Агафуровы. Трагедия в Японии 1 сентября 1923 года

Mar 15, 2016 19:01

Организация выезда эмигрантов из Японии. Источник: Землетресение 1923 года и судьба русской диаспоры в Японии. Петр Подалко - http://ricolor.org/rz/iaponia/jr/rus/z_23/

Все японские и иностранные суда, находившиеся в японских портах, включая военные корабли, были мобилизованы на оказание помощи по вывозу пострадавших. Суда, находившиеся вблизи японских берегов, также отзывались со своих маршрутов. Основным пунктом, куда вывозили людей, стал город Кобе, где исторически существовала многочисленная колония иностранцев и инфраструктура позволяла разместить на некоторое время большую массу людей.

Сразу же после катастрофы силами иностранной колонии в Кобе был создан "Комитет по оказанию помощи", при котором был образован "Подкомитет по оказанию помощи русским беженцам", принявший на себя решение вопросов по приему, размещению и устройству на первое время прибывающих из Токио и Иокогамы эмигрантов. В течение трех недель ими были созданы условия для временного проживания почти 400 человек. В Кобе, где на тот момент отсутствовал русский консул, был командирован секретарь российского консульства в Иокогаме П.П. Боровский, который нес на себе основной груз решения встающих там проблем.

Были также арендованы океанские суда для вывоза иностранных граждан, и в их числе - русских эмигрантов. Японские чиновники не скрывали, что наиболее желательным для них был бы окончательный отъезд русских беженцев из страны. В посольство поступали специальные обращения из МИДа с просьбой разъяснить эмигрантам, что отныне работу найти им будет крайне тяжело. Перевозки до Кобе, сушей и морем, осуществлялись японскими властями бесплатно, с выдачей небольших сумм на питание и первое время из правительственных резервов.

Успешно прошел сбор денежных средств на оказание помощи российским беженцам. В дополнение к 30 000 иен, выделенных посольством и отдельно - российским военным агентом на оказание немедленной помощи пострадавшим, иностранный Комитет в Кобе перечислил на эту же цель сначала 10 000 иен, потом - еще 20 000 иен; японское благотворительное общество в Кобе пожертвовало 20 000 иен на оказание содействия к организации выезда русских из Японии, и такую же сумму на ту же цель передал местный губернатор, весьма заинтересованный в скорейшей отправке беженцев.

Справедливо полагая, что насильственная эвакуация беженцев в Шанхай или Харбин, к чему могли бы прибегнуть японские власти, сведется для русских к переходу из одного безвыходного положения в другое, Абрикосов начал добиваться для них права эмигрировать в Америку, куда большинство изначально стремилось уехать. Он специально запрашивал по этому вопросу американское посольство, а также консульство в Кобе, ведавшее вопросами эвакуации. Такой же запрос был послан и в МИД Японии. Речь шла о бесплатном переезде в Америку около 200 человек русских, хотя ежемесячная квота на русских иммигрантов (всех, включая ехавших из Европы, России и т. д.) составляла тогда меньшую цифру.

В итоге совместными усилиями иностранного Комитета в Кобе и русского посольства удалось отправить из Японии более 250 русских эмигрантов, из которых большинство предпочло уехать в Америку (кое-кто, не сумев получить американскую визу, направился в Мексику или Канаду, чтобы затем перебраться в США); около 30 человек выехали в Европу.

При этом сотрудники российского посольства противостояли попыткам уговорить часть беженцев вернуться в Советскую Россию. Прибывший в Японию незадолго до землетрясения в качестве представителя Российского телеграфного агентства (РОСТА) Воскресенский был включен в состав членов Комитета по оказанию помощи в Кобе, где он впоследствии активно убеждал эмигрантов вернуться на родину. Эта его деятельность, однако, не встретила поддержки со стороны других членов международного Комитета. Лишь один человек выразил пожелание уехать во Владивосток.

Япония отказалась принять помощь после землетрясения от советского правительства. Не исключено, что виной тому была чрезмерная классовая идеологизация этого акта: в Японию из Владивостока прибыл под красным флагом пароход "Ленин", привезший продукты "пострадавшему японскому пролетариату от российского пролетариата", тем самым как бы подчеркивая, что речь не идет об оказании помощи населению в целом. Японские власти не допустили высадку советских представителей, развернув пароход "Ленин" восвояси".

Далее поконкретнее по Агафуровым.
Источник: Приложения к статье Петра Подалко.


















Агафуровы, 1923, Япония

Previous post Next post
Up