Так убей фашиста, чтоб он, А не ты на земле лежал, Не в твоем дому чтобы стон, А в его по мертвым стоял. Так хотел он, его вина,- Пусть горит его дом, а не твой, И пускай не твоя жена, А его пусть будет вдовой. Пусть исплачется не твоя, А его родившая мать, Не твоя, а его семья Понапрасну пусть будет ждать. Так убей же хоть одного! Так убей же его скорей! Сколько раз увидишь его, Столько раз его и убей!
Константин Симонов "Убей его".
Сегодня случился довольно редкий случай, когда отечественное кино, да еще и кино про Великую Отечественную Войну приподнесло приятный сюрприз (а не наоборот как обычно бывает). Мелодраматический байопик посвященный легендарному советскому снайперу Людмиле Павличенко оказался вполне смотрибельным, а ряд эпизодов так и вовсе приятно порадовали. Я за фильмом особо не следил, видел только трейлер, да читал пару прогнозов, что фильм как обычно у нас бывает с "кино про войну" будет не очень в духе различных "Цитаделей" и "Сталинградов". На деле, получилось по другому. Ждал нечто близкое по духу к творениям Михалкова и Бондарчука-младшего, получилось нечто близкое по духу работам Котта.
Авторы в тисках довольно скромного бюджета смогли достаточно достойно смешать батальные сцены, компьютерную графику, бытовые сцены и мелодраматическую линию. На середине фильма я уже было подумал, что проклевывает почти что шедевр по современным меркам в духе "Брестской крепости", но авторы завершили кино несколько скомкано ввиду чего "Битва за Севастополь" это просто неплохой фильм про Великую Отечественную Войну, который даже не стыдно порекомендовать к просмотру. Фильм с точки зрения фактуры отражает ряд основных этапов большого пути самой результативной женщины-снайпера в истории, начиная от юношеского возраста и заканчивая визитом в США, сделавшим ее известной не только в СССР, но и на Западе.
Статья о визите Павличенко в Лондон.
У Советского посольства в Вашингтоне.
Людмила Павличенко и посол США в СССР Дэвис.
С Элеонорой Рузвельт.
Людмила Павличенко выступает в США.
Итак, о чем кино.
Далее спойлеры.
[Spoiler (click to open)]Фильм является собой набор чередующихся сцен из жизни Людмилы Павличенко с 1937 по 1942 год, который перемежается вставками из визита Павличенко в США и ее знакомством с Элеонорой Рузвельт,
Фильм начинается в 1937 году, где молодая Людмила Павличенко учится в институте и имеет сложные отношения с отцом работающим в НКВД, который к тому же еще и герой гражданской войны, живущий в ожидании очередной войны. На студенческой гулянке, Людмила попадает в тир, где показывает хорошие результаты, в результате чего ее замечают в НКВД и... нет, не тащат в расстрельные подвалы, а отправляют на курсы меткой стрельбы, что впоследствии пригодилось как самой Людмиле, так и стране. Далее НКВД из фильма пропадает и больше практически не появляется. Кровавая Гэбня отсутствует как класс. Авторы судя по всему держат нос по ветру и знают, что фильмы с разоблачениями преступлений НКВД регулярно пролетают в прокате, поэтому эту скользкую и уже надоевшую тему "кровавых упырей в обнимку с камнедробилкой Берия" просто не стали вводить в фильм. Сталин хоть и мелькает на плакатах и портретах, а моряки в новый год пьют за его здоровье, поминается крайне редко и в целом нейтрально. И даже политработники получились достаточно разнообразными, хотя и довольно клишированными.
Далее идет довольно добротно сделанный отрезок мирной предвоенной жизни в Одессе. Несмотря на скромный бюджет, атмосфера получилась довольно неплохой, плюс еще колоритная еврейская семья хорошо играет. Здесь у Людмилы появляется первый ухажер, скромный военврач-еврей, который боится идти на войну. Тут происходит и очень хорошая сцена, когда врач спорит с летчиками-истребителями на тему войну, где летчик втолковывает врачу "А война то уже началась, просто вы еще не можете это признать", пока врач пытается доказать летчику, что войны не будет. Почему то вспомнилась текущая ситуация на Украине.
