Русский язык в "нерусских" школах Свердловской области. 1944-1945 уч.год

Nov 17, 2012 19:13

Есть документы, которые не вижу смысла пересказывать или анализировать, но от которых необходимо избавиться, что я и пытаюсь сделать, испытывая уже и терпение редкого читателя. Занимая его внимание, я должен хотя бы пояснить, почему сегодня мой выбор падает именно на этот документ. Берусь за его обработку после того, как собрал видеоматериалы по " современному рабству"... Сто и более, и менее лет тому назад почти также в русскоязычную реальность втягивались и народы самой России, и знание русского языка становилось условием выживания.
При советской власти издевательства над нерусскими рабочими или крестьянами, порой их семьями и детьми, были вне закона и законом карались, в образование и медицинское обслуживание национальных меньшинств государством вкладывались огромные деньги... Сегодня... Презрение к иностранным рабочим безграмотных и бездарных новых русских не поддаётся описанию, и чем ниже уровень культуры таких работодателей, тем более жестоко они относятся к иностранным рабочим... Мои предки бежали от малоземелья и голода в города, на заводы и шахты, предки, которые всегда жили на территории России, но на неполноценных правах неполноценного народа... С такими мыслями я приступаю к разбору накопившихся документов. Я думаю, рано или поздно этот материал актуализируется, но никому не пожелаю проделать тот же путь, который проделал я... я бродил в царстве теней, преданных забвению, в царстве неоправданных надежд, напрасных усилий - в одночасье всё было забыто, потомки стыдятся своих отцов, стыдятся своего происхождения, но совершенно непонятно, на каких основаниях они собираются строить свой мир...
А диаспорам всё начинать сначала, объединяясь - уже ясно, что мусульманское духовенство как одно из звеньев государственной системы (за редким исключением в лице просто порядочных людей - служителей культа) будет рука об руку наживаться с работодателями, какой бы национальности они ни были, - так вот диаспорам создавать вечерние или воскресные школы, помогать изучать русский язык, законодательство, борясь за элементарные человеческие (пусть не гражданские) права, против примитивного расизма. Безграмотность, как и прошлые времена, остается одной из составляющих системы бессовестной эксплуатации чужого труда и узаконивания исходного неравенства и несправедливости.
Текст отчета, конечно, скрипуче сухой и безлико казенный, и не без граматических неточностей (но это копия, текст машинописный). Но знаете, о чем я подумал: если бы сам анализировал допускаемые ошибки, мне бы легче было от них избавиться... И если хватит терпения дочитать этот текст до конца, подумайте, какие шансы были у школьников "нерусских" школ в те тяжелые времена продолжить образование? - Нужно было приложить в два раза больше усилий, чтобы окончить достойно среднюю школу, что могло дать шанс получить высшее образование... "Расколотое" двуязычное сознание при смене шрифта два раза за десять лет и при бедности национальных районов - столь сложное образование, в котором без труда угнездится комплекс неполноценности, если мы говорим не о дворянах...

ЦДООСО, ф.4, оп.40, д.180. Отчет ОблОНО о работе начальных, семилетних и средних школ Свердловской области за 1944-1945 учебный год. 
л.37. О состоянии преподавания и качестве знаний учащихся по русскому и родному языкам в нерусских школах. (ради интереса текст не правлю, никуда от этого не денешься - инспектор (секретарь) сам допускает ошибки - Р.Б.)
Русский язык преподавался во всех нерусских школах, как предмет изучения. В начальных школах со второго класса, семилетках и средней школе с 3-го класса, согласно указаний Наркомпроса. В начальных школах русский язык вели учителя тех же классов (специальных учителей- предметников нет), в большинстве своём не знающие русского языка, особенно его практическую часть (русскую разговорную речь).
Лексикон учителей крайне беден, они не в состоянии правильно составить предложение из 5-8 слов, небольшой рассказ, и правильно поставить вопрос, много ошибок - в произношении и согласовании.
Слова, неправильно произнесенные учителем, входят в словарь ученика в таком же произношении и ударении, так как они не слышат более правильного произношения их, и используются ими в дальнейшем на уроках чтения, рассказа и в письме, оно в таком виде закрепляется.
Поэтому совершенно не случайно, когда ученик 4-го класса на 25-35 слов в письме, как слышит, как говорит, так и записывает. Формальные данные учителей, работающих в начальных классах как будто и не плохие, в 42 начальных школах с педагогическим средним образованием работает 20 человек, с общим средним 16 человек и не имеющих среднего образования (8-9 классы) 8 человек. Однако, их фактическая подготовка по русскому языку крайне слаба. Это показатель того, что в педагогических училищах и Азигуловской средней школе преподавание русского языка не стоит на должной высоте.
