«Каким видится татарский мир из окна лондонского дома». Часть 1.

May 14, 2012 13:59


Делясь этим "проектом" ответа, признаюсь, я испытываю противоречивые чувства. Высказаться на эту тему необходимо, но затрагивать память человека, много сделавшего для развития и пропаганды национальной культуры, не кощунственно ли это? Ведь он не может ответить... Мы переписывались с Равилем. Я задавал ему эти вопросы, он мог ответить на все поставленные вопросы, но, видимо, не хотел тратить ни усилий, ни времени. Опосредованно я находил ответы в публикуемых им статьях... Думаю, что речь не идёт об ущемлённом честолюбии или обиде. Но я так лишь думаю. Я не знаю даже, как бы я себя повёл, если бы вдруг мне за некоторые деньги предложили написать прямо противоположное тому, что я написал. Мне кажется, я бы написал. Но и это мне только кажется... Я даже не снимаю эмоциональных излишеств... у меня такое впечатление, точно я отстаиваю честь своего отца, деда и прадеда, татарами ли они были?.. если сын, внук и правнук в моём лице кому-то может показаться, к примеру, манкуртом, поверьте, я удостаивался и такого немыслимого чина, хотя националисты, которым приходило это в голову, вряд ли читали Чингиза Айтматова...


Предваряю свои заметки некрологом Остальского.
Андрей Остальский. "Памяти коллеги, писателя Равиля Бухараева".
У меня осталось несколько иное впечатление от его личности, но я не был с ним знаком лично... лишь та переписка, о которой я говорил... наш разговор почему-то сразу переместился в область модернизации ислама, и в этой дискуссии мы не нашли ни одной точки соприкосновения... более того, я совершенно не понимал передёргивания по поводу того, что в исламе были заложены основы появления капитализма, что являлось весьма грубой калькой с работы Макса Вебера... Я не понимал и его политической позиции... Как отмечено в заметке "сотрудник Русской службы Би-би-си"... Звучит странно. Но на фоне пустоты в национальной культуре фигура (здесь мне стало неловко, я не мог подобрать слово, был поэтом, переводчиком... но попытки стать историком и философом? попытки протолкнуть своё понимание исламско-восточного мировоззрения,  спонсируемые западом, мне были и непонятны и неприятны. Я пытался высказать ему это. И оказался, понятно, в шеренге врагов татарской нации и ислама, впрочем, может, прав и он), так вот, фигура и личность незаурядная. Это крайне печальная потеря. Что не снимает с нас ответственности за выбранное направление национальной самоидентификации и поиска своего места в мире.

Проект «ответа» на статью Равиля Бухараева «Татарское эго» (Нам татарам все равно), опубликованную в журнале «Дружба Народов» (2009, №7).
К сожалению, при «чистоте» татарского происхождения автор этого «проекта» вынужден обратить внимание на сомнительность этой «чистоты», ибо статью «Татарское эго»  без сарказма читать не мог. Совершенно неожиданно для самого себя был из себя и выведен этим лондонским опусом, который ставит под сомнение татарское происхождение целого поколения, к которому он и принадлежит. Я бы предложил назвать статью Бухараева так: «Каким видится татарский мир из окна лондонского дома».

«Был бы я Ходжа Насреддин, сказал бы так: “Нация подобна женщине - она серчает и сердится, когда на нее не обращают внимания. Кажется ей, что ее цветущие достоинства увядают, если нет к ним интереса со стороны».

Женщины бывают разные. Гулящие бывают столь красивы и загадочны, что невольно навязываешь им и чувство и интеллект и страдание, которых там нет в помине. Но ум и истинная красота всегда скромны: им неловко, что Господь одарил их тем, чего они не заслуживают. С определением нации (порождение капитализма, в русском - слово женского рода, в татарском такого слова нет) я согласен, но в том же ключе, слава богу, «народ» не «процитируешь». Так рассуждает где-то как-то образованный бай, осматривая достоинства товара на невольничьем рынке, чтобы пополнить свой гарем.

Этот интерес, однако, не должен быть ни сентиментальным, ни ханжески торжественным, ни игривым. У всего на свете есть обратная сторона, но во всем положена золотая середина - к ней и устремимся!

Золотая середина известно где находится, назови хоть золотым сечением…

Татары - нация на одной шестой суши столь же привычная и примелькавшаяся, насколько - если, конечно, проявить интерес и внимательно приглядеться - необыкновенная и даже отчасти загадочная и таинственная. Даже сами татары - по мере любопытства к истории и своим ближним - продолжают постигать ее каждый день.

