"Переименование г.Екатеринбурга", 1914-1915

Nov 09, 2012 12:54

"Переименование г.Екатеринбурга" - "Зауральский край", 28 апреля 1915 года.

27 апреля под председательством А.Е.Обухова состоялось совещание по вопросу о переименовании г.Екатеринбурга. Присутствовали преосвященный Серафим, прокурор окружного суда А.А.Гильков, О.Е.Клер, М.О.Клер, А.М.Симонов и др... Одним словом, перед этими уважаемыми людьми стоит непростая задача избавиться от немецкого хвоста "бург", чтобы приблизить победу над немецким империализмом. Осип Клер как самый продвинутый учёный и знаток языков доходчиво объясняет провинциальной публике, что здесь жили иссейдонцы, и предлагает назвать город Иссейдонском... В публике некоторое замешательство, но фантазия отцов города и в те далёкие времена была неиссекаемой, а тут им Иссейдонск предлагают! Екатеринополь! Но, как водится, порядились, посудачили - чай не в окопах вшей кормить - да и разошлись. Большевики были порасторопнее... И исход был печальнее.

Почти со всеми участниками исторического собрания мы знакомы, а ГИЛЬКОВ Александр Александрович - фигура новая.
ЗАКЛЕЙМЕННЫЕ ВЛАСТЬЮ. Анкеты, письма, заявления политзаключенных в Московский Политический Красный Крест и Помощь политзаключенным, во ВЦИК, ВЧК-ОГПУ-НКВД. (по категориям репрессированных)
Родился в 1880-х. Получил высшее юридическое образование. До революции служил прокурором Вятского окружного суда, в 1917 - член окружного суда в Перми, после разгона суда большевиками работал заведующим административным отделом на Мотовиленском заводе. Женат на Александре Алексеевне Гильковой. 8 сентября 1918 - арестован, обвинялся в «побеге Великого князя Михаила Александровича». Расстрелян в ответ на убийство Урицкого и покушение на Ленина (по другой версии, арестован в парке вместе с группой прохожих, заставили раздеться и, подкалывая штыками, заставили броситься в переполненную выгребную яму).
Аничков В. П. Екатеринбург - Владивосток. (1017-1922). e-reading.org.ua › downloadhtml.php…
Балмасов С. С. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. М.: Посев, 2006. С. 113, 118.

Из воспоминаний Аничкова:
"Под конец я рассказал профессору (Грум-Гржимайло) все подробности казни бывшего прокурора суда Александра Александровича Гилькова. Гильков с самого начала революции впал в паническое состояние и решил бросить прокуратуру, что ему и удалось, получив назначение на должность члена суда в Перми. Вскоре после переселения со всей его семьей Пермский суд был разогнан большевиками, и Гилькову с большим трудом удалось получить место конторщика в мотовилихинском заводе. Жизнь потекла тихо и уединенно, но все же скромного жалования не хватало, и приходилось постепенно ликвидировать и драгоценности его жены, коих запас был невелик и, наконец, очередь дошла до столового серебра, из коего осталось в наличности всего шесть чайных ложек. Несмотря на эти материальные лишения, все же Гильков был рад, ибо это скромное место избавляло его от ответственности, связанной с должностью прокурора. Но все же в одну "прекрасную" ночь раздался звонок и в квартиру ворвались "товарищи солдаты" с обыском оружия. Конечно, оружия не нашли, потому что его и не было, но "воры товарищи" захватили серебряные ложки. Хозяйка Александра Алексеевна была очень огорчена отнятием ложек и высказала намерение отправиться в Совдеп с жалобой. "Что ты, что ты!!! - воскликнул супруг. - И не вздумай об этом говорить, а благодари Господа Бога, что оставили в живых". Александра Алексеевна так была огорчена этой потерей, что и на другой день не переставала плакать. Видя это огорчение, Александр Александрович предложил ей проводить ее в гости к одной дружественной семье, но, несмотря на ее просьбу пойти с ней вместе, наотрез отказался. "Я зайду за тобой в 8 часов вечера, и тогда на минутку зайду к ним, но к 9 часам мы должны быть дома, ибо с этого часа запрещено выходить на улицу". Проводив жену и возвращаясь домой, он, проходя сквер, уселся на скамейку, дабы отдохнуть и выкурить папироску. В это время сквер оцепили солдаты и всех, кто там находился, повели в какое-то казенное здание, кажется гимназию. Там ввели в ретирадное место с примитивным устройством (с большими дырами в общей доске), приказали раздеться и броситься в выгребную яму как "месть за убийство" не то Урицкого, не [то] Свердлова. Поднялся невообразимый вопль. Люди, стоя на коленях, умоляли расстрелять их тут же, лишь бы избегнуть этой мучительной смерти, но палачи были неумолимы. Подталкивая штыками, они заставляли их броситься в переполненную отбросами яму". (Источник)