Вот характерный пример: учитель Н.Артинской начальной школы Манчажского района тов.Хабипова в 1941 г. окончила Молотовское педагогическое училище, имеет 3-х годичный стаж, однако, она неграмотна. В письменной контрольной работе по 4 классу она сама допустила 17 орфографических ошибок; кроме того, письменная контрольная работа учащихся, проверенная ею и оцененная баллом "5" и "4", содержит от 12 до 25 ошибок и не исправленные ею.
Сравнительно лучше поставлено преподавание русского языка в старших классах, в которых работают учителя более или менее знающие русский язык (владеют правильно русской разговорной речью), но поскольку начальные школы выпускают в 5 классы почти неподготовленных по русскому языку, то в 5-7 классах учителя заново начинают прохождение курса и не дают необходимых знаний в объеме требуемой программой за семилетку.
Нерусские школы плохо обеспечены учебниками по русскому языку, не более как 30-40% к общему числу требующихся. Нет совершенно книг для чтения, начиная с 3-го класса и кончая 7-м (для 5-7 книги для чтения поступили только в конце учебного года). Совершенно нет русско-татарских и русско-марийских словарей, ограничен фонд школьной библиотеки, нет необходимой литературы даже в пределах программы, нет например Некрасова, Пушкина "Евгений Онегин", Чернышевского "Что делать" и целого ряда других.
Недостаточно была оказана и методическая помощь по русскому языку и со стороны Института усовершенствования учителей и райметодкабинетов из-за отсутствия специальных работников (знающих специфику преподавания русского языка в нерусских школах).
Все вместе взятое не могло не отразиться на качественной стороне выполнения программы. Программа по русскому языку почти во всех школах выполнена полностью, за исключением старших классов Азигуловской средней школы, в которой русский язык и русская литература в первом полугодии не преподавались из-за отсутствия учителя. Не пройдено по русскому языку (8 класс) имя числительное, наречие, предлог, союз, междометие и частицы (9 класс). По литературе не пройден Салтыков-Щедрин, годовые испытания по указанным предметам в данных классах проходили в объеме пройденного.
Как показали экзамены по устному и письменному языку в 4 и 7 классах, программа качественно выполнена неудовлетворительно, учащиеся не имеют ещё того объема знаний и навыков, которые определены в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) ("Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей"), для оканчивающих начальную и семилетнюю школу. Запас слов беден, имеющийся запас на 50% в пасиве, употребляются они в разговоре, в ответах, в большинстве своем без понимания их смысла, так например, ученик В. 4 класса, отвечая на 3-й вопрос билета №27, употребил слова "твердо, медленно", когда ему было предложено перевести данные слова на родной язык, он почувствовал затруднение, оказалось, что он не понимает смысла этих слов.
Употребляют в устной речи, но не понимают слов "храбрый, вставить", или в 7 классе "парус, страда деревенская, отрывок, гонимы" и т.д. Не было дано ответов на такие вопросы в билетах, как: "назвать ягоды и фрукты", какие ты знаешь, "назвать диких животных", требующих самостоятельного подбора слов из имеющегося словарного запаса. Слабые ответы были даны на вопросы, требующие связного небольшого рассказа, так, например, на вопрос: рассказать, как ты помогаешь матери" - был дан такой ответ: "мама помогаю мыть пол; или на второй вопрос: рассказать, "кто живет в лесу", последовал такой ответ: - "лесу живет волк". Выше приведенные примеры лишний раз подтверждают, что устная речь учащихся развита крайне слабо, учащиеся не умеют дать небольшой связный рассказ, ответы в большинстве своем односложны. Имеются ошибки в произношении и ударении, например, "ахутник пашел в лис", "вожатый рассказывал об аднум пионере". Ошибки в произношении и ударении, допущенные учащимися в русских словах, не исправляются учителями, так как аналогичные ошибки в русских словах делают сами учителя.
В устных ответах чувствуется полное непонимание различий в родах, временах глагола. Ученику 4 класса "А" была дана группа слов: книга, стол, ручка, озеро, карандаш для определения их родовой принадлежности. Ответ был такой: книга - среднего рода, озеро - мужского, ручка - женского, стол - среднего, карандаш - среднего.