Банальности комментировать трудно, порой невозможно, буду помечать их синим.

НАПРИМЕР: В шестидесятые-семидесятые годы собственно татарская культура существовала как-то параллельно многонациональной советской жизни, где в наших головах и душах главенствовала наряду с наукой и техникой всемирная, тогда еще исключительно книжная, во многом воображаемая культура. Насколько помнится, национальность вообще не была сколь-нибудь определяющим фактором в наших юношеских отношениях. И вот однажды, вполне нечаянно, попали мы, три татарина - пишущий по-русски поэт, художник-график и основатель искусства цветомузыки, - за какой-то юбилейный стол к артистам Татарского академического театра. Этот торжественный ужин проходил в кафе казанского Дома актера, куда были приглашены ветераны сцены, в том числе те, кто еще до революции, в 1906 году, основал сам татарский театр - первый театр мусульманского мира, где, кстати, актрисы выходили на сцену вместе с актерами с первых спектаклей.

Откуда эти «мировые» грезы? Еще и мусульманские! Нет ничего более антимусульманского, чем театр. Это хуже, чем изобразительное искусство, изображение человека. Это лицедейство. Театр был и остается искусством вызова. Настоящий театр! Но, впрочем, кого он сегодня интересует. Полубалаган, полустриптиз… Если в публичном доме - на продажу тело, то в театре - на продажу души и чувства. Не разбудить, а изолгать и усыпить. Почему «кстати»? Скажите, что хотел сказать автор: о том, что первое, или мусульманское, или, кстати, об актрисах?

Это был удивительный мир - мир подлинно национального татарского искусства: мир старых актеров с дивной, богатой и изысканной татарской речью и не менее изысканных, царственных актрис в традиционных шитых жемчугами головных уборах - калфаках. И такой глубокой, древней, преемственной культурой веяло от этого собрания, что один из нас, зачинатель искусства цветомузыки и сам впоследствии светило мировой культуры, Булат Галеев (кстати, внук великого татарского богослова-просветителя Галимжана Баруди), вдруг огляделся вокруг и ахнул: “Послушайте, это же какое-то Бангладеш!”

Господи, прости меня, но это же бред сивой кобылы. Еще раз напомните мне, пожалуйста, о зачинателе искусства цветомузыки - надо же и это татары изобрели, потомки БОГОСЛОВА, опять мусульмане впереди планеты всей. И расскажите мне, что такое Бангладеш. Очень трогательная история. К чему только она - понять мудрено.

С одной стороны, про татар все и всем известно - в основном по присловьям и пословицам. “Незваный гость хуже татарина” (татарин, значит, все-таки лучше!); “Нам, татарам, все равно - лишь бы с ног валило” и все такое прочее из богатейшего межэтнического фольклора. Но фольклор - он и есть фольклор. Если и есть в нем правда, то и напраслины хватает - начиная с самого имени “татары”.

А вот я бы предложил о ПРАВДЕ говорить. Так есть в нем правда или только «если»? Хватает для чего?.. Да и пословицы-то, похоже, чисто татарские. Татары их и придумали - никогда такое в голову не приходило? Под дурочка покосить.

МАЛЕНЬКО ИСТОРИИ: Действительно, что уж тут поделаешь, если даже само слово “татары” не было самоназванием наших прямых исторических предков? В древности, в X-XII веках, они звались “волжскими булгарами”, а потом назывались казанцами (“казанлы”) - от Казанского ханства, получившего в наследство от средневековой Волжской Булгарии и сменившей ее в XIII-XIV веках Золотой Орды не только ислам в качестве веры и культуры, но и многовековую городскую, торговую и ремесленную цивилизацию. И вот с этими “татарами”, которые тогда и татарами еще не звались, русские княжества гораздо чаще торговали и добрососедились, чем воевали. Началось аж с Х века - с договора Киевской Руси и Волжской Булгарии 985 года, который позволил обоим государствам сто пятьдесят лет мирно развивать экономику и культуру. “Поскреби русского - найдешь татарина” - весьма тонкое, хотя и стороннее наблюдение (кажется, маркиз де Кюстин). Этот торговый мир был нарушен в 1236 году монгольским (а никаким не татаро-монгольским!) нашествием, разрушившим блистательную цивилизацию Волжской Булгарии. После этого завоевания и Владимиро-Суздальская Русь, и Киевская Русь, и Волжская Булгария стали частями нового составного государства, которое получило в истории название Золотой Орды.

