Опера в Екатеринбурге. Сезон 1915 года, весна

Mar 22, 2015 13:25

"Уральская жизнь", 12 марта 1915 г.
Не нашёл информации о Де-Винчи и Рогинском...





"В настоящее время можно судить об искусстве Коровина главным образом по его станковым произведениям. Театральные декорации художника в большинстве своем сейчас уже утрачены. Москва не имеет их вовсе. Несколько коровинских спектаклей еще сохранилось в Ленинграде. В Государственном академическом театре оперы и балета имени С.М.Кирова идут два из них - «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, балет Л.Ф.Минкуса «Дон-Кихот». Но большая часть коровинских работ находится в Ленинградском академическом Малом театре оперы и балета.
Вообще сцена этого театра является сейчас своеобразным действующим музеем русского театрально-декорационного искусства. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста» идет здесь в оформлении Б.М.Кустодиева, «Севильский цирюльник» Д.Россини в декорациях А.Я.Головина. Балет И.Ф.Стравинского «Петрушка» возобновлен театром по эскизам А.Н.Бенуа. Наконец, четыре оперы, идущие здесь сейчас, связаны с именем Коровина. Это «Снегурочка» и «Майская ночь» Н.А.Римского-Корса-кова, «Богема» и «Чио-Чио-Сан» Пуччини. Разумеется, далеко не все декорации сохранились в равной мере. Очень обветшало оформление неоднократно обновляемой «Чио-Чио-Сан», в лучшем состоянии дошла до нас «Богема», и очень хорошо выглядит «Снегурочка». Исследователь коровинского театрально-декорационного искусства имеет редкую и счастливую возможность судить о нем не только по эскизам и фотографиям, но и по завершенному сценическому воплощению замысла художника". - "Константин Коровин". Монография Раисы Ивановны Власовой. Коровин в живописи и театре. - Коровин в театре. Глава четвертая.

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека. Базы данных.
БД эскизного фонда библиотеки- результаты поиска.
Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : ЭФ/К681
Автор(ы) : Коровин, Константин Алексеевич (1861-1939)
Заглавие : Мадам Баттерфляй : Эскизы декораций
Параллельн. заглавия :Чио- Чио - сан
Выходные данные : СПб, 1911
Колич.характеристики :2 л.
Коллективы : Мариинский театр
Серия: Мадам Баттерфляй: Эскизы декораций/ К. А. Коровин
Дескрипторы: Опера
Экземпляры :ОРиРК(1)
Свободны : ОРиРК(1)

"В 1913 году Мариинский театр впервые поставил "Чио-Чио-Сан" Дж. Пуччини. Партию мадам Баттерфляй исполняла, конечно, Мария Николаевна Кузнецова. Сохранилось любопытное интервью артистки по сему поводу.

"Чем мне дался успех в опере Пуччини "Баттерфляй"? Да тем, что я заставила звучать согласно все: декорации, костюмы, сердце, голос, оркестр, позы, жесты.

Прежде всего, я должна была ояпониться, войти в дух и стиль страны Восходящего солнца, бегло изучить историю Японии, внимательно всмотреться в нравы, обычаи и характеры.

Пришлось читать и "Мадам Хризантемы" Пьера Лоти, и географию Элизе Реклю, и работы по Китаю и Японии Дюбуа Жассиньи, и путешествия графа Бовуара, Эме Эмьер и других. Пришлось приобретать вороха фотографий и рисунков японских художников XVI и XVII века, пришлось изучать японское искусство во всех проявлениях.

Изучив дух пьесы, я перешла к изучению музыки. Это не трудно. Я быстро запоминаю наизусть не только свою, но и чужие партии.

Затем изучаю мимику, жесты, позы, маску радости и печали, стараясь придать им японский характер. После мимики лица выступает мимика тела - гардероб.

Для Баттерфляй это было не трудно: я просто выписала из Японии несколько нарядов со всеми мелочами, со всеми деталями, со всеми тайнами японского кокетства. А кроме того, заказала чудесный костюм художнику Баксту. Этот поэт тканей создал положительно шедевр. Он не только красив по краскам, но и удивительно верен, стилен, этнографичен.

Чтобы научиться носить костюм и причесываться по-японски, я наняла себе японскую барышню. Долгое время я училась ходить с вывернутыми пятками, что у японцев считается элегантным.

Грим мне удался сразу: я добилась матовой белизны кожи, маленького рта и приподнятых бровей - того, что мы видим на фарфоровых статуэтках Арита.

Моя японка-инструкторша учила меня, как здороваться, как прощаться, как кланяться и даже как делать харакири. (...)

