Григорий Иванович Либкен. Ярославль-Екатеринбург. Часть 1.
Григорий Иванович Либкен. Часть 2. (в работе)
Ищите женщину!
Нет, это не фильм, конечно. Кинофабрика находилась у Романовской заставы (территория бывшего театрального городка за ТЮЗом). Либкен набирал огромные массовки, иногда - тысячи людей, снимал фильмы с участием своей пассии, итальянской актрисы Пертини, иногда сам исполнял эпизодические роли (например, роль хана в киноленте о Стеньке Разине), имел прокатную контору в Петербурге.
На
RuData уточнение - В своих Либкен картинах частенько снимал певицу шансонье Марию Петини, так сказать, «свою музу».
Екатеринбургская газета "Голос Урала", мартовская реклама сеансов в Городском театре-кинематографе: "Сверх программы гастроли знаменитой итальянской артистки сеньорины La bella Паладжи". (21,21 марта, 1912) Уверенности нет, по-моему, Либкен разворачивает свою деятельность в Екатеринбурге все же в 1911 году (см. рекламу на 1912 внизу).
Технические поиски."Известны попытки озвучить кинематограф: в Ярославле это пытался сделать в 1915 г. уже упоминавшийся кинопрокатчик Г.И. Либкен. Он использовал «кинетофон» - симбиоз кинопроектора и фонографа". -
Ерохина С.В. КИНЕМАТОГРАФ В УГЛИЧЕ В НАЧАЛЕ ХХ В. - в сб. «ВЕЛИКИЙ ВОЛЖСКИЙ ПУТЬ: ЧЕЛОВЕК, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ДОКУМЕНТ». - Ярославль, 2011. - с.344.
Цирк.В предреволюционные годы здание цирка на Сенной площади (в Ярославле) арендовал ярославский купец Г. И. Либкен. Правда он использовал зал не столько для цирковых представлений, сколько для демонстрации кинематографических картин. (
Е. М. Шинкаренко. От крестьян до дворян. 2007)
Национально-религиозные аспекты проблемы.Настоящего имени Григория Ивановича Либкена я так и не узнал, 1915 году он поправляет фамилию на Либкин, в екатеринбургских газетах он представлен Липкиным. В Википедии отмечено, что он - крещеный еврей. Многое бы разъяснилось в психологии и деятельности Либкена, если сохранился, возможно, исповедальный фильм, съемки которого финансировал Либкен -
"Трагедия выкреста", 1914 год. И больше никаких сведений о фильме.
Загадки еврейского погрома в Ярославле.Тема мутная. Представлю несколько версий.
"Архивные документы и материалы периодической печати свидетельствуют, что нередко участники революционных манифестаций сами давали повод консервативно настроенным массам к насильственным действиям. В Ярославле за день до погромов 18 октября получил широкую огласку факт «поругания святыни» известным в городе торговцем и заводчиком евреем Либкеном, который, находясь на митинге в земской управе, на глазах у многочисленной публики разорвал царский портрет, а также ругал императора [Русский народ. 1910. 14 января]".
Максим Размолодин. Некоторые мысли по поводу т.н. еврейских погромов. Часть III. - Русская народная линия/информационно-аналитическая служба.
В википедии мы находим следующую информацию:
Кто сотрудничал с Либкеным.
Ларин, Николая П. - российский режиссёр и актер. В кино с 1913 года. Работал на к/ст Г.И.Либкена, «Нептун» П.С.Антика, Т/д «Русь» М. С. Трофимова.С 1920 - в эмиграции. Работал в Болгарии (1921-1923), в Германии и Чехословакии. Был руководителем учебных студий в Софии (1922) и Берлине (1924).
Амо Бекназарян (1882 - 1965) -киноактер, режиссер, сценарист, основатель армянской кинематографии. Сотрудничал с Либкеном в 1914 году.
Веселовский, Сигизмунд Я. - В кино с 1912 года. В 1912-1913 - работал режиссёром львовских фирм «Kinofilm» М.Мунца и «Muza», с 1914 - режиссёр и главный режиссёр Т/Д «Г. Либкен» в Ярославле. В 1918-1919 - главный режиссёр Киевского отделения А/О «Г. Либкен и К°». С 1920 - в эмиграции. В 1921 - в Германии совместно с одесским театровладельцем и прокатчиком И. К. Шварцем и художником Р. Шнейдером основал фирму «Russo-Film». В 1920-х - работал в Польше. В 1912-1919 поставил более 40 фильмов.
Митрич Сергей Константинович - Родился в Ярославле. Окончил факультет криминалистики Ярославского Демидовского юридического лицея. Был режиссером кинофирмы Г. Либкена (1916-1917), актером Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова (1918-1919). В 1919-1921 - режиссер и художественный руководитель театра Горполитпросвета. Автор сценария политического киноплаката о выборах в рейхстаг и о нападении на советское торгпредство в Германии. По своим сценариям поставил четыре фильма из жизни трудового крестьянства.