Откуда взята вся эта чушь? По каким таким учебникам вызубрил эти фразы автор? Он знаком хоть с одним источником? Или хотя бы произведением, которое не написано по заказу татарского ли, русского правительства или рубля? А если знаком, то пусть вдумается, когда, на основе каких источников, по какому «заказу» оно было написано, кто и когда его публиковал…

Принято считать, что едва ли не все российские грехи, недостатки и несуразицы берут начало в эпоху “татарского ига” Золотой Орды. Но вот русский историк Николай Карамзин свидетельствует: “Не татары выучили наших предков стеснять женскую свободу и человечество в холопском состоянии, торговать людьми, брать законные взятки в судах (что некоторые называют азиатским обыкновением): мы все то видели у россиян гораздо прежде. Татары не вступались в наши судные дела гражданские”. И далее: “Одним из достопамятных следствий татарского господства было еще возвышение нашего духовенства, размножение монахов и церковных имений. Ханы под смертной казнию запрещали своим подданным грабить, тревожить монастыри, обогащаемые вкладами, имением движимым и недвижимым. Владения церковные, свободные от налогов ордынских и княжеских, благоденствовали”. Золотая Орда, помимо всего прочего, была и государством удивительной литературы и поэзии, и сегодня потрясающих широтой кругозора и религиозно-культурной терпимостью, как, например, вот эти строки Хорезми из его великолепного дастана “Мухаббат-Наме”:

«Маленько истории». В том-то и дело что «маленько» есть, а «истории» - нет. Сколько можно слюни пускать по поводу Волжской Булгарии и Золотой Орды, еще и на общих местах. Каковы источники? Переписывание одного и того же сомнительного материала с ссылками на ссылки ссылок…

Скребите и отскребайте татар, только грязь из-под ногтей не забывайте убирать, но что вы постоянно пристаете к русским!

Какое нашествие! Что за бред!

Карамзин, конечно, авторитет, к тому же имперский! И конечно, не татары научили русских «плохому»!

«Потрясающая широта». Да как же восточная культура становится вдруг татарской! Копайте, братцы, копайте, скоро вся классика востока станет татарской. Вот так же татарские торгаши надеялись почистить восток, поощряемые имперскими политиками, прекрасно понимавшими алчущую до наживы татарскую душонку.

Зажги ж свечу во тьме и мусульманству

учись у христиан - в досаду чванству!

Вот именно зажги свечу во тьме и мусульманству! Зачем же вы во тьму повергаете и так темную культуру?!

С распадом Золотой Орды, одной из главных причин которого стала эпидемия чумы - “черной смерти”, опустошившей в то же время и Европу, - наследие торговой государственности и развитого земледелия перешло к образовавшемуся в результате этого распада Казанскому ханству. Предпринимательская жилка, которая породила в конце XVIII - начале XIX веков целый класс крупных татарских купцов и промышленников, таким образом, вырабатывалась в национальном характере столетиями - наши предки испокон веку были вовлечены в мировую караванную торговлю. Впрочем, хватало среди татар и мечтателей-бессребреников, как и теперь хватает. Несмотря на все расхожие “очевидности”, которые вбивались, да и поныне вбиваются в головы со школьной скамьи, государственность Казанского ханства также носила по преимуществу торговый, промышленный и, чему свидетельством мемуары завоевателя Казанского ханства князя А.Курбского, сельскохозяйственный характер. По словам историка Михаила Худякова, “из тринадцати войн между Москвой и Казанью, в семи случаях инициатива войны исходила от русских и в шести случаях со стороны казанцев1. Таким образом, обвинять Казанское ханство в завоевательных замыслах против России нельзя”.

А вот эта песня уже понятнее. Не песня, а гимн - татарским толстосумам, купцам, или торговцам. А раз уж ссылаетесь на Худякова, читайте внимательней. Гнилое, рыхлое даже не государство, а некое образование с некоторыми чертами государственности, ради барыша торговцы готовы продать свою «независимость» кому угодно. Не было там ваших любимых наций, и народа не было. Казань. Отчасти казан. Но больше базар. К сожалению, действительно, ничего у татар от монгол не было и не осталось… «Государство» формировалось одно - Российское.

