(Наброски) Традиции антитурецкой пропаганды в искусстве Российской империи и СССР

Dec 15, 2013 14:10

Мне не нравятся дискуссии вокруг вопроса об ответственности художника, но это не значит, что самого вопроса не существует, он всегда сопровождает творчество любого художника, как и вопрос, кто и почему пропагандирует в то или иное время творчество того или иного художника.
Я не нахожу свидетельств, что картина была написана "по заказу" или "на заказ", и некоторая путаница с датой - не невинна, речь идёт о подготовке к одной из самых кровопролитных войн на Балканах. Маковский не был свидетелем русско-турецкой войны... (Обратите внимание - ни слова об армянском вопросе в набросках не будет, сегодня нас интересуют только "славяне"... "армянские сепаратисты" - особая проблема для империи)
Сытые белые изнеженные женские тела, какими Маковский представлял их и на других своих полотнах, не имеющих никакого отношения к насилию, собственно, у него одно "тело" перекочёвывает из одной картины в другую...
...сам художник слегка иронично, так вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
Однако не все «модели» оставались довольны манерой работы К.Маковского. Известная меценатка и деятель культуры княгиня Тенишева, будучи ещё совсем молодой женщиной, в середине 1880-х годов познакомилась с К.Е.Маковским в Париже и согласилась позировать ему для поясного портрета. Спустя годы, она так вспоминала о Маковском:
«…Меня очень интересовало это знакомство: это был первый художник, с которым я близко встречалась в своей жизни. … Вспомнились мои детские мечты, восторженные представления об этих избранных людях, стоящих выше толпы… должна сознаться, что моя первая встреча с представителем этих высших существ и впечатление, вынесенное от общения с ним, было не в его пользу: он поразил меня своей неимоверной пошлостью, пустотой и невежеством… Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт. Хотя я этой фантазии не разделяла, но пришлось сдаться, потому, что с некоторыми художниками невозможно говорить резонно: они непогрешимы, не терпят здравой критики. … Каково же было мое удивление, когда по окончании наших сеансов, я узнала из уст самого художника, что мой портрет продан какому-то любителю просто как этюд женской головки! Такой бесцеремонности я от него не ожидала и только тогда поняла, почему ему был так необходим костюм, - в простом платье эскиз было бы трудней продать».
Увы, подобная бесцеремонность была прерогативой модных, высокооплачиваемых художников во все времена. Например, прославленный маринист Айвазовский мог положить один-два мазка на полотно какого-нибудь из своих учеников, подписать пейзаж своим известным именем и без зазрения совести реализовать его за приличные деньги. Подобных «шедевров» Айвазовского и по сей день довольно много в провинциальных художественных музеях и частных коллекциях. - Елена Широкова.
Туалет Венеры



А вот и осуществление замысла. Гениальная находка Маковского - ведь это "стоп-кадры" невероятно смелого по тем временам танца весьма экзальтированной женщины, той которая уже появлялась в "Болгарских мученицах". Политический сюжет кажется случайным в творчестве Маковского, более он никакого интереса к подобным темам не проявлял. Кликните на картинку, некто поиронизировал над темой, вставив в левом нижнем углу фотографию на современный лад восторженной и небогато одетой женщины. Русалки,


Башибузуки представлены кавказским, негритянским и, похоже, албанским типами (? - Палачи Балкан - албанские башибузуки), но так или иначе всё это и есть турки (мусульмане), власть которых должна ассоциироваться только с грабежом и насилием.
Интересно ещё и то, что церковь "голая" - не видно фресок.


Константин Егорович Маковский: Болгарские мученицы. 1877 (иногда 1876, как в тексте ниже).