Аналогичные ошибки допущены и в письменных работах учащихся 4 класса. Могучее средство в развитии устной разговорной речи учащихся, как словарная работа, не дооценивается учителями, она почти не проводится как над печатным, так и над составлением тематических словарей. Из проверенных 12 начальных школ только в 8 ведется словарная работа с учащимися, но запись ведется также нерегулярно. Беседы, связные рассказы проводятся редко, так как учителя сами недостаточно подготовлены для ведения этих приемов обучения. Плохо проводится заучивание наизусть. В Азигуловской школе в 7 классе в течение года учащиеся заучили всего 3 стихотворения "Парус" Лермонтова, "Зима недаром злится" Тютчева и "Рубка леса" Некрасова.
Устные испытания в 9 классе Азигуловской средней школы по русскому языку и русской литературе показали, что учащиеся хорошо разбираются в теоретической части русского языка, знают правила, определения, хорошо передят отдельные фразы с русского языка на родной и с родного на русский, правильно делают грамматический разбор предложения. Слабо усвоено наречение (?-наречие) и некоторые затруднения в родовых окончаниях. Из 15 человек по устному русскому языку получили оценки "5" -1, "4" - 2, "3" - 10 и 2 двойки.
Слабые знания учащихся по русской литературе, из 15 человек отрицательные оценки получили 5. В основном учащеися могут рассказать биографию писателя и содержание прочитанного отрывка (в основных чертах).
Не знают значения того или иного писателя в развитии русской литературы, затрудняются в раскрытии основной идеи произведения, сюжета и не знают ничего об языке того или иного произведения. Гворя о содержании произведения, о том или ином писателе, совершенно не представляют эпоху, общественные события того времени, в отдельных случаях очень наивные ответы, например, на вопрос: "объясните причины гибели Катерины" ученица Н. дала следующий ответ: "Катерина погибла потому, что боялась Бога и Кабанихи" или на вопрос ассистента, "почему Лермонтов свое произведение назвал "Герой нашего времени" - ученица решила дать такой ответ"Потому что в романе речь идет о героях прошлого времени".
Таике наивные неглубокие и в большинстве своем неправильные ответы объясняются прежде всего низким уровнем развития учащихся и отсутствием глубины изложения на уроках учителя по русской литературе.
Основным недостатком чтения является неправильное произношение и ударение в словах при чтении текста.
Отсутствие книг для чтения крайне отразилось на качестве выполнения этого раздела программы, в отдельных школах имеются случаи, когда учащиеся 4 класса на экзаменах читали по слогам. В чтении, в большинстве школ, отсутствуют выразительность. Неклассное чтение не проводится из-за отсутствия литературы. Для 4 класса по русскому языку была дана работа, высланная Наркомпросом "Школа", требующая письменных ответов на вопросы, с письменной работой большинство учащихся не справились, как по содержанию ответов, так и по количетсву допущенных ошибок. Письменная работа выполнялась 1180 человек, из них баллом "5" и "4" оценены 45 работ, тройкой - 580 и двойкой - 550 человек. Например, в Манчажском районе из 132 человек четвертоклассников выполнили письменную работу только 60 человек.
Крайне неудовлетворительные результаты дали Азигуловская школа, Ювинская, Н.Арийская и ряд других.
Основные ошибки в работах:
1. учащиеся не умеют пользоваться служебными и связочными словами, почти во всех просмотренных работах отсутствуют предлоги, даже там, где они крайне необходимы.
2. В согласовании существительных с числительными (30 учащегося, 3 часов, 2 часов).
3. В правописании гласных после шипящих.
4. Полное незнание родовых окончаний.
Вот одна из работ, выполненная учащейся А. Азигуловской средней школы, оцененная баллом "3" (подлинно:)
Школа.
I. Наша школа называется Азигуловская средняя школа.
II. Адрис наша школы Сердловская область Манчажский район село Азигулова Азигуловская школа средняя.
III. Нашего учительницу завут Раиса Хакимовну.
IV. Нашем классе трицать учащихся.
V. Мы школе читаем, пишем, играем.
VI. Мы школу приходим 9 часов. Мы из школы уходим 2 часов.
По указанию Наркомпроса в 7 классах нерусских школ учащиеся писали изложение по тексту, данному для русских школ по русскому языку "Ночевка в лесу". Текст и по количетсву слов и по подбору их, а также по знакам препинания был очень сложным для национальных школ, тем более, что учащиеся национальных семилеток русский язык начинают изучать только с 3 класса, непонятно почему Наркомпрос не учел эту специфику. С письменной работой учащиеся, конечно, не справились: из 150 учащихся, выполнивших работу, положительные оценки получили 65 человек, в том числе на "5" и "4" только 11 человек.
