион Узкого моря вообще питается всякой ересью, вроде акрид в меду.
Изначально я думал, что эта книга - больше артефакт, чем прикладное кулинарное пособие. Красивые картинки, величественные блюда из ужей, ежей, голубей и драконов, которые нереально приготовить, можно только любоваться.
Ошибался. Авторы провели довольно серьезную работу по адаптации средневековой кухни к нашему миру пельменей, пиццы и готовых, прости господи, смесей приправ. Для начала они дают кулинарную базу - основные рецепты из реальных средневековых кулинарных канонов. Елисаветинский масляный соус, сладкие и несладкие порошки для заправки, заготовки для теста. База снабжена массой цитат к древним поваренным книгам из темных веков. Исторический экскурс оставляет приятное послевкусие.
Еще авторы рекомендуют замены. Скажем, мясо тура предлагают заменить говядиной, а голубя - уткой. Хотя вот в Москве очень много голубей, при желании можно готовить голубиный пирог каждый день. И наконец, большинство блюд имеют средневековую и современную версию. Вам не понять мой ужас, шок и трепет, когда я узнал, что раньше пирог со свининой считался сладким и готовился с медом и имбирем.
Разумный подход. Но иногда книга срывается в иронию и начинает издеваться, предлагая вам приготовить что-то типа змеи на гриле без каких-либо замен. Невинно делает вид, что так и надо. Да, возьми четырех змеюк. Да, шкурка плохо слазит. Подсолить не забудь. Какая замена? У тебя что, проблемы с этим, парень? У нас нет.
Нравится.
"Дабы сделать пирога парижского, изруби свинины и оленины на части, и положи их в котелок с готовой юхой, и прибавь вина, и увари, покуда не будет готово, далее перелей то в глиняный горшок и положи туда желтков яиц сырых, присыпь инбирю, сахару, соли, и изрезанных фиников, и изюму коринского, и замеси хорошего густого теста, и сделай пирог, и положи все внутрь; испеки хорошо и подавай".
О БЛАГОРОДНОЙ ТРАПЕЗЕ
Английская поваренная книга 16 века
Качество издания доставляет сверх меры. Эту вещь просто приятно держать в руках, она действительно артефакт. Отличная полиграфия, множество картинок, качественная бумага. Дарить ее не стыдно, это факт.
У меня только два вопроса к редактору.
1) В одном из базовых рецептов средневековой кухни фигурирует «Загуститель ру». Хотелось бы понять, это вот что вообще, черт возьми, такое? Адрес сайта? Я даже загуглил это название, думал, какой-то термин. Ничего не нагуглил. Остался в растерянности.
2) Трайдент? Тулли?! Вы серьезно? Зачем вы заставляете меня плакать?
В целом, книга получилась славная и полезная. По ней реально можно готовить разнообразные атмосферные блюда и атмосферно же их поедать на тематических вечеринках. Кроме того, она закрывает вопрос «что подарить друзьям» как минимум на год. Потому что фанатов Игры сейчас - каждый второй, а фанат, который не обрадуется такому подарку, явно не понимает в жизни чего-то очень важного.