"Утрата близкого человека практически никак не сказалась на творчестве К.Маковского. Вдохновлённый южными красками, он вновь отправляется на Восток, где создаёт ряд экзотических полотен: «Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Болгарские мученицы». В середине 70-х годов художник выставил две картины, имевшие у русского зрителя большой успех: «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875, Государственная картинная галерея Армении) и «Болгарские мученицы» (1876 (опечатка?), Государственный художественный музей БССР). Несмотря на прямо противоположный характер сюжетов (нарядное празднично-триумфальное шествие в первом случае и сцена мученичества - во втором), обе картины выполнены в одинаковой эффектно-бравурной манере. Сюжет, таким образом, лишь предлог для создания роскошного живописного зрелища, для демонстрации виртуозного мастерства в передаче фактуры и цвета предметов.
Очень живое описание отношения общества к картине К.Маковского «Болгарские мученицы» оставил Александр Бенуа, который в 1870-е годы был ещё ребёнком:
«На страницах иллюстрированных журналов печатались картинки на тему русско-турецкой войны, а на выставках появлялись картины иной раз значительных размеров, в которых художники старались выразить своё негодование или свой патриотический восторг. Одну из этих картин я особенно запомнил, и это потому, что рассказывали, будто «сам наш добрый государь», увидав её, расплакался. Изображала она … двух жутких разбойников в чалмах, которые держат под руки полураздетую женщину, казавшуюся мне пьяной. На земле лежала другая полураздетая женщина с закрытыми глазами. Называлась картина, если не ошибаюсь, «Турецкие зверства», и принадлежала она кисти наиболее прославленного в те годы художника -Константина Маковского. Увидав её в Академии, я скорее был разочарован этой, на мой вкус, слишком пёстрой в красках картиной. Ещё не побывав на выставке, слушая разговоры старших, я готовился увидеть нечто чудовищно страшное (что в детские годы служит величайшей приманкой), а тут как раз самых зверств я и не приметил. Женщина на полу была «просто мёртвой», а что должно было произойти с девушкой, которую схватили злодеи, об этом я в те дни не мог догадаться…»

Успех «восточных» картин добавил Маковскому популярности и заставил окончательно забыть о своих личных бедах. Впрочем, долго горевать Константин Егорович и не умел..." - Елена Широкова. 174 года назад (в 1839 г.) родился К.Е. Маковский.

Оригинал взят у rustam_bikbov в 1955. "Герои Шипки". Каннские медведи. Часть 1.
Сколько же денег потрачено на это полотно! А сколько действительно?
Взгляните только на батальные сцены - это вам не михалковские поделки.
Вплоть до такого: Герои Шипки погибали на съемках.
Герои Шипки. (ссылка на канал Ленфильма, который заблокировал возможность встраивать фильм, речь идёт об "авторских правах", интересно они присваиваются руководством студии, которой фактически нет, и ссылки на исторические материалы)
только первые 9 минут:
Heroes of Shipka - Russo-Turkish War 1877-88. Part 1.
Загружено пользователем PernatyZmey , дата: 14.07.2009

image Click to view


...
Оригинальное название: Героите на Шипка
Режиссер: Сергей Васильев
Сценарист: Аркадий Первенцев
Оператор: Михаил Кириллов
Композиторы: Николай Крюков, Филипп Кутев
Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников, Г. Попов
Производство: Ленфильм, Болгарфильм, 1954.
Премьера: 22 февраля 1955 (Москва), 25 апреля 1955 (София)
Премия за лучшую постановку С.Васильеву на VIII МКФ в Канне (Франция, 1955).

Начинаю смотреть со скепсисом, от которого, увидев дату появления фильма, не так-то легко избавиться.
Всё, как положено, музыка полна революционного драматизма, картины страданий героического народа, вереницы потупивших головы людей, уводимых в рабство, мулла поцокивает и качает головой, удивляясь глупости и упрямству болгар, идиотский вопрос: подчиняешься ли воли султана? На который, понятно, отвечают - нет!
Думу думают повстанцы: Россия поможет! - и гордо подняв головы, устремляют свои взоры в даль... Россия услышит...
Костры, почти распятия, кровавое солнце, застилаемое клубами дыма, кажется, это закат, но нет, для Болгарии сонце восходит почти со стороны России... За кадром начинает звучать вдохновенная речь: Официальная Европа зажала уши, чтобы...
Россия услышит - и она услышала, стоны болгарского народа разносятся над Балканами и перекрывают стоны своего собственного народа. Александринский театр, Санкт-Петербург. Но сцена разыгрывается на площади перед театром, у памятника Екатерине II, расположенного у театра на площади Островского. Памятник Екатерине строился 10 лет, с 1862 по 1872 год, торжественно открыт уже 1873 году. Но понять, почему сходка славянских патриотов проходит у памятника Екатерине, я не смог. То, что у пьедестала среди фаворитов императрицы есть и фигура великого полководца Суворова, - объяснение слабое...