Крайне неудовлетворительные результаты дала Азигуловская средняя школа: из 22 учащихся 7 класса только 3 написали на оценку "3".
Основные ошибки:
1. Отсутствие полноты и последовательности в содержании.
2. Нарушение всяких правил в применении знаков препинания.
3). Много орфографических ошибок, до 30 на 50-80 слов в изложении.
Вот небольшой отрывок изложения ученицы В.: "П.М. вытащил из сани кожевенный мешок. В нем было, капусты. В эту время заслышался вой. Из леса выбежала много волки".
В таком же духе написано большинство изложений. Не плохие результаты в сравнении с другими школами дали Васькинская и Шакуровская семилетки Н.-Сергинского р-на, в которых из 21 учащегося только 4 ученика получили отрицательные оценки.
Результаты экзаменов по родному языку, как в 4 так и в старших классах, показали значительно повышенную грамотность учащихся. С письменными работами, данными Татнаркомпросом для татарских школ, учащиеся в основном справились неплохо. Для 4 класса было дано изложение "Парашюттан беренче сикеруем" (Первый прыжок с парашюта). Из 700 человек (татарских школ) на балл "5" и "4" выполнило 115, на "3" - 460 и на "2" - 125 человек. Хорошие результаты дали Азорская, Журавлинская, Биткинская, Рахмангуловская и ряд других начальных школ.
По 7 классам выполняли письменные работы 135 человек. Изложение написали несколько лучше, чем диктант. Из 135 работ (диктант по родному языку) оценены двойкой и единицей 45, тогда как изложение написали на 2 и 1 - 30 человек.
Положительно: в работах содержание передано хорошо, язык образный, действие передано последовательно и использованы различные обороты сложных предложений.
Недостатки: в работах наличие орфографических ошибок в военной терминологии и в правописании частиц.
Слабо усвоены знаки препинания в предложении с обращениями и неправильная каллиграфия (нажим совершенно отсутствует, буквы неровные).
Отсутствие художественной литературы на родном языке в школьных библиотеках значительно осложняет работу учителя по повышению качества знаний.
За последнии 3-4 года не поступало художественной литературы на родном языке (на новом алфавите) ни по линии Татгиз'а и ни по линии Свердловского бибколлектора. Отсутствует также методическая помощь учителям родного языка и со стороны института усовершенствования учителей из-за отсутствия специалиста методиста по родному языку.
В этом году требования значительно повысились: на проходивших экзаменах строго и объективно были проверены знания учащихся комиссиями как начальных, так и в семилетках. В знаниях учащихся как по родному, так и по русскому языку, вскрыты очень серьезные пробелы, о которых через секционные работы в период августовских конференций будет доведено до учительства и будут даны указания по проведению ряда мероприятий, направленных на повышение качества знаний учащихся по указанным выше предметам.
Областным отделом народного образования за истекший год в порядке руководства и контроля нерусскими школами проведены следующие мероприятия:
1. Организованы курсы при Азигуловской средней школе (2 недельные на 30 человек), на которых большое внимание было уделено изучению русского языка самими учителями.
2. Секционная работа в период августовских совещаний.
3. При двух крупных национальных районах в отделах народного образования имеются инспектора по национальным школам (инспектор по татарским школам в Манчажском районе и по Марийским школам в Сажинском районе). Проверено непосредственно при выездах инспектором 10 национальных школ (инспектором ОблОНО).
Предложения: Областной отдел народного образования просит включить на плановое снабжение учебникакми, художественной литературой и методическими пособиями через соответствующие национальные республики.
В области имеется единственная средняя школа (татарская), которая является по существу поставщиком учительских кадров для начальных школ, просим помочь ее укомплектовать учителями, имеющими высшее образование (на 8-10 классы), а иначе ОблОНО вынужден будет реорганизовать ее в семилетнюю школу.
Отдел нерусских школ Наркомпроса должен помогать, хотя бы направляя на места методические указания по родному и русскому языкам, используя последний Институт усовершенствования учителей, мог бы проводить кустовые семинары с указанными преподавателями.
Зав.Св.ОблОНО (без подписи) А.Борисова (копия, машинопись)....

Чужие, Образование, Русский язык, Школы, Свердловская область

Previous post Next post
Up