Разумеется война будет и Людмила поругавшись с врачом отправляется на фронт, тем более и отец как бы намекнул, что негоже в тылу отсиживаться. Далее идет довольно неплохо снятая, хоть и довольно стандартная сцена в учебке для снайперов. Здесь и далее рядом с Людмилой начинают возникать различные фронтовые командиры, с которыми она пересекалась в ходе войны - здесь нет каких-то клишированных образов, все они разные, по своему сложные люди. Один учит ее стрелять становясь рядом с мишенью, другой пытается образумить Людмилу на тему подсчетов убитых врагов, третий - что на войне есть определенные грани.
И так она скользит по сюжету через первые бои на подступах к Одессе, где вокруг людей перемешивает с землей и винтовку приходится доставать снимая с нее чью-то оторванную руку, а рядом гибнут ее товарищи. Батальная сцена поставлена довольно скромно, но жестко - вполне в духе 1941 года, пехотная рота с 1 сорокопяткой отбивает атаку немецкой пехоты с танками. Снято скорее в духе старых советских фильмов без особых наворотов, но вполне смотрибельно. Правда осталось непонятным, можно ли на практике поджечь танк из снайперской винтовки.
И дальше понеслась, первый убитый немец, первый поврежденный танк, наградная винтовка от генерала Петрова. Вот казалось бы трогательная сцена, наша медсестра заползает с раненным бойцом у которого оторвало руку в воронку, а там лежит немец с разорванной ногой. Медсестра помогает немцу и он ползет к своим, а с наших позиций Людмила его убивает и заносит в свой список, пока подруга рассказывает ей, как спасла уже 20 наших раненных и "еще одного" не зная, что он уже мертв. В этой казалось бы простой сцене, хорошо прослеживается безжалостная логика войны, которую авторы полностью раскроют чуть позже.
Людмила продолжает воевать, наращивая счет, но вот приходит приказ оставить Одессу. Как и зачем, авторы не разъясняют, командир сообщивший эту новость ограничился фразой "Начальству виднее". В итоге тема причин оставления Одессы осталась не раскрыта, хотя далеко не секрет, что Одессу оставили потому, что немцы уже рвались в Крым и без переброски сил из Одессы, Крым удержать уже не могли. Накануне эвакуации, Людмила получает сильную контузию и ее эвакуируют в Севастополь.
Далее следует самая зрелищная сцена фильма, налет "Мессершмитов" на караван идущий в дымящийся на горизонте Севастополь. Снято очень хорошо, практически на уровне "Перл Харбора", хотя в некоторых моментах компьютерность все таки проглядывалась. Но все равно, динамика налета на караван и воздушного боя с "ишачками" на уровне. В том же "Сталинграде" я не припомню столь отлично поставленных батальных сцен. У нас когда-то пытались нарисовать налет немецкой авиации на караван в сериале "Реквием каравану PQ-17", но только в "Битве за Севастополь" показали, как это надо было сделать.
В общем, после этой сцены я уже понял, что деньги за билет уплатил не зря. Для нашего кино это вполне достижение, как с технической, так и с постановочной точки зрения. Уж не знаю, сами ли делали или иностранцев приглашали.
Далее начинается Севастопольский период из жизни Людмилы Павличенко. Она восстанавливается после болезни и узнает, что ее первый фронтовой учитель погиб, а ее фронтовая подруга на фоне спуска на Корабельную сторону жестко ей втолковывает, что "Надо жить", а новый снайпер-наставник учит ее, для чего надо жить, чтобы не захлебнутся местью. Севастополя как города в фильме мало, в основном это редкие видовые кадры вроде горящего транспорта у Памятника затопленным кораблям, нарисованные и немного замыленные виды города с воздуха (ночью в пожарищах) и днем на фоне голубого неба.
Здесь фильм становится более камерным - крупных батальных сцен практически нет (а так хотелось бы увидеть работу знаменитых номерных батарей Севастополя, атаки моряков и многое другое (но все это требовало совсем другого бюджета), в основном снайперская рутина и неплохие эпизоды с участием генерала Петрова (который показан довольно комплиментарно), который поучает адмирала Октябрьского, что надо "Парижскую Комунну" вернуть с Кавказа и отработать по немцам главным калибром (в декабре 1941 так и произошло, но в фильме не показали видимо из-за недостатка бюджета), а морякам пора заканчивать бегать в черной форме пугая немцев "черной смертью" и одевать полевую форму, для чего и использует Людмилу Павличенко, которая убеждает Октябрьского, что его бы она сразу хлопнула, а Петрова в полевой форме еще пришлось бы поискать. В общем Петрова показывают скорее как хорошего военноначальника, а Октябрьского как отставшего от требований современной войны.