Итак, поздний вечер, у памятника - толпа, волнуются люди. Что за волнения? Я напуган, неужели что-то упустил из истории, никак бунт какой? На возвышении человек, голос которого мы услышали на фоне турецких жестокостей, крайне похож обликом на Якова Михалыча Свердлова. Не торопитесь критиковать мой вольный пересказ, я много лет ходил мимо памятника Якову Михайловичу в университет, в Екатеринбурге это знаковый памятник, находится между университетом и оперным театром, посмотрите сами, как не перепутать, если ты не знал о прототипах героев. Тянусь за очками. Ну, точно, похож, только у оратора очков нет, в кожу не затянут. А вот реплику пропускаю мимо ушей, всё же какой-то студент называет имя Гаршина. Да, это - Гаршин, а род Гаршиных корнями, по преданию, упирается во времена Золотой Орды и происходит от мурзы Горши или Гарши перешедшего на службу к Ивану III. Но его воспитателем будет некий П.Завадовский, революционер-шестидесятник, к которому впоследствии и уйдёт мать Гаршина, разбив не только семью, но и сердце будущему писателю... (на 4-й минуте один из повстанцев бросится с обрыва, чем был мотивирован этот поступок в фильме: умереть, но не сдаться? или в сознании автора оставила след трагичная судьба Гаршина?) Впрочем, историческая истина восстановлена, можно и забыть о своём промахе и не углубляться в возможную отзывчивость некоторых деятелей русской культуры. Гаршин, кстати, уйдёт добровольцем на русско-турецкую войну, будет ранен, но в фильме он больше не появится...
"Молчать больше нельзя!" - и характерный жест руки, в которой зажата кепка. Обратка - аж жандарм приподнялся на стременах... на фоне ярко освещенных окон. Нет, пронесло. О болгарах вещает Гаршин, не о революции.
Дают слово Пирогову - "этот скажет!". Пирогов вряд ли к чему призывал, был в немилости, проживал в своём имении, почти забыт. Николай Иванович отозвался на просьбу Александра II и, несмотря на свой пожилой возраст (тогда Пирогову исполнились уже 67 лет), согласился отправиться в Болгарию при условии, что ему будет предоставлена полная свобода действий. Он сделает очень много как врач, хирург и организатор медицинской помощи русским и болгарским солдатам и офицерам.
И что мы слышим? Это будет единственная справедливая война из всех войн и вести эту войну будет царское правительство! Отличная затравка. Похоже, придётся смотреть дальше...
А окна театра ярко освещены... так и лезет в голову глупая мысль - Смольный, Ленин, большевики... Но нет, некий образ дворцовой жизни, спектакля.
Бал-маскарад разодетых вельмож. Затем пародии на европейских политиков. Этакие опереточные сцены, только не поют. Съёмки и монтаж на высоте.
Итак, вступление заканчивается словами генерала: болгаров, конечно, надо использовать, но... Не забывайте самого главного! Мы должны принести болгарам СВОБОДУ от турок, а не РЕ-ВО-ЛЮ-ЦИЮ!
...
Солдаты рассуждают: турецкое иго вроде татарского... и о басурманах порассуждают позже, и о сродстве славянских народов, и близости языков...
... Свобода или смерть, рассуждают русские... или кубанцы...
Народные танцы... будут потом и любовные сцены... отдых, баталии - всё, что положено для эпического полотна.
...
Как роскошно играет роль Скобелева (подробная подборка, Акунина не читал, ничего сказать не могу о его исследованиях) Евгений Самойлов... любуешься просто. В каком году пересматривают отношение к Скобелеву, ибо после революции был признан приспешником царя? Уточнить не смог. Роль многих выдающихся русских полководцев была пересмотрена Сталиным во время Отечественной войны.
...
Обратим внимание на акцент турецких полководцев, он необычный, не могу сказать, что кавказский, но что-то есть. Ну, а акцент Осман-паши, усы - ничего не напоминают (1:09)?
...
1:02 - Письмо Скобелева о готовящемся показательном спектакле (опять спектакль, будет ещё длинная сцена молебна) ко дню ангела императора. Чёрт побери, звучит как отсыл к недавним событиям Великой Отечественной войны. Далее уже не оставляет впечатление, что завуалировано задаются больные вопросы, нет, никто не смеет что-либо критиковать, только в ассоциативной форме ставить актуальные вопросы.
1:47 - "На Царьград!" Остаётся 80 вёрст до Константинополя...
Западные державы предъявляют ультиматум при посредничестве Бисмарка...
1:54 - Да-да, вы угадали, концовка должна была быть увенчана освобождением Советскими войсками Болгарии, но уже от немецко-фашистских захватчиков... Поминают героев Шипки.