"Исход".С 1919 - в эмиграции. В Константинополе учредил прокатную контору, был арестован оккупационной полицией за прокат германских и австрийских фильмов. В 1914-1918 - финансировал производство более 70-ти фильмов. -
RuData.
-
Киностудия Григория Либкена. Автор:ЯрФИЛЬМОпубликовано:17.12.2006.
-
Либкен, Григорий Иванович. Википедия.
Борис Григорьевич Вольф (1896-1993/4-?) - один из тех, кто начинал в России кинодело. Фактический создатель советского кинопроката. С 1925 года работал на киностудиях «Союзмультфильм», «Азербайджанфильм», «Мосфильм». Последний его проект - Дом ветеранов кино в Матвеевском. До конца своих дней Б.Г. Вольф сохранял блестящую память. Он скончался в конце 1993 года в возрасте 96 лет. Случайно уцелевшие телевизионные мемуары Б.Г. Вольфа, фрагменты коих мы публикуем, особенно дороги, так как его богатый архив, к сожалению, утрачен. Его фотографии найти не удалось.
История Дома ветеранов Кино.
Антонина Николаевна Ханжонкова (...-1925.07.29,Берлин) Одна из основателей известной русской кинематографической фирмы. Член правления акционерного общества <А.Ханжонков и К°>. Член Московского общества распространения коммерческого образования и член попечительского совета женского коммерческого училища. [
Незабытые могилы... М.,2007. Т.6. Кн.3.]
Дали деньги и родственники жены Ханжонкова. К слову сказать, Антонина Николаевна сыграла в становлении компании своего супруга весьма заметную роль: она была волевой и очень предприимчивой женщиной с великолепными организаторскими навыками. Более того, эта яркая и неординарная дама стала одной из первых женщин-режиссеров в истории мирового кинематографа. -
Анастасия Саломеева. Миссия - кино. осс №09 (2007 г.)
- "Вот интересно, а почему эмблемой Ханжонкова стал Пегас? Первая версия - потому что Ханжонков - донской казаbк, а что ж за казак без коня? Вторая: крылатый конь - символ стремления к вершинам искусства, а не только к пику славы и богатства. Третья версия - романтическая: конь на эмблеме возник потому, что Антонина Николаевна, любимая супруга Ханжонкова, хоть и не казачка, зато отличная наездница. Возможно, верны все три предположения: друг другу они не противоречат.
Что же до участия Антонины Николаевны в делах мужа, то оно было немалым. "Женщина властного характера, энергичная и умная, она верховодила производством, беспощадно критиковала режиссерскую и актерскую работу и даже сама поставила несколько картин", - вспоминал актер и режиссер Перестиани. Иногда она вместе с мужем сочиняла сценарий фильма, и тогда на афишах появлялся некий Анталек. Это был псевдоним супругов Ханжонковых. Анталек = Антонина + Александр…
Кстати, началом самостоятельного кинобизнеса Ханжонков был обязан супруге. Далеко не все родственники и друзья Александра Алексеевича одобрили его желание оставить службу в привилегированном казачьем полку в Москве и посвятить себя кинематографу. Но - беседа с обаятельной и энергичной Антониной Николаевной, и сомневавшиеся выделяют Ханжонкову деньги для стартового капитала…"
Марина КАМИНСКАЯ. 27 августа - День российского кино. - Газета Ростовской области "Наше время". Культура. 24.08.2007
Из воспоминаний режиссера
Бориса Александровича Михина:
"Разрыв мой с Ханжонковым произошел во время съёмки картины «Обрыв», хотя и назревал давно. Я испортил отношения с фирмой тем, что как-то устроил забастовку, втянув в неё режиссёра Туржанского, Мозжухина, Старевича н других. Нам долго не платили жалованья, ссылаясь па безденежье, а мы знали, что наши хозяева кутят у «Яра» и в «Стрельбе», продавая картины, сделанные нами, королям проката. Результатом было то, что Ханжонкова поехала и заложила в ломбарде свои драгоценности. Нам уплатили, но между мной, как главным зачинщиком, и хозяевами, как говорится, пробежала кошка. Кроме того, у Ханжонковых обнаружился вдруг какой-то знакомый полковник из «бывших», его прежний благодетель, но теперь разорившийся, которого они решили пристроить на фабрику в качестве «Полицмейстера студии» на манер, как они говорили, модных тогда «полицмейстеров театра». Этот «полицмейстер» был водворён на студии вопреки моему желанию и стал вмешиваться во все дела производства. Это нам не понравилось, и мы крупно поговорили об этом с хозяевами. Так, одно за другим, накоплялась масса мелочей, создающая обстановку, при которой уже нельзя было хорошо и спокойно работать. Каплей, переполнившей чашу, был эпизод на съемках «Обрыва». Я всегда сражался с Антониной Николаевной из-за её безвкусия. Она могла прийти в студию, где установлена уже готовая декорация, изготовленная по эскизам художника, и потребовать поставить на передний план какие-нибудь невероятнейшие бумажные цветы или изделия слепых. Я, бывало, чуть не плакал от нее. Или просто прятался, предварительно заперев реквизиторскую, чтобы она чего-нибудь не взяла оттуда и не всунула в декорацию и не испортила постановку. Так вот, в этот раз для «Обрыва» я собственноручно сделал огромный куст сирени, а рабочие под моим руководством сделали целый сад. Я сам вырезывал листики, делал грозди, окуная их в парафин. Я немало потрудился над этим кустом сирени, и он действительно вышел на славу - точно живой. И вот после нескольких дней напряженной работы, когда рано утром после бессонной ночи я вошел на студию и вдруг увидел - весь двор засыпан яркой зеленью и цветами. А была глубокая осень! Спрашиваю: «Что за чудо? В чем дело? Почему возвратилась весна?» Мне говорят, была «сама», споткнулась о куст, вскипела и велела все цветы выкинуть во двор, а там шёл дождь - и результат понятен!.. Ну, тут я не выдержал, у меня произошло бурное объяснение и на другой же день категорически заявил Ханжонкову о своем уходе. Каково же было мое изумление, когда тут же, буквально через несколько минут после моего выхода из директорского кабинета, меня позвали к телефону. Как оказалось, мне звонит Талдыкин и после небольшого вступления предлагает перейти к нему. Конкуренция между кинофирмами была настолько велика, что предприниматели следили друг за другом и ни перед чем не останавливались, чтобы переманить к себе нужного им работника… Очевидно, его сейчас же информировал по телефону «свой» человек… и я перешёл к Талдыкину". - на
RuData указан источник Борис Михин, 1946. 9-10.
**Также смотрите о Дранкове:
-
Вячеслав Ребров " РЫЖАЯ ТЕТРАДЬ". 28. «Чаепитие в Матвеевском у самовара С.Герасимова»
Фильм
...
Документалистика производства фирмы Либкена.
По
Вен.Вишневский. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916. - Москва, 1996.
1819. Ярославские торжества в присутствии их Императорских Величеств. Хроника, мтр.неизв. Выпуск кинотеатра "Рекорд" 25/ V 1913 Ярославль.
Съемки под рук. Г.И.Либкена (оператор И.Д.Доред - ?) Предположительно фрагменты см. в уч. №№ 12856, 12884.
1887. Встреча иконы Толгской Божьей Матери в Ярославле. Хроника мтр.неиз. Г.Либкен.
Выпуск: 23/ IV 1914 (Ярославль)
Съемки, по-видимому, Брицци, под руководством Г.Либкена, религиозной церемонии в связи с юбилеем 600-летия "явления" Толгской богородицы в Ярославле.
1930. День трезвости в Ярославле. Хроника, мтр.неизв. Г.Либкен. По-видимому, съемки оператора Брицции под руководством Г.Либкена.
2188. Рыбинские торжества - открытие памятника Александру II (Торж. откр. пам. царю-освободителю в г.Рыбинске). Хроника, мтр.неиз. Г.И.Либкен. Выпуск: 11/ V 1914 (Рыбинск)
Съемка (6/ V) оператора из Ярославля, вероятно, Брицци под рук. Г.И.Либкина (см. "Рыбинская газета", 1914, №94, 27/ IV, 3; № 100, 6/ V, 3.
2223. Толгские торжества по случаю 600-летия Толгского монастыря в Ярославле. Хроника, мтр.неизв. Г.Либкен. Выпуск: 23/ VIII 1914 Рыбинск и 2/ IX 1914 Оренбург/ Вероятно, съемки Брицци под рук. Г.И.Либкена.
2485. Раздача подарков в окопах под вражеским огнем. Хроника, 400 м., Г.И.Либкин. Съемки 28 XII (1915) Г.И.Либкина и В.В.Монина на фронте, позже награжденных геогриевскими медалями. (см. "Проэктор", 1915, №2, стр.10-15). См.уч. № 11503.
2516. Торжества в Ярославле по случаю падения Перемышля. Хроника, мтр.неизв. Г.И.Либкин. Выпуск: 19/ IV 1915 (Хабаровск). Съемки (9/ III) П.В.Мосягина под рук. Г.И.Либкина "патриотической" манифестации в Ярославле.