Японский след. 15. "Идель-Урал"

May 13, 2012 12:03

Итак, попробуем на основе показаний восстановить цели и структуру этой организации. Из наших героев ближе всех к руководителям организации был Умидбаев. Его показания кладутся нами в основу реконструкции.

Прежде всего, отметим политическую основу: «Вся деятельность антисоветской организации «Идель-Урал» контролировалась японской военной миссией».[1] Возражения могут быть, но столь неуместны.

Второе. Сведения, полученные Умидбаевым от Рахимова (см.ниже), вряд ли придуманы следователем, и что-то вызывает сомнения в том, что они взяты из источников НКВД. «В период революции в России 1917 г. Исхаки Гаяз… связался с иностранным государством, в частности с Германией договорившись с последней об объединении тюрко-татарских и башкирских национальностей и принятия активной участия в подавлении социалистической революции в России с условием, что Германия окажет ему военную и экономическую помощь в отторжении определенной территории между Волгой и Уралом, где и будет обосновано создание самостоятельного тюрко-татарского ханства, но в связи с победой революции в России, в 1919 году Исхаки Гаяз выехал в Германию и остановился в Берлине, не прекращая свою деятельность по созданию тюрко-татарской националистической организации «Идель-Урал» с задачей отторжения территории молодой советской республики от Волги до Урала и создания самостоятельного тюрко-татарского ханства. Учитывая, что большое количество из числа тюрко-татарской национальности из СССР бежали в Маньчжурию и часть из них проживали и в самой Японии. По этому Исхаки Гаяз через германских представителей связался с японским правительством в городе Токио, лично договорился с японским правительством о создании центрального органа ИУ …» В общем, достаточно правдоподобно.

Третье. По показаниям Умидбаева, по рассказу Гизатулина Исхаки покинул Германию, перебравшись в Турцию, только в 1943 году

Сведения о съезде 1936 года мы находим также в деле Умидбаева, который узнает об этом из рассказа Рахимова, выбранного на этом съезде вице-председателем «Урал-Идель». В первой половине февраля 1936 года в Мукдене проходит 2-й съезд тюрко-татарской организации «Идель-Урал».

Съездом избраны:

- вице-председатель центрального органа - Рахимов Абдул Карим, татарин, уроженец Казанской губернии, с 1922 по 1932 год проживал в разных городах Японии, с 1932 по 1936 год владелец магазина готового платья в г.Сингисю (территория нынешней Кореи), принадлежавшего Японии.[2]

- 2-й вице-председатель - Ибрагимов Ахмет-Вали, татарин, коммерсант, проживавший в Китае в г.Тяньсцин, сотрудничал с немецкой и английской фирмами по закупке шерсти, в 1939 году выехал в Турцию.

- Заместитель вице-председателей - Гизатулин Ахмет-ша, татарин, г.Мукден, владелец магазина.

- 2-й заместитель - Ибрагимов Хали-лулла, татарин, г.Мукден, управляющий мукденским отделением по заготовке шерсти для экспорта.

- Главный мулла (тоже избран съездом) - Шамгуни Маддяр, татарин, являлся муллой при военно-национальном управлении (вероятно, управлении Курбан-Галиева), 1920 году бежал в Маньчжурию, далее - г.Кобэ-Яибниц, где служит муллой и учителем начальной татарской школы, умер в 1939 году.

Председателем избран Гаяз Исхаки, после съезда покинувший Маньчжурию.

Центральный орган избирался и утверждался на съездах представителей местных общин (отделения - Р.Б.). Местные общины возглавлялись председателями, их заместителями и секретарями.

В аппарат Центрального органа входили:
- общий отдел: возглавлялся секретарем, занимался всей перепиской и приемом в члены организации
- культурно-просветительный отдел: вопросы школ, обучения молодежи, издательством литературы по истории тюрко-татар.
- орган печати - редакция газеты «Милли Байрак»,
- религиозный отдел,
- финансовый отдел,
- ревизионная комиссия.

В 1941 году Умидбаев сам присутствует на съезде в качестве представителя полиции. Но вспомним, что это Гизатуллин рекомендует Умидбаева японской полиции. Быть может, с той мыслью, что ничего лишнего Умидбаев не сделает. С некоторым раздражением не рассказываю содержание показаний Умидбаева, не в состоянии ни подтвердить, ни опровергнуть их. На съезде принимается декларация о поддержке Японии в войне, выборы председателя, отчет о работе, утверждение бюджета и избрание главного муфтия - Рахимова Абдул Карима. Председателем становится Гизатуллин, секретарем Давлет Кильди, редактором газеты «Милли Байрак» и казначеем Сальман Айти.

По показаниям Закира Рахимовича Янгуразова, данным в октябре 1946 года, и Умидбаева, данным 13 февраля 1947 года:

Руководитель «И.У.» - Гизатуллин Ахметша, татарин, лет 43, уроженец г.Уфа, бывший офицер царской армии, служил у Колчака в чине поручика, задержан 19 августа 1945 году и вывезен в Читу.

Заместитель - бывший офицер белой армии - Давлеткильдеев Ибрагим, татарин, Уфа, лет 45, арестован и вывезен в Читу. Заместителем Гизатуллина и редактором газеты был с 1935 по 1940 год. В 1945 году задержан частями Красной Армии.

Редактор газеты «Милли Байрак» - Магаматдишева Ракия, она же Давлеткильдеева, татарка, лет 40, в 1924 году покидает Россию вместе с отцом, арестована и вывезена в Читу. Редактором газеты стала в 1940 году.

Казначей «У.-И.» с 1940 года - Агишев Габидулла, лет 50, из-под Уфы, находится в Мукдене.

Руководитель военной подготовкой - Мухтарыч, Уфа, 45 лет, где находится - неизвестно.

Рядовые члены:
Янгуразов Маруф, 1924 г.р., в Верхотурье (дело мною не найдено).
Умитбаев Абдулрашит, (есть дело - Р.Б.).
Ибрагимов Закий (есть дело - Р.Б.)
Хусаинов Абдулхат (есть дело - Р.Б.)
Рахим Зеян, татарин, лет 26, уроженец г.Мукден, в Верхотурье (дело мною не найдено).
Айдаров Газизулла, около 31 года, из России, шофер, в Маньчжурии.
Уразбахтин Магдан, лет 50, Уфа, Мукден.
Его сын, Уразбахтин Гунар, лет 24, Мукден.
Уразбахтин Гаяз Магданурович, лет 22, Чита.[3]
Тиюшев, лет 28, Мукден.

Другие деятели диаспоры по показаниям Умидбаева:
Аитов Сальман, татарин, уроженец Бирского уезда, сын муллы, с 1921 по 1928 год работает приказчиком в Китае в городе Цынанфу, в 1928 году возвращается в Мукден, с1938 года редактор «Милли Байрак» и казначей «Идель-Урал». В августе 45-го задержан советскими органами. По слухам, отмечает Умидбаев, работал переводчиком у Советских органов.

[1] ГААОСО, ф.1, оп.2, д.36674, л.48.
[2] ГААОСО, ф.1, оп.2, д.36674, л.43.
[3] Также был арестован, по дороге в Севураллаг заболел тифом, был высажен на излечение в Иркутске или Верхнеудинске. Из показаний Хусаинова Абдуллахата. ГААОСО, ф.1, оп.2, д.П-36989, л.23.

Эмиграция, Гаяз Исхаки, ГААОСО, Вторая мировая война, Японский след, Национальная печать, Национальная периодика, Милли Байрак, Дальний Восток, Идель-Урал, Япония

Previous post Next post
Up