Крым?
Да-да, именно об этом я и подумал. 1954 год - год передачи Крыма Украине. Решение, якобы, с подачи Хрущёва принимается на заседании Президиума Верховного Совета СССР. К 300-летию воссоединения Украины с Россией.
Коротко о том, в какой обстановке происходит передача Крыма:
Одно из самых грандиозных событий начала 1954 года: в США объявлено о том, что на Маршалловых островах успешно прошло испытание водородной бомбы, мощность которой более чем в 500 раз превосходит бомбу, сброшенную на Хиросиму в 1945 году. Ударная волна от взрыва и радиоактивные осадки вызвали большое беспокойство и в США и во всем мире. 4 мая президент Дуайт Эйзенхауэр выступает по радио с речью о роли водородной бомбы и коммунистической угрозе.
Посмотрим, что происходит с Турцией. Развёртывание холодной войны набирает обороты. Интересно, что они носят "двойной" характер, я раньше не задумывался над этим. Против активизировавшегося арабского мира и СССР. Прежде всего, нас, конечно интересуют Балканы.
Турция. Казалось бы, в 1950 году оппозиционная Демократическая партия одержала на выборах решительную победу, которую смогла закрепить ещё двумя удачными выступлениями на выборах 1954 и 1956 годов. Но.
1950.10.04 Правительство Турции дает согласие на сотрудничество в рамках оборонительного плана НАТО для Средиземноморья.
1951.11.10 Франция, Великобритания, США и Турция оглашают программу безопасности для Ближнего Востока.
1952.02.18 Присоединение Турции и Греции к НАТО.
"9 августа 1954 г. в югославском городе Блед между Грецией, Турцией и Югославией наконец было подписано соглашение о создании военно-политического союза. При этом все участницы заявили о приверженности принципам Организации Объединенных Наций, а две из них - Греция и Турция - еще и североатлантической солидарности. В соответствии с подписанными документами создавался Постоянный совет министров иностранных дел, а также Консультативный комитет, состоящий из равного числа представителей парламентов каждой из участниц договора и занимавшийся экономическими, торговыми и частично военными проблемами. Одновременно предусматривалось, что генеральные штабы трех государств будут заниматься координацией военной и оборонной политики.
Уже вскоре Балканский пакт, как отныне стал называться военно-политический союз Греции, Турции и Югославии, начал испытываться на прочность со стороны СССР. Послесталинский период советской дипломатии продемонстрировал уже на первых этапах своей реализации очевидное стремление новых руководителей в Кремле провести некоторую «редакцию» методов проведения внешнеполитических акций. Это выразилось, в частности, в попытках СССР изменить характер отношений с Югославией, постаравшись отказаться от прежней откровенной конфронтационности, но при этом «сохранить лицо». Белграду было дано понять, что улучшение советско-югославских отношений будет во многом зависеть от участия Югославии в Балканском пакте. Однако Иосип Броз Тито не собирался отказываться от достигнутых огромными усилиями и в крайне затруднительных обстоятельствах результатов, позволивших обеспечить югославам гарантии их национальной безопасности".
Итак, фактически единственный союзник на Балканах - Болгария. Албанию трудно считать сильным союзником, я не говорю, что сильна Болгария, сильно её географическое положение.
О международных отношениях на Балканах - "Пороховой погреб Европы"// Виктор Гаврилов
А также Советско-югославский конфликт. ...
В 1955 году обстановка изменится. 1955.08.30 В Лондоне на конференции министров иностранных дел Греции, Турции и Великобритании (до 7 сентября) обсуждаются проблемы Кипра и Средиземноморья. Правительство Кипра отвергает предложения Великобритании. 1955.09.06 Антигреческие выступления в Стамбуле и Измире. 6 и 7 сентября 1955 года, в Стамбуле, при попустительстве властей, при премьер-министре Мендересе, толпа разрушила 4 тысячи греческих домов и лавок, разграбила и сожгла 73 православные церкви, 2 монастыря, 26 школ и богатую библиотеку греческого митрополита, умершего от побоев спустя три дня. Было разгромлено монастырское кладбище в Валукли, осквернены могилы Патриархов...
А может, это досужая фантазия про Крым?.. Изложенное не имеет никакого отношения к Крыму. Не хочется признавать свою ошибку и промах своей интуиции. Пробую продолжить путь.