Снайперские будни показаны не то, чтобы совсем реалистично, но на фоне крымской природы, смотрятся вполне нормально. В общем, Людмила продолжает выполнять взятые на себя обязательства убить 100 фашистов. Самая сильная сцена в фильме, это новый год в Севастополе после отбитого декабрьского штурма города. Маленькая девочка читает заглавное стихотворение Симонова. Это было очень сильно. Авторы как бы собственоручно отрезают любые сантименты на тему войны с фашизмом, а просто постулируют - фашистов надо убивать и точка. Что примечательно, в зале при просмотре до этого люди переговаривались комментируя фильм, а после стихотворения несколько минут была гробовая тишина. Тут в отличие от современных "дочерей офицеров", все очень однозначно и без полутонов, поэтому немцы в фильме несмотря на фотографии жен и детей, всего лишь цели, которых надо убивать, даже если празднуют под елкой со свастикой Рождество. И Людмила Павличенко собственоручно убившая 300 с хвостиком фашистов как нельзя кстати иллюстрирует этот тезис. В конце фильма авторы логично подтвердят выдвинутый постулат.
Людмила несмотря на все попытки любить в условиях войны, уносится в водоворот продолжающейся войны, когда вокруг погибают друзья (пришла к подруге на свадьбу, а там поминки, сбили отважного летчика) и любимые (второй напарник тоже погиб), а она даже контуженная и раненая, вынуждена идти в бой, ведомая чувством долга перед страной и мести за тех, кто погиб, убивая снайперов, минометчиков, связистов, неосторожных курильщиков (что сопровождается циничной шуткой на тему вреда курения) и различных офицеров. И даже когда она сама чувствует, что уже не тянет - выгорела и морально и физически, она идет в бой за погибшего напарника и побеждает через немогу.
В конце Севастопольской обороны, Людмилу после многочисленных ранений эвакуируют из Севастополя на подводной лодке, после того, как военврач таки попавший на войну и любивший Людмилу на расстоянии отдает ей свой билет на Кавказ, а сам остается с погибающим гарнизоном Севастополя, совершая свой подвиг, поднимаясь над самим собой. Сама трагедия последний дней подана максимально сглажено, констатируется, что эвакуация не была организована (без указания виноватых) и что по приказу из Севастополя вывезли старший нач.состав и ценных работников, а остальных ждала смерть и плен. Тут авторы решили сильно не копать эту больную тему (возможно опять же потому, что дабы показать масштаб трагедии последних дней, требовался другой бюджет), просто напомнили, насколько трагически завершилась вторая оборона Севастополя. Финальная сцена с лицами оставшихся неплоха, но очень скомкана.
Ну параллельно развивается тема визита Павличенко в США, где она становится известна как "Леди Смерть". Мирные кадры США ведущих войну на далеких театрах контрастируют с полыхающим Восточным Фронтом и Людмила в составе советской делагации ездит по Америке и требует наконец открыть Второй фронт. Попутно общается с супругой ФДР, раздает интервью и слушает песни ей посвященные.
Финалом визита и итоговым постулатом картины становятся простые слова "Я убила 309 фашистов, может хватит прятаться за моей спиной?" отражающие как тогда. так и сейчас дискуссии на тему основополагающего вклада в разгром фашизма.
В итоге, жизнь Людмилы Павличенко в годы войны оказалась подчинена железной необходимости войны, которая перемола ее личное счастье и оставила ей ужасные раны. Но фильм не впадает в столь частое случающееся у нас нытье "Она хотела быть женщиной, а пришлось убивать, ужас-ужас - ужасные фашисты, ужасные коммунисты, ужасное НКВД, ужасный Сталин". Фильм скорее выдвигает тезис "Да, ужас, война мерзость, но общее благо требует жертв" и Людмила эти жертвы приносит, как и ее боевые товарищи и те, кто ее любил.
В финале картины, уже постаревшая Павличенко с сыном пионером сидит в театре с вдовой Рузвельта и актрисе очень хорошо удалось без слов передать, одними глазами, которые так часто видели смерть, насколько тяжелые испытания пришлось пережить этой легендарной женщине, чтобы у нее наконец появилось свое личное счастье помимо всемирного признания.