Да, признаться, иногда, несмотря на то, что у меня все движения заранее обдуманы, так увлечешься, что забываешь о музыке. Вот, полюбуйтесь: недавно я, играя Баттерфляй, так увлеклась, что кинжалом ранила себя в грудь. И сильно ранила, и даже боли не заметила. Только уже потом спохватилась, увидав, что кровь течет". - Надир Ширинский. "Porte bonheur" Чайковского. - Московский журнал. N 1 - 2005 г.
("Дебютировала Мария Николаевна в 1904 году в Петербурге в антрепризе князя Александра Церетели, сына известного грузинского поэта Акакия Церетели".)

ДЕ-ВОС-СОБОЛЕВА, Девос-Соболева (урожд. Де-Вос; по мужу Соболева) Елена Викторовна, 19.7.1875 (в нек-рых источ. 1878), г. Гент (Бельгия) - 12.7.1945, Ленинград - арт. оперы (лирико-колор. сопрано), оперетты, концертная певица, режиссёр и вокальный педагог. Род. в семье органиста и вокального педагога. С 1880 жила в Тифлисе, где окончила гимназию. Пению обучалась в Киев. муз. уч-ще (кл. К. Эверарди), затем брала уроки пения в Тифлисе у Д. А. Усатова, позднее совершенствовалась в Брюсселе у своего дяди Э. Де-Воса. Вокальный дебют состоялся в симф. концерте в Тифлисе в 1893 (вместе с Ф. И. Шаляпиным). На оперной сцене впервые выступила в Киеве в 1898 в партии Джильды ("Риголетто" Дж. Верди). Позднее выступала в Одессе, Екатеринославе, Кишинёве (1901), Иркутске (апрель-май 1902, Городской т-р, в составе гастролирующей оперной труппы под рук. дирижёра А. А. Эйхенвальда), Перми (1903-04, антр. П. П. Кравченко), Екатеринбурге (1904, 1909, 1911), Москве (Частная рус. опера С. Мамонтова, 1904; 1908-12), Н. Новгороде, Киеве (1906), Харькове (1907, антр. М. Максакова), Саратове и Казани (1909), Риге (1909/10), Тифлисе. Выйдя замуж, с 1914 жила в Перми. С 1917 пела вновь на оперных сценах Перми, Харькова, Н. Новгорода. В 1918-21 солистка и режиссёр нижегород. оперного т-ра Пролеткульта.

Обладала необычайно выразительным, но небольшим голосом, в совершенстве владела колоратурной техникой. "Голос у Елены Викторовны был суховатый, чуть-чуть старообразный, колоратура чеканная, но не фейерическая. Отличительной чертой её исполнения было большое изящество пения, дикции и всего её сценического поведения, редкий в то время в провинции высококультурный общий артистический облик" (С. Левик)*. Репертуар насчитывал свыше 60 партий (от лирико-колор. до драм.).

1-я исп. в Екатеринбурге партий: Мюзетты ("Богема" Дж. Пуччини, 1904), Марии ("Царь и плотник" А. Лортцинга, 1909), Лейлы ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе, 1911), Таис (одноим. опера Ж. Массне, 1911).

Лучшие партии: Людмила ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Виолетта ("Травиата" Дж. Верди), Мими ("Богема" Дж. Пуччини), Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини).

Др. партии: Антонида ("Жизнь за царя" М. Глинки), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Клеопатра ("Маккавеи" А. Рубинштейна), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Пикколо ("Каморра" Э. Д. Эспозито); Изабелла ("Роберт-Дьявол" Дж. Мейербера), Инесса ("Африканка" Дж. Мейербера), Берта ("Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж. Мейербера), Маргарита Валуа ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Евдоксия ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Филина ("Миньон" А. Тома), Лакме (одноим. опера Л. Делиба), Олимпия ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), ? ("Вильгельм Телль" Дж. Россини, Харьков, 1907), Джильда ("Риголетто" Дж. Верди), Недда ("Паяцы" Р. Леонкавалло). Среди опереточных партий - Мимоза-сан ("Гейша" С. Джонса), Саффи ("Цыганский барон" И. Штрауса).

Партнёры: М. И. Алешко, А. Я. Альтшулер, Л. Б. Зиновьев, О. И. Камионский, Л. А. Леонидов, М. К. Максаков, Н. В. Мутин, А. М. Позднякова, Н. Г. Райский, Л. Ф. Савранский, Н. Н. Фигнер, Г. Д. Хлюстин, Ф. И. Шаляпин, Л. Г. Яковлев. Пела п/у Н. Алмазова, В. Васильева, Д. В. Дудышкина, А. В. Павлова-Арбенина, И. П. Палиева [Палиашвили], И. О. Палицына, Л. П. Штейнберга.

Выступала в концертах МУЗО на летних площадках и в клубах.

С 1917 преподавала в петрогр. Нар. конс., в 1918-22 - в нижегород. Нар. конс., в 1923-40 - в Ленингр. конс. (по приглашению А. К. Глазунова; с 1926 проф.).

Среди её учеников - Н. Белухина, М. Г. Викс, Е. Видас, В. Давыдова, Т. Докукина, О. Кашеварова, М. Сафронова, Е. Свирска, В. Свидерский, Г. С. Селюк-Лапина (конец 1920-х гг.), Нина Александровна Серваль, Е. Серебровская-Тортилова, Г. В. Серебровский, В. Шестокова, Якобсон.

В 1978 отмечали её юбилей в Ленингр. конс.

Лит.: Полуэктова Н., Коллар В. Музыканты-нижегородцы // Люди русского искусства. - Горький, 1960. С. 280;
- Левик С. Ю.* Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962. С. 320-321;
- Козлов А. Она была любимицей публики // Веч. Свердловск. 1975. 25 июля;
- Бегиашвили И. Путь большой певицы. - Тбилиси. 1977. С. 105-106, 111-112, 115-117, 123-127, 169-170, 215.
Яндекс.Словари › Отечественные певцы. - 2008

НЕСТЕРЕНКО (урожд. Хорошинская) Ольга Николаевна, 1890, Харьков - 1969, там же - арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и вокальный педагог. Пению обучалась в Харьков. муз. уч-ще. Выступала на оперных сценах Харькова (1909-12), Петербурга (Нар. дом, антр. А. Аксарина и И. Артемьева, 1912-16), Москвы (Сергеевского нар. дома, 1912-13), Тифлиса (1914-15), Екатеринбурга (1915-17), Перми (1917), Оренбурга, Одессы (1924-26). 11 июня 1913 выступила в партии Марии ("Мазепа" П. Чайковского) в Самаре (Городской т-р, спектакль в постановке Моск. оперной труппы С. Зимина). Один из критиков писал: "Мария была очень хороша в лирических сценах. А в драматических местах ей не хватало темперамента. Очень хорошо была исполнена финальная колыбельная".

1-я исп. партий: Марии ("Тарас Бульба" С. Траилина, 1914);

в Харькове - Золотого петушка (одноим. опера Н. Римского-Корсакова, 1910, ?).

Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила" А. Верстовского), Антонида ("Жизнь за царя" М. Глинки), Горислава ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Криза ("Нерон" А. Рубинштейна), Маша ("Дубровский" Э. Направника), Даша ("Вражья сила" А. Серова), Лиза ("Пиковая дама" П. Чайковского), Оксана ("Черевички" П. Чайковского), Агнесса Сорель ("Орлеанская дева" П. Чайковского), Татьяна ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Иоланта (одноим. опера П. Чайковского), Волхова ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Снегурочка (одноим. опера Н. Римского-Корсакова), Купава ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Рукайя ("Измена" М. Ипполитова-Иванова), Лида ("Каморра" Э. Д. Эспозито), Ольга Николаевна ("Дни нашей жизни" А. Глуховцева), 1-я бабочка ("Репка" В. И. Сокальского, 1911); Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно), Инесса ("Африканка" Дж. Мейербера), Урбан ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Микаэла ("Кармен" Ж. Бизе), Антония ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), Таис (одноим. опера Ж. Массне), Манон Леско ("Манон" Ж. Массне), Софи ("Вертер" Ж. Массне), Маргарита ("Мефистофель" А. Бойто), Чио-Чио-сан ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини), Недда ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Эвника ("Камо грядеши?" Ж. Нугеса), Галька (одноим. опера С. Монюшко), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера).

Партнёры: В. М. Березин, А. Г. Борисенко, С. В. Волгин, А. К. Диков, А. И. Добровольская, М. И. Донец, Я. С. Загуменный, Б. Залипский, Н. Г. Зубарев, Е. И. Калинович, В. Д. Манзий, А. М. Пасхалова, Е. Ф. Петренко, Н. К. Правдина, П. Словцов, Е. Стефанович, С. А. Цыгоев, Ф. И. Шаляпин. Пела п/у М. М. Букши, М. Голинкина, Л. П. Штейнберга.

В концертах исп. укр. и испанские народные песни.

В 1926-41 преподавала в Минск. муз. уч-ще, в 1926-41 и 1947-63 - в Минск. консерватории.

Среди её учениц - Т. И. Шимко (? - 1952).

Была незаконно репрессирована.

Лит.: Бенефис певицы О. Н. Нестеренко // Кавказ. 1915. 1 февраля;
Лисенко Іван. Словник співаків України. - Київ. 1997. С. 215-16.

1915, Опера

Previous post Next post
Up