Аркадий Первенцев. Взлёты и падения.
(список литературы о Первенцеве можно найти в статье Бикбулатовой)
Прежде всего отметим, что дед Первенцева был офицером, участником боев под Шипкой.
А самого Аркадия можно назвать специалистом по Крыму, потому, полагаю, ему и поручают писать о Шипке, некая психологическая компенсация за поражение в Севастополе, когда Россия теряет флот и политическое равновесие.
Весьма примечательная статья в Литературной России. Вячеслав Огрызко. "Давит мафия".
Есть там и дельные замечания, но я не буду удерживать себя от комментариев в духе самого Огрызко.
Итак, босяк-недоучка, алчный карьерист, и вообще плохой писатель - основная тема Огрызко, м-да. О власти, ненависти к стихии весьма сочно. Каким ещё может быть истинный сталинист и антисемит? Итак, несколько цитат:
     "Проблема же была в том, что Первенцев утратил чувство реальности. Немцы уже подходили к Москве, а он хотел, чтоб артисты вытащили на себе его заурядную пьесу...
      13 октября Первенцеву предложили в восемь утра следующего дня прибыть на вокзал и с эшелоном Союза писателей отбыть в Казань. Но он опоздал. Писатель думал, что раз он - орденоносец, то все будут ждать, когда он соберёт последние тряпки.
       Самое страшное произошло шестнадцатого октября. Москва оказалась без защиты. В городе начались грабежи. Ближе к полудню Первенцев решил, что ждать больше нечего, надо прорываться куда-нибудь на Волгу. Но уже на Шоссе Энтузиастов толпа машину писателя остановила и чуть не устроила над ним и его женой самосуд. Первенцев писал в своём дневнике:
       «Красноармейцы пытались оттес­нить толпу, но ничего не получилось. Толпа кричала, шумела и приготовилась к расправе. Я знаю нашу русскую толпу. Эти люди, подогретые соответствующими лозунгами 1917 года, растащили имения, убили помещиков, бросили фронт, убили офицеров, разгромили винные склады <…> Это повторялась ужасная толпа предместий наших столиц, где наряду с сознательным пролетариатом ютится люм­пен-пролетариат, босяки, скрытые эти двадцать лет под фиговым листком профсоюзов и комсомола. Армия, защищавшая шоссе, была беспомощна. Милиция умыла руки. Я видел, как били и грабили ма­шины, и во мне поднялось огромное чувство власти и ненависти к этой стихии, к проявлению этих гнусных чувств в моём народе».
"В общем, Первенцев еле-еле уволок ноги.Чем могли быть обусловлены такие затраты".
(...)
"Уже в конце войны Первенцев о битве за юг издал роман «Огненная земля». Но популярность к писателю вернулась чуть позже. В 1949 году писатели выдвинули на Сталинскую премию очередной его роман «Честь смолоду». Киношники же в свою очередь хотели отметить участие романиста в создании фильма «Третий удар». Поскольку тогда две премии сразу никому не давали, надо было делать выбор. Роль судьи взял на себя лично Сталин. Он спросил: кто это решил, что нельзя в один год присуждать одному человеку две премии. Вердикт вождя был таков: «Первенцев хорошо поработал!»
        Получив сразу две премии, Первенцев, чтобы оправдать доверие Сталина, немедленно включился в кампанию по разоблачению в литературе и искусстве безродных космополитов, а затем ещё и вновь попросился в партию. Но теперь уже никто не осмелился попрекнуть его поповским происхождением. Он превратился в верного бойца идеологического фронта. Ему всё равно стало, кого осуждать: бендеровцев, сионистов или идолопоклонников Запада. Видимо, за это писатель по партийной разнарядке в 1951 году стал депутатом Верховного Совета России от Кубани".
Далее. Сталинист должен получить по заслугам и к радости автора статьи Первенцева всё же отшельмовали:
"Впрочем, после смерти Сталина фортуна от Первенцева отвернулась. В партийном аппарате пришли к выводу, что писатель превратился в одиозную фигуру. В начале 1955(!) года романисту сообщили, что партия не будет рекомендовать его в депутаты на новый срок. Разобиженный Первенцев поведал в своём дневнике: «Итак, мне осталось ещё один месяц до истечения моих полномочий. Ещё один удар будет нанесён. Пропадут бесследно ночи за письмами избирателей, 2000 волнений, разборов душевных драм, проникновения в судьбы. Ведь ни одного письма я не отдал в чужие руки. Ездил к лю­дям, страдал вместе с ними... добивался улучшения условий жизни своим избирателям. Сколько тревог, болей, несчастий. Депутат, как врач, - к нему так же не ходят хвалиться своим здоровьем и счасть­ем».