А вскоре я нашёл и другие материалы. Оказывается уважаемые люди города полгода ломали головы над этим вопросом!
10 ноября 1914 года. Очередное заседание Екатеринбургской Городской Думы.
Пункт 7. По предложению г.Пермского Губернатора о внесении на рассмотрение Городской Думы вопроса о переименовании города Екатеринбурга.
"По вопросу о переименовании города Екатеринбурга прочитан доклад Управы, из которого видно, что вопрос этот возбужден предложением г.Пермского Губернатора от 13 минувшего октября за №52/10806, которым г.Начальник Губернии предлагает Городской Управе войти в тщательное выяснение вопроса относительно переименования города Екатеринбурга, как единственного в губернии городского поселения, носящего немецкого название. При этом представляется крайне желательным выяснить по документальным данным, когда и при каких обстоятельствах город назван настоящим именем, дано ли последнее ему при самом его основании, или же потом и не было ли ранее на этом месте или вблизи него какого-либо поселения, носившего другое наименование и какое именно.
Городская Управа заслушала по этому вопросу доклад гласного К.М.Гавриленко, с исторической справкой, из которой усматривается, что название города Екатеринбурга было установлено при самом основании города, в 1723 году в честь ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ для памяти в вечные роды (так в оригинале - Р.Б.) и для вечной славы "ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕЙ ГОСУДАРЫНИ". При этом город основан в историческое время и возведен на месте, где раньше не было никаких поселений.
Управа вполне присоединилась к мнению, высказанному г.Гавриленко, что нет и не может быть никаких оснований нарушать волю крестного отца города, генерала Геннина и из названия города в честь ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ переименовать его как либо иначе, то есть без того, чтобы в это название ввести имя ИМПЕРАТРИЦЫ, тем более, что в данном случае не может быть речи также и о восстановлении таким переименованием забытого древнего названия селению, на развалинах которого возродился и вырос город Екатеринбург.
Но, чтобы выполнить циркулярное предложение г.Губернатора, Управа предлагает Думе избрать для тщательной разработки вопроса, особую Комиссию из 3-5 лиц, пригласив принять участие в работе Уральское Общество Любителей Естествознания (Клеры его представляли через полгода - Р.Б.) и предоставить Комиссии приглашать для совещания других сведующих лиц..."
- Сборник постановлений Екатеринбургской Городской Думы за 1914 год. - Екатеринбург, 1915. - сс.294-295, 209.

Одним словом, единогласно была выбрана комиссия в следующем составе: Симонов А.М., Бояршинов П.А. Круковский Н.Ф., Щипанов А.Н. и Отец Федор Коровин. Но я оказывается пропустил одну деталь: вопрос этот был внесен в повестку дня ещё 21 августа 1914 года. Тогда даже не приступили к его обсуждению, не успели. И подозреваю, что если бы не письмо губернатора, то о вопросе бы и не вспомнили... Покончим с этим вопросом следующей ссылкой, хотя в декабре 1916 года пора было задуматься уже о другом, не пора ли уносить ноги, а кому - подумать и о душе:
"Однако в декабре 1916 г. в письме Пермской Ученой Архивной комиссии Главному начальнику Уральских горных заводов снова был поднят вопрос о переименовании Екатеринбурга. Комиссией были предложены новые названия, «приличествующие русскому городу»: Екатеринозаводск, Екатериноисетск, Екатериноугорск, Екатериноурал, Екатеринокаменск, Екатериногор, Екатеринобор". -Н. Н. Попов. О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ ЕКАТЕРИНБУРГА, ЕГО УЛИЦ И ПЛОЩАДЕЙ. сайт - 1723.ru (Текст взят из сборника - Известия Уральского государственного университета, №9. 1998 год. Специальный номер журнала посвящён 275-летию города и приурочен к международной конференции. Екатеринбург: вчера, сегодня, завтра.)

Но и это не конец.
«Говорить Ленинград" - уже стыдно. К императору Петру я тоже почтения не имею, - да город был назван не по императору, по апостолу... Но уже и к "Санкт-Питербурху", по-голландски, пути не будет... Я б его назвал - Невгородом (!!! -Р.Б.). Это в духе русского языка -Невгород, Новгород» («Вестник РХД», № 127. С. 280).
С ужасом думаю: еще к власти не успели прийти, а уже меняем названия? Только раньше меняли на коммунистический лад, а теперь на почвенный? От такого обрусения не поздоровится России. Да и Петербург совсем не голландское, а русское слово, прочно вошедшее в язык, в культуру. А Невгород - уродливое и бледное пятно, изобретенное (неосознанно) по образцу Волгограда: не в город и не в деревню - Невгород. Рядом с Новгородом -не держится. И что нам с другими городами и реками делать, имеющими в прошлом иноязычный источник? С Москвой, например. Вот Югов уверяет, что Москва на санскрите означает «спасение», «освобождение». Кого? и отчего? - не сказано. Может быть, всего человечества. Что ж, теперь Москву в какой-нибудь Спас-город обращать? Удивительно, как по-советски иногда звучит наш русский патриотизм..." Андрей Синявский. Солженицын как устроитель нового единомыслия. Синявский А.Д. Литературный процесс в России. М.: РГГУ, 2003, с. 354-368

Екатеринбург, Петербург, Синявский, 1914, 1915, Солженицын, Дума

Previous post Next post
Up