Как бы то ни было, в “сухом остатке” всех этих войн и экономического соперничества образ казанцев подвергся такому многостороннему “черному пиару” и настолько слился с фольклорным образом “безбожных татар” эпохи монгольского нашествия, что примерно с этих времен их и стали на Руси кликать “татарами”. Окончательно же прозвище “татар” закрепилось за жителями бывшего Казанского ханства после того, как они упрямо воспротивились насильственному крещению и два века - до самого пугачевского восстания - предпочитали физические мучения и фактическое бесправие отказу от ислама. Право на свою веру татары, таким образом, воистину выстрадали. После екатерининского указа о свободе совести казанские татары стали главными проводниками мусульманского образования и просвещения по всей Российской империи. Практически все исторические мечети и мусульманские школы в России, а также многие очаги просвещения в казахской степи и киргизских горах обязаны своим появлением и материальным обеспечением именно казанским татарам, многие из которых, между прочим, еще лет четыреста считали свое прозвище обидной кличкой и предпочитали зваться просто российскими “мусульманами”.

Ну что это? Чего проводниками? Теперь спроси, почему татар так не любили в Средней Азии и на Кавказе? Так все же, может, проводниками царской политики на Востоке? Имея при этом некий гешефт?

Спросится, если татары - не самоназвание народа, что мешает отказаться от него в пользу хотя бы имени волжских булгар, с которыми не связано в памяти человечества никаких ненужных аллюзий? Каждый отвечает на это по-своему. Ученый ответ в том, что поволжские (казанские) татары - это сложившаяся в веках нация, тогда как волжские булгары нацией еще не являлись и были только союзом племен, среди которых были предки и других народностей Поволжья.

Ученый чему?

Для меня самого ответ прост: наши предки так настрадались из-за этого имени, что ни вера, ни совесть не позволят от него отказаться - и в память о былых невзгодах, и в честь великих дел, свершенных вопреки всем козням судьбы.

Вообще-то, насколько я понимаю, это не перевод с татарского. Всё же изначально текст, видимо, написан на русском языке. Так и нужно писать по-русски! Я не могу понять, почему же татары настрадались больше, чем русские, к примеру, украинцы, мордва или удмурты.

А автору знакомо понятие «свобода совести»? Похоже, за эту свободу и страдать-то не надо. Заблуждение какое-то, а не свобода. Конечно, не свобода! А понятие! И кто его, татарина, и когда заставлял отказываться от слова «татарин»? По-моему, никто и никогда. У меня и сомнений не возникает, что автор - татарин, русскому и в голову это не придет.

Казалось бы, кто прозвал соседний народ “татарами” ради его непохожести и иноверия - тот и отвечай за фольклор! Одна беда - историческая, “само собой разумеющаяся” напраслина, как репей, цепка и когтиста, за многие поколения не отцепишь! Потому и на бытовом, и на общественном уровне так важны имена, которые свидетельствуют об обратном. Тут для татар один поэт-герой Муса Джалиль чего стоит, а ведь его казнили в берлинской тюрьме Моабит вместе с десятком других подпольщиков - все они были татарами и шли на казнь с татарской песней на устах! Но предубежденность иногда просто до смешного доходит.

Вот если об этом не писали так много и одно и то же, не было бы такой предубежденности, и до смешного ее доводить не надо. Она никогда не будет смешна, ибо невыносимо скучна! А с другой стороны, одно имя, собственно, и муссируется. Да вы давно уже отказались от тех идеалов, за которые погибли эти люди. Что ж вы прикрываете свою беспринципность этими именами как фиговыми листочками? Не нужен никому ваш стыд, ибо стыда нет.

СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ: Рассказывала мне одна моя киевская знакомая историю о своей матери, и по сию пору проживающей в одном из русских сел на востоке от Казани. Заболели у этой матери ноги, и отправилась она к врачу. Потом звонит дочери в Киев и жалуется: “Прихожу в кабинет - сидит там татарин, толстый, как медведь. Что он может понимать в болезнях? "Пройдитесь", - говорит. Вижу - издевается, однако прошлась. Выписал он таблетки, я и ушла восвояси”. “Но таблетки-то помогли?” - спрашивает дочь. “Представляешь - помогли. Что-то подозрительно”… Очень характерно. А между тем ей самой муж выговаривает: “Что ты все шумишь-ругаешься? Вела бы себя лучше, как соседка, татарская апа (тетя): всегда мужчине дорогу уступит, а на своем настоит”.