В опале Первенцев пробыл почти десять лет..."
        Логика автора проста. Как только наступит реакция, Первенцев должен будет заявить о себе. Естественно, так оно и происходит, как того хочет Огрызко:
       "Но уже в начале 1960-х годов писатель почувствовал закат «оттепели» и долгожданный приход «заморозков». У него словно открылось второе дыхание. В надежде на скорое возвращение сталинских традиций он завершил «производственный» роман «Гамаюн - птица вещая». Однако критика эту книгу не приняла. Не угадав с романом, Первенцев попробовал включиться в развязанную ближайшим окружением Хрущёва кампанию по любителям западной моды. Он, в частности, обрушился в газете «Советская культура» на молодёжь, которая обвесила себя различными амулетами".
        Нужно добить писателя, с тем, чтобы уже не было сомнений, что его имя можно окончательно выбросить из истории русской литературы, и нашему вниманию предлагают такой огрызок, "штрих": "А вот другой штрих к портрету Первенцева. В 1968 году наши войска вошли в Чехословакию, чтобы не допустить построения социализма с человеческим лицом (ну, тут автор статьи превзошёл самого себя, и из-под скудости языка торчит убогая и худая мысль - Р.Б.). Реакция писателя на это событие была просто поразительной. Он в своём кругу заявил, что ещё до Чехословакии следовало бы войска для начала ввести в редакцию журнала «Новый мир». Комментарии, как говорится, излишни (а здесь даже не потрудится комментировать, а надо - Р.Б.).
        В конце 1960-х годов Первенцев написал роман «Секретный фронт». Как утверждал в большой энциклопедии русского народа «Святая Русь» Иван Шевцов, в этой книге писатель сорвал «маски с ук­раинских националистов, разных мастей бендеровцев и их банд, действовавших по заданию и при поддержке западных спецслужб. Несмотря на ярко выраженную патриотическую идею, роман долгое время не пускала большевистская цензура, глумилась над ним сионистская критика» (том «Русская литература», М., 2004).
        Экземпляры своего романа «Секретный фронт» Первенцев разослал всем членам политбюро компартии. Но ни Брежнев, ни его ближайшие сподвижники писателю даже не ответили. В отчаянии пи­сатель 22 декабря 1974 года записал в свой дневник: «Горько за поругание дел твоих, за их изуверское презрение ко всему, что сделано тобой за 40 лет и больше без минуты покоя. Давит мафия, давит, душит Россию, некогда великую нацию. Исподличались почти все, трудно дышать».
        Литературный дар Первенцева наиболее жёстко под сомнение ставит весьма хорошо знавший русскую литературу, переводивший на немецкий язык Каверина, Паустовского, Розова, Соколова, Солженицына, Тендрякова и Терновского, - немецкий славист Вольфганг Казак: "В художественном отношении произведения Первенцева настолько слабы, что несмотря на полное соответствие текущим пропагандистским задачам партии, их с оговорками принимала даже догматическая критика. <…> Первенцев принадлежит к тем, кто «самым лакейским образом прославлял Сталина» (Slonim). <…> Проблематика произведений Первенцева надуманна, стиль напыщен, построение образов непоследовательно, персонажи шаблонны".
       Но Огрызко фактически даже не замечает многого. Ещё в 1950 году Первенцев побывал в Корее, позже напишет сценарий к фильму «Братья», по которому в 1957 году будет снят советско-корейский художественный фильм. Название в КНДР - «Не забывай Па Чжу Быль!» Премьера - 23 августа 1957 (Пхеньян), 12 апреля 1958 (Москва).
По роману Первенцева в 1958 году Юрием Озеровым был снят фильм "Кочубей". И в 1959 году на экраны выйдут советско-албанский фильм "Фуртуна" (с алб.Свобода), сценарий Первенцев, режиссёр Юрий Озеров.