В целом, как байопик фильм конечно имеет ряд недостатков, но в целом задачу популяризации известного героя Великой Отечественной Войны решает. Фильм смонтирован не идеально, чехарда американских и севастопольских сцен предает картине слишком рваный ритм, в виду чего полотно военной биографии Людмилы Павличенко хоть и не рассыпается на части как в опусах Михалкова, но скроено грубовато. Собственно именно эта проблема вкупе с небольшим бюджетом и не позволили фильму из просто хорошего фильма про войну добиться большего, хотя авторы почти дотянулись до "Брестской крепости", но чуть-чуть не хватило в плане цельности ленты. Ну и в целом, название ленты "Битва за Севастополь" не совсем соответствует содержанию картины, это именно что байопик про Павличенко, а сама битва за Севастополь дана очень скомкано на заднем плане, причем слабо знакомые с историей граждане будут иметь крайне отдаленное представление о том, что вообще происходит, так как фильм в плане исторической поучительности по большей части молчит как партизан, хотя элементарные текстовые или голосовые вставки с краткими комментариями на тему обороны Одессы и Севастополя явно бы фильму не помешали, тем более что в конце фильма такая вставка была. В украинском прокате лента называется "Незламна" ("Несокрушимая") и это название куда как вернее отражает содержание фильма про женщину, которая преодолела все и даже больше.
По техническим составляющим.
Актеры. В фильме задействованы в основном малоизвестные актеры и вы знаете, это пошло фильму только на пользу, много новых для меня, свежих лиц, значительная часть из которых вполне нормально играет. Юлия Пересильд в главной роли вполне себе живо отыгрывает не забронзовевшую под тяжестью лет фигуру Павличенко, а показывает именно человека под всей этой бронзой, который осознанно принимает на себя этот выбор ценой своего личного счастья.
Графика. Несмотря на куцый бюджет в 5 млн. долларов, то немногое что есть, вполне нормально разбавляет фильм не давая ему превратиться в чистую мелодраму. Сразу видно, что все деньги пошли в работу и распилы явно миновали этот фильм. Понятное дело, что при названии "Битва за Севастополь", ожидаешь военного эпика, но для этого нужен бюджет не 5, а 50 млн. и не подпускать к ним Михалкова. На историческую достоверность в плане заклепочности фильм я думаю не претендует, более-менее аутентично, в некоторых моментах авторы перебарщивают с "символикой" пытаясь добрать нехватку компьютерной графики и декораций повышенным числом флагов и плакатов. Ну и без пары глупых сцен не обошлось.
Музыка. На удивление и тут все нормально. И даже "Океан Эльзы" (в связи с известными событиями) каши не портит. Но лучше всего зашла очень необычная аранжировка "Кукушки" Цоя с женским вокалом, которая на удивление хорошо подошла к этому фильму.
Патриотизм. С точки зрения воспитания патриотизма, данный фильм намного более удачный, нежели недавний "БатальонЪ", который был просто слабым фильмом без какого-либо запоминающего посыла. В "Битве за Севастополь" тема женщины на войне раскрыта в разы интереснее, да и в плане тезиса борьбы с внешним врагом, тут на бога или на кого-то еще не надеются, если ты не встанешь на защиту Родины от фашизма, то никто за тебя этого не сделает, сколько бога не поминай и сколько не рассчитывай в тылу отсидется. Война касается всех. Ну и с точки зрения воспитания молодых поколений на правильных примерах, байопик про Павлюченко показывает, что не надо натягивать сову на глобус, пытаясь придумать вымышленных героев - в нашей истории как в досоветской, так и советской - более чем достаточно настоящих героев, которые заслуживают того, чтобы ставить их в пример.
В целом, можно констатировать, что к 70-летию Победы у нас появился еще один неплохой фильм о Великой Отечественной Войне. Да, он мог быть лучше и претендовать на большее, но и того что есть, вполне достаточно, чтобы занести создателям свои деньги. В фильме есть как минимум 4-5 отличных сцен, которые с гарантией их отобьют. Он не идеален по части монтажа и технической составляющей, но в нем содержится достаточно мощный смысловой заряд, который перевешивает указанные недостатки и думаю он войдет в число наиболее удачных пост-советских лент о Великой Отечественной Войне.