Юрий Соркин о Котелянском.
Возможно, впервые относительно развёрнуто еврейский вопрос на страницах местной печати рассматривается в 80-х годах XIX века...
Посмотрим, с чего бы это. Забавно, что мы натыкаемся на фигуру отца нашего героя. В двух словах поясню, почему еврейский вопрос будет вплетаться в вопросы истории образования. Что не смогут у тебя вырвать из рук, что не смогут отнять, не отняв жизни, какой капитал? Только знания и мастерство. Образование. А в самом образовании - способность к самообразованию постоянному, способность адаптироваться в любой среде, в любом месте, не единожды начиная всё с самого начала, с нуля...
Но пока речь идёт о медицинском образовании, которое в тисках процентной нормы получить тоже невероятно сложно, но профессия врача позволяет тебе вырваться из полосы оседлости... Так у Соркина и названа книга - Известные врачи-евреи Екатеринбурга : биогр. справ. / сост. Юрий Соркин. - Екатеринбург, 1997. - (Замечательные люди Урала). Что невольно внушает мысль, что, кроме евреев, других врачей в городе и не было...
Ульянова Г.Н. Законодательство о предпринимательстве евреев в Российской империи, XIX - начало ХХ века // Частное предпринимательство в дореволюционной России: этноконфессиональная структура и региональное развитие, XIX - начало ХХ века. М., РОССПЭН, 2010. С.314-332.
"После убийства Александра II наступила эпоха реакции. Многое из того, что было сделано в эпоху Великих реформ, стало пересматриваться в консервативном духе. В соответствии со сгущением атмосферы несвободы и подозрительности претерпело изменения в сторону сужения законодательство о евреях, и в частности об их торговых правах.
Всплеск великорусского шовинизма в 1880-е гг. захватил все сферы общественно-политической жизни. Был взят курс совершенно противоположный тому, который в свое время провозгласила в конце XVIII в., нацеливавшая правящие круги на ассимиляцию нерусских этносов, влившихся в состав населения Империи после присоединения завоеванных территорий.
В апреле 1881 г. на юге России разразились еврейские погромы, охватившие семь губерний. Император Александр III заявил, что «в преступных беспорядках на Юге России евреи служат только предлогом, что это дело рук анархистов» [Цит. по изд.: Гессен Ю. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. С.153.].
В 4 мая 1881 г. министром внутренних дел был назначен граф Н.П. Игнатьев. С приходом Игнатьева взгляд на погромы в правительственных кругах изменился. 21 августа 1881 г. Игнатьев подал всеподданнейший доклад, в котором объяснял, что евреи сами спровоцировали погромы, вызывая неприязнь прочего населения тем, что захватили в свои руки не только торговлю и промыслы, но приобрели значительную поземельную собственность». Основным предложением Игнатьева стало «ограждение населения от вредной деятельности евреев» [Цит. по изд.: Гессен Ю. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. : там же. [45] Там же. С.157.].
Граф Игнатьев направил в Комитет министров проект принятия репрессивных мер против евреев, главным пунктом которого стало выселение евреев по приговорам сельских сходов из деревень. Но даже в Комитете министров против проекта выступили министр финансов Н.Х. Бунге и министр государственных имуществ М.Н. Островский. Бунге считал, что перемещение сотен тысяч людей и удаление их от промыслов может существенно расстроить экономическую жизнь в губерниях черты оседлости. Бунге отмечал, что евреи имеют весьма обширные торговые сношения и сделки, затрагивающие, в большинстве случаев интересы христианского населения. Переселение евреев города не станет решением проблемы, а только откроет «широкое поле для взяток, насилий и всякого рода притеснений мирскими властями»[Цит. по изд.: Гессен Ю. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. С.157.]. Осторожность Бунге разделил и министр юстиции Д.Н. Набоков.
Противодействие вышеназванных министров снизило репрессивный градус подготовленных в министерство Игнатьева «Временных правил», принятых 3 мая 1882 года.