Но возвратимся к теме Крыма.
1948 год, фильм Игоря Савченко "Третий удар", снятый на Киевской киностудии по сценарию Первенцева. Это документально-постановочная военная киноэпопея. "Действие фильма происходит в 1944 году. Показана сложная обстановка, в которой наши войска осуществляли битву за освобождение Крыма: используя исключительно благоприятное для обороны географическое расположение Крымского полуострова, враги бросили огромные силы - войска и технику - чтобы создать там неприступную крепость и вымотать нашу армию на подступах к ней. Но талантливость советских полководцев и самоотверженность воинов и офицеров Советской Армии привели к победе на фашистскими полчищами. Крым был освобожден. В годы хрущевской оттепели фильм был перемонтирован, из него были изъяты эпизоды с участием Сталина, а картину переименовали в "Южный узел" и выпустили новым тиражом в 1965 году. Награды: Сталинская премия II степени (1949); Премия за лучший сценарий (А.Первенцев) МКФ в Марианских Лазнях-48; Главная премия МКФ трудящихся в Злине-48 (Чехословакия)".
...
Готов признать, что с Крымом ошибся. Как сталинист Первенцев вряд ли мог одобрять передачу Крыму, что вряд ли имело значение, я цеплялся за то, что он шифровал своё неодобрение в сценарии: героизм русского народа на Балканах ничего толком не дал в политическом смысле России... передача Крыма, за который столько пролито крови, точно отсылает нас к поражению в Крымской войне при Николае I... Столько жертв... и Крым подарен, но он ведь подарен братскому народу?.. Это сейчас оспаривается законность этого акта, вряд ли в 1954 году события вокруг Крыма могли отрезонировать похоже...

Но из всех победоносных войн в 1954 году, пожалуй, самая "невинная", неосвещённая, и "недорогая" по съёмкам - именно русско-турецкая война 1877-1878 гг...
В любом случае начал я с другого вопроса: что могло в фильме привлечь западного зрителя?..
Попробую в следующий раз разобраться, что в этот период происходило во Франции (хотя вы уже догадываетесь, что настраиваюсь отправиться в Индокитай), почему Васильеву поручают снять о героях Шипки (конечно, провести и параллели с "Чапаевым" (Фильм имел успех и за рубежом: «Лучший фильм на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США (National Board of Review) в 1935 году, Гран-при Всемирной парижской выставки в 1937 году, Васильевы получили Сталинскую премию, но были ли любимчиками Сталина и сталинистами, чтобы попасть в опалу после оттепели? Вряд ли. Не знаю.), какие фильмы ещё были представлены на фестивале в Канне в 1955 году?..

Российско-турецкие отношения, Турция, Османская империя, Кинематограф, Пропаганда, СССР, Российская империя, Живопись

Previous post Next post
Up