Давайте назовем это бытописанием.

Как бы ни обижала предубежденность, но примеров добрососедства с татарами на самом деле гораздо больше. Мне довелось встречаться с татарскими общинами в буквальном смысле на краю света, например, в Японии и Австралии. Эти татары попали туда после 1917 года, и многие через Харбин, где татарские и русские эмигранты жили бок о бок в одном квартале. И русские, и татарские потомки этих эмигрантов рассказывали мне о том всегдашнем взаимном уважении, которое две соседние общины проявляли друг к другу: по соседским праздничным дням, например, белья не стирали и не вывешивали.

Это уже тянет на открытие, на новое слово в истории общения двух народов. Поздравляю! Только стоило ли ездить так далеко, чтобы это заметить. Впрочем, деньги, полагаю, были казенными…

Вообще, о татарском национальном характере лучше всего свидетельствует, наверное, ТАКОЙ АНЕКДОТ: Пасха. Православные христосуются. Русский видит татарина и кричит ему: “Сосед! Христос воскрес!” Татарину не положено в это верить, но и соседа обидеть нельзя. Он и кричит в ответ: “Воскрес? Ай, молодца!”

Этот же анекдот рассказывают и узбеки и азербайджанцы, в общем, кому не лень. Но то, что уважаемый автор нам все же разъяснил, что татарину не «положено» (кем?) в это верить и соседа обидеть нельзя, - это весьма похвально. Если ты сам относишься к татарам, как к идиотам, что ты хочешь от других?

Татарская женщина - особый разговор: тут наряду с сохранившимся еще родовым уважением к мужчине наличествуют такая работоспособность и такая воля к победному первенству, что всякий, кто знает об историческом главенстве татарских женщин в семье, не удивится их достижениям и в гораздо более требовательном и жестком окружающем мире. Как говорила моя мама: “Если быть - так быть первым”, имея в виду, что ко всякой способности и всякому таланту необходимо приложить неистовый труд, чтобы чего-то добиться всерьез. Невольно вспомнишь этот девиз, когда в самых разных областях жизни вдруг сверкнут имена: Софья Губайдуллина (композитор), Чулпан Хаматова (актриса), Динара Сафина (теннисистка), Эльвира Набиуллина (министр экономики), Алиса Галлямова (шахматистка), Алина Кабаева и еще с пяток-десяток имен в международной художественной гимнастике… - ну вот, не удержался-таки, назвал поименно. Впрочем, о женщинах, и не только татарских, не положено говорить голословно и всуе. Каждое из названных имен - целый мир, причем далеко не только “татарский”. Но последнее как раз менее всего удивительно: вклад татарского народа в мировую культуру чрезвычайно многообразен и порою весьма глубок, но происходит это еще и потому, что сами татары, подобно русским, народ этнически сборный, государствообразующий и поэтому весьма многоликий и разнообразный.

Так, добрались до самого интересного. Как же мужикам не посудачить, не посплетничать о женских достоинствах. Но скажите мне, какое отношение перечисленные «имена» имеют к той татарской культуре, за которую ратуют «мусульмане» типа нашего автора. То, чего достигли эти женщины, достигли они не благодаря, а вопреки своему происхождению, вопреки узконациональным культурным ценностям. Вопреки насилию над женщиной, царившему в мусульманском мире. Тесно, тоскливо человеку, имеющему талант, в татарской среде. Слышал ли он музыку Губайдуллиной, ее православнодуховные опусы, видел ли он, в каких обличиях на сцене и на экране появляется Чулпан Хаматова, или же он понимающе отводит глаза, когда ее героиню насиловали, или, когда она настойчиво долго плавает совсем голенькая в каком-то дешевом проходном немецком фильме. Быть министром экономики сегодня! - господи, можно ли придумать повесть трагичнее. Все в стране развалено, надо быть или полной дурой или не иметь совести, чтобы занимать такую должность и лгать и лгать. Интересно, может, и шахматы татары придумали, может, в них грузинки или еврейки играть не умеют? Сафины не только языка не знают, но и в России-то толком не жили. В общем, создал целый пантеон и эпитафию уже придумал. И чтобы не быть голословным, автор всех одел и обул.

Государствообразующий! Еще одно историческое, юридическое и политическое открытие в одном флаконе, «в одном отдельно взятом государстве».

Окончание следует...

Национализм

Previous post Next post
Up