Штамп Рахманкулова

Aug 17, 2014 08:42

Огромное спасибо Рустему Ахунову rustem_akhunov! С исследованиями самого Рустема можно познакомиться здесь Жизнь и история казанских обывателей.
Дело в том, что мы, екатеринбуржцы, тоже можем помочь ему в его исследованиях - смотрите копию газетной заметки ниже.
Сегодня он переслал мне копию штампа имама г.Екатеринбурга Рахманкулова. Чуть позже Рустем сделал существенное замечание: это может быть штамп именно МВД или от МВД, Рахманкулов постоянно находился "под пристальным присмотром" полиции и жандармерии (вероятно, Департамента Духовных дел МВД, а, возможно, всё прозаичнее, и это просто штамп для выдачи метрических выписей от МВД. См. также 12. 1910-1913. Имам Рахманкулов. и 17. 1916 год. Екатеринбург. Имам Рахманкулов., уверенности нет и не с чем пока сопоставить)


О Гирфане Шайхильмардановиче Рахманкулове. - http://rbvekpros.livejournal.com/tag/Рахманкулов

И несколько слов о Садри Ахунове: " Более того, в середине 1920-х о нём говорили, как о первом татарском национальном скульпторе. Ещё бы, ведь именно он своей работой из уральских самоцветов завоевал Большую Золотую медаль на всемирной выставке в Париже 1925 года. Эта работа понравилась и известному французскому писателю Ромену Роллану, после чего у них впоследствии завязалась переписка (дядя Садри по фотографиям делал бюст Р.Роллана). В 1930-е годы Садри Ахун возглавлял Союз художников ТАССР…" Садри Ахунов окончил Уральский художественный техникум и покинул Свердловск в 1927 году.

И важные поправки Рустема Ахунова к этой статье из газеты "Красная Татария" (год? и позволю себе приглушить эмоциональные ноты Рустема, у него статья вызвала понятное раздражение, при желании услышите их, пройдя к источнику - Р.Б.):
"Садри Ахунов родился в Екатеринбурге, кроме того в родной деревне его отца Салаха, Олы Мәтәскә, Садри никогда в жизни не был. Да, он считал, что корнями из этого села и даже указывал это в анкете...
Едва окончив челябинскую торговую школу, в которой учился после завершения учебы в медресе, Садри Ахунов в 1920 году устраивался на работу в Челябинский жилкомхоз. Там он был принят на должность регистратора со скромным окладом...
Направление в Свердловский художественный техникум в 1923 году дала С.Ахунову партийная организация Челябинска, как перспективному художнику. работавшему с наглядной агитацией. Даже делать курсовую работу в 1929-1930гг. Садри Ахун, уже будучи студентом Лениградской художественной академии, приезжал именно в Челябинск".




В 1/2 номере журнала «Гасырлар авазы» («Эхо веков») текущего года опубликована статья «Пробуждая к жизни спящий камень» (Г.Латыпова, Р.Ахунов) к 110-летию скульптора.




Интересующий нас фрагмент из статьи:
"Именно по инициативе городской парторганизации Челябинска в 1923 г. Садри Ахун горкомом Екатеринбурга был командирован на учебу в Уральский художественно-промышленный техникум. После сдачи вступительных экзаменов его зачисляют на отделение камнерезного дела. О годах учебы в техникуме Садри Ахун вспоминал: «Работая сначала в камнерезной мастерской… я перешел в древорезную мастерскую, резал по дубу, березе и липе, а затем в мраморную мастерскую. С пневматическим молотком в руках, купаясь в искрах осыпаемого мрамора, пробуждая к жизни спящий камень, я навсегда и бесповоротно посвятил себя скульптуре».

Тонкостям скульптуры и камнерезного дела Садри учил мастер Кремнев. Выделив талантливого ученика из числа других студентов, он все свое свободное время посвящал Садри, раскрывал секреты мастерства уральских камнерезов. В стенах училища он также брал уроки у П. П. Шарлаимова, Шаховского и Синайского. За цикл произведений художественной резьбы из уральских самоцветов С. Ахун был награжден Большой золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1925).
Электронный вариант журнала.

Из предполагаемых бесконечных направлений поиска:
"Где же сейчас уникальные выставочные экспонаты? Львиная доля находится в частных американских коллекциях. Некоторые еще находятся в Европе, но вероятно будут следовать за «сильным долларом». Американские музеи, такие как Художественный музей Метрополитен, Музей изящных искусств штата Вирджиния приобрели главные примеры еще в прежнее время под патронажем коллекционеров и галереи «Sydney and Frances Lewis».
Вообще, все музеи мира ощутили недостаток необходимых фондов, чтобы конкурировать с экспонатами в стиле Ар Деко на свободном рынке.
Парижский музей декоративного искусства в Лувре предвидел грядущий спрос, поэтому приобрел и немало шедевров непосредственно с выставки". - МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ДЕКОРАТИВНОГО И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ИСКУССТВА 1925 ГОДА В ПАРИЖЕ. Сысоева Е.В., Харьковская государственная академия дизайна и искусств.

Ахунов, Рахманкулов, 1914, Мусульманское духовенство, Скульптура

Previous post Next post
Up