Как молод, а какая печальная повесть... несколько струн, но сколько красок... И необычное имя, отправляющее в глубь веков к великому персидскому мыслителю и музыканту... Кто же он по национальности, то ли курдская тоска, то ли армянская... Неловко за возникший вопрос, но он появился как-то сам собой... Есть какая-то тайна в этой печали.
Но поразило меня и другое - подобные по настроению импровизации несколько лет тому назад выдавал на скрипке Андрей Чемалтдинов, нужно бы порыться в архивах, вдруг сохранились какие-нибудь записи...
Kamancheh improvise/ Sina Alam
sinasahab alam, Опубликовано 21.10.2012
Click to view
Kamanche. Sina Alam.
"Оригинальный" текст на английском скуп и несколько странен, но хоть какая-то информация:
He was born in Tehran in 1989. He began iranian violin with Mr.hooman shams in 1998. After learning primary courses, He studied Iranian Radif of Master Ali Tajvidi with Behrang Azadeh. For scientific studding of music he joined to "Seda va sima" art school in 2000 and choosed kamanche as his specific musical instrument. Then continued kamanche with master Hadi Arazm, and has been playing it with master Hadi Montazeri for advance course and radif. He had finished art school in 2005 and joined to music university in 2006. He is working for "Seda va sima" now.
...
Click to view
...
Solo for kamancheh' 'sharh!'' Sina Alam
Click to view
КАМАНЧЕ ИРАНСКАЯ (کمانچه / kamancheh / букв. «небольшой смычок») - иранский струнно-смычковый музыкальный инструмент, один из представителей большого семейства шпилевых фиделей, распространенных повсеместно на обширной территории Ближнего и Среднего Востока. Издавна звучание каманче уподоблялось человеческому голосу, а её жалобный звук, как говорится во многих поэтических произведениях, способен пронзить душу человека, словно стрела. «Инструментом для услады» именует его персидский поэт Масуд Сад (XII в.), называя каманче в ряду других инструментов придворной музыкальной традиции: чанга (арфы), барбата (лютни с короткой шейкой) и нэя (тростникой флейты).
Каманче является постоянным участником ансамблей классической иранской музыки и имеет достаточно унифицированную конструкцию. Резонаторный корпус - сферической формы, изготавливается путем склеивания приблизительно 24-х полос тутового дерева. С лицевой стороны он обтянут овечьей или рыбьей кожей. Гриф выделывают из дерева грецкого ореха и приклеивают к корпусу. Шпиль (ножка) каманче выковывается из железа и при игре упирается в пол или бедро музыканта, при этом используется наконечник с плоской металлической пластинкой.
Изумляет традиция украшения каманче: весь инструмент, как правило, богато инкрустируется серебром, костью, перламутром и цветным деревом. В то время как в региональных музыкальных традициях Ирана распространены инструменты с различным количеством струн (от двух до пяти), у классической каманче имеется четыре стальные струны длиной около 33 см. Обычно каманче настраивается также, как и европейская скрипка (e2-a1-d1-g), но, в зависимости от исполняемого дастгаха или аваза, может перестраиваться (например, е2-а1-е1-а).
Смычок каманче, длина которого равна примерно 60 см, изготавливается из конского волоса и тамариска (гребенщика) - кустарника, произрастающего в пустынных и степных районах Ирана. Примечателен способ игры на каманче: в случае перехода мелодии на другую струну, музыкант поворачивает не смычок (как, например, во время игры на скрипке), а корпус инструмента. Кроме того, придерживая смычок за деревянную часть, исполнитель может регулировать силу натяжения волоса при помощи среднего и безымянного пальцев.
Отсутствие ладков на грифе, возможность контролировать качество звучания посредством изменения силы и ракурса трения волоса смычка о струны инструмента - все эти особенности предоставляют каманче безграничные возможности достижения самых многообразных и изысканных звуковых нюансов. Долгое время каманче был единственным смычковым инструментом, участвующим в ансамбле классической иранской музыки. Благодаря способности непрерывного звучания он эффектно контрастирует с другими членами инструментального состава: струнными щипковыми (таром, сетаром, удом), духовым (нэем), струнным-ударным (сантуром) и ударными (томбаком, дафом).
А вот интересное замечание:
С недавнего времени, однако, каманче всё чаще делит своё привилегированное положение с «близким родственником», гэйчаком, отличным по внешнему виду и тембру. В период, когда Иран захлестнула волна вестернизации, исполнители на каманче познакомились со скрипкой, и, обнаружив, что на ней можно исполнять более сложные пассажи, забывали родной инструмент. В итоге, в 1960-1970 гг. скрипка почти полностью вытеснила каманче с музыкальной арены.
Однако, спустя всего пару десятилетий (вероятно, не без влияния постулатов Исламской Революции, выступавшей за возрождение иранского самосознания и искоренение всего иностранного) каманче вернула свой прежний статус. Среди самых известных исполнителей на каманче последних двух столетий, следует назвать имена таких прославленных мастеров, как Али-Асгар Бахари (1905-1995), Дарвиш-Реза Моназзами (род. 1943), Ардашир Камкар (род. 1962), Кейхан Калхор (род. 1963).
Источник:
А.Козятник, М.Каратыгина. Каманче иранская.