Эти правила, признаваемые современниками и историографами пиком ущемления гражданских прав евреев, не затронули права первогильдейского купечества, уже проживавшего во внутренних губерниях. Но они больно ударили по мелкому бизнесу, существовавшему в пределах черты оседлости. Если же говорить в целом об общественно-политическом резонансе, то «Временные правила» вполне вписывались в систему правительственных мер, направленных на ужесточение контроля над проявлением любых проявлений частной инициативы, будь то в экономической или общественной сфере. В данной ситуации, ужесточение запретительных мер в отношении евреев черты оседлости отражало изменение политического курса самодержавия в сторону великорусского шовинизма и патриархальных ценностей, что, конечно, строилось на отрицании европейских тенденций наращивания рыночных отношений и снижения ксенофобии. Немаловажную роль сыграло и желание «отыгравшись на евреях» выпустить пар недовольства, накапливавшийся внутри общества, уже охваченного с одной стороны - проблемой люмпенизации части крестьянского населения, не сумевшего вписаться в новую социальную систему после отмены крепостного права, а с другой - проблемой радикализации антиправительственных настроений, проявившихся в учащавшихся вылазках террористов, убивавших чиновников и метавших бомбы в наиболее ненавистных бюрократов.
«Временные правила» гласили, что «в виде временной меры и до общего пересмотра в установленном порядке законов о евреях, воспретить евреям в губерниях постоянной их оседлости впредь вновь селиться вне городов и местечек, с допущением в сем отношении исключения только относительно существовавших до 1882 г. еврейских колоний, занимающихся земледелием»[Свод законов Российской империи. Т.IX Законы о состояниях. Издание 1899 г. СПб., 1899. Ст.779.]. Переход евреев из селений, где они жили до 3 мая 1882 г. в другие селения «безусловно воспрещался».
Особенно тяжелым стало «временное» приостановление в губерниях черты оседлости совершения на имя евреев купчих крепостей и закладных на недвижимое имущество, находящееся вне черты городов и местечек. Тем самым, евреи-мелкие торговцы получали жесткую привязку к месту жительства, а невозможность вложить в недвижимость даже незначительные капиталы парализовала возможности для даже медленного наращивания бизнеса. И фактически, заработать капитал, достаточный для вступления в первую гильдию, и в перспективе, последующего переселения за пределы черты оседлости, уже можно было только путем невероятных хитроумных ухищрений.
Отец «Временных правил» граф Н.П. Игнатьев был вынужден уйти в отставку в мае 1883 г., вследствие общего недовольства его политикой «закручивания гаек» в самих правительственных кругах, не стремившихся к слишком резкому поправению курса. Однако эти «Правила» действовали еще двадцать лет.
Следует также сказать, что «»Временные правила» создали законодательный прецедент утверждения всякого рода «временных» (на самом деле действовавших годы, а то и десятилетия) законов, регламентировавших права еврейского населения. С этого времени, целых ряд ограничительных законоположений принимался со смягчающей преамбулой «в виде временной меры, впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений». Это как давало надежду самим евреям на скорое изменение «временных» ограничений, так и представляло русское правительство весьма благоприятным образом в глазах европейского общественного мнения. Не следует забывать и о том, что с развитием системы международных займов, Россия вынуждена была соответствовать нормам международного права, поскольку в финансовых сферах Европы еврейское банковское лобби заслуженно играло важную роль.
В 1883 г. была образована межведомственная «Высшая комиссия для пересмотра действующих о евреях в Империи законов» под руководством графа К.И. Палена. После пятилетнего изучения материалов о положении евреев, с привлечением мнений губернаторов и министров, комиссия признала, что «и закон страны, и чувство справедливости, и наука государственного права поучают, что все подданные находятся под общим покровительством законов, все они имеют одинаковые гражданские права, все они пользуются свободою передвижения и жительства»[Цит. по изд.: Гессен Ю. Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России. С.162.]. Однако Комиссия Палена высказалась за соблюдение «постепенности и осторожности» в разрешении еврейского вопроса, направленного в конечном счете на «постепенное уравнение прав евреев во всеми другими подданными».
Несмотря на выводы комиссии, обусловленные участием в ней европеизированных правоведов-либералов, в правительственном курсе начало 1890-х гг. стало периодом наибольшего развития системы ограничительных мероприятий".
Итак,
"Екатеринбургская неделя" от 21 апреля 1882 года.
Из статьи Соркина: