"Печальную картину... представляла собою Екатеринбургская гимназия".
Н.П.Великанов.
В чём же причина? А причина та же, что и сто сорок лет спустя... в "обществе" и "среде"!
"Разжившиеся заводские рабочие и золотопромышленники, по образованию не различающиеся от крестьян, а по нравственным качествам стоящие ниже их, переходя от грубой обстановке к богатству, теряли под собою почву...
... привыкши к произволу и грубости нравов...
... имея слишком смутные представления о научном и нравственном воспитании..."
Но сначала предыстория. Событие, которое потрясло Россию:
Беркович А. В. По страницам уголовной хроники старого Екатеринбурга. (Музей истории Екатеринбурга)
1874 г. Убийство Директора Мужской гимназии.
Период истории России после 1861 г, т. е. после публикации Манифеста об отмене крепостного права, иногда называют "пореформенным временем". Эпоху эту, как прочем все в нашей стране связанное с реформами и переменами, трудно оценить однозначно. Казалось бы, освобождены крестьяне, учреждено земское и городское всесословное самоуправление, введен суд присяжных, всеобщая воинская повинность сменила ненавистную рекрутчину. Но на обратной стороне медали - зарождение политического терроризма, массовые хождения молодежи в народ с революционными и экстремистскими прокламациями, газеты переполнены сообщениями о самоубийствах. И вот на этом фоне на всю Россию прогремело - в Екатеринбурге ученик гимназии в присутствии множества свидетелей хладнокровно застрелил своего директора. "До чего мы дошли, что происходит с нашей молодежью?" - в один голос вопрошали и либералы, и консерваторы. Действительно, что заставило юношу взять в руки оружие?
Алексей Скачков, таково было имя убийцы, вырос в обеспеченной и внешне достаточно благополучной семье. Его отец, Максим Михайлович Скачков, купец в первом поколении, к описываемому нами времени заявил капитал по 1 гильдии, обзавелся шикарным каменным домом в центре Екатеринбурга и вообще пользовался хорошей репутацией, а это в бизнесе большое подспорье. Единственное, что омрачало его жизнь - постоянные неприятности с детьми. Все они росли какими-то слабыми и психически неуравновешенными людьми. Один из сыновей, Николай, с тяжелой формой паранойи был помещен в столичную клинику, другого, Алешу, "хроническая болезнь сердца и груди сделала с давнего времени меланхоликом, не переносившим хладнокровно самых малейших неприятностей и огорчений".
В апреле 1874 г. директор гимназии Яков Иванович Предтеченский застукал Алексея Скачкова в туалете с сигаретой в зубах, что было категорически запрещено гимназическим уставом. Мальчик учился кое-как, с трудом заканчивал 6 класс, и церемонится с ним не стали. Правила тогда были очень строгими: если кто-нибудь из учащихся изгонялся из гимназии за дисциплинарное нарушение, то никакая другая гимназия в России не имела права принять его для продолжения образования. Юноша несколько раз просил директора изменить формулировку и представить дело так, как будто он бросил учиться по собственном желанию, но тот оставался непреклонным. Наступило время трагической развязки. 5 мая 1874 г., в пять часов по полудни Скачков, войдя в кабинет директора гимназии, два раза выстрелил в него из револьвера, раненый Предтеченский выбежал в коридор и получил в вдогонку еще три пули. Сбежавшиеся на шум люди задержали убийцу, который "в сильно возбужденном состоянии едва мог выговорить несколько слов".
Родители обвиняемого избрали единственно верную линию защиты. По их мнению необходимо было различать повод и причину преступления. Повод - отчисление Скачкова из гимназии, причина - наследственная предрасположенность к психической болезни. Следствие получило от них десяток заключений разных врачей о болезненном состоянии тела и духа преступника и его ближайших родственников: отец "при малейшем противоречии приходил в сильно раздражительное состояние", из братьев один "помешан", другой "задумчив", третий "нервен до истерики", дед отца "помешался в детстве", тетка матери "удавилась в меланхолии", ее сестры вообще "все со странностями". Но старания были напрасными, суд присяжных доводам родителей не внял и душевнобольным Скачкова признать отказался.
Любопытные вещи всплыли на божий свет при объяснении причин настойчивого желания покойного директора непременно исключить юношу из гимназии. "Члены гимназического начальства регулярно пользовались от меня деньгами, притеснения моему сыну были мщением за то, что я не дал требуемой суммы", - заявил присяжным Скачков-старший и представил документальное доказательство своих слов. Увы, несчастный Предтеченский ожидал, вероятно, не слезных просьб ученика и тем более не выстрелов, а вполне конкретных подарков от его родителя. Но и в этом случае суд не посчитал мотивы достаточными для оправдания преступления. Через три года после убийства, повзрослевший и измученный тюрьмой Алеша Скачков узнал свою участь: ссылка в Сибирь в отдаленные поселения без права когда-либо вернуться в родной город. Последующая его судьба сложилась вполне счастливо, но после этого случая никто из школьников в Екатеринбурге в своих учителей из пистолета больше не палил.
За 275-летнию историю города было совершено десятки тысяч серьезных преступлений и мелких проступков, архивы хранят сотни томов предварительных следствий, показаний свидетелей и судебных постановлений. Весь этот материал еще ждет своего исследователя и летописца. Я же хотел познакомить читателей с "самыми громкими" из них, как мне кажется, ярко характеризующими не только преступника и жертву, но и общество, в котором они жили".
Источник:
Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899). Выпуск 1
Вып. 1. - Оренбург : Типолитография Евфимовского-Мировицкого, 1901. - 301 с.
Электрон. версия подготовлена ОУНБ им. Н.К. Крупской в 2012 г. с № РФ С 957146.