Меры административные.
К одному из основных недостатков - по единогласному мнению Совещания - является несогласованность и разлад в деятельности отдельных ведомств, а также полная неосведомленность центральных и местных органов о всем, что происходит и происходило в мусульманском мире русских инородцев. Это все будет всегда тормозом - в деле проведения среди восточных инородцев - русской культуры, государственных мероприятий духовно-просветительного характера.
Только дружная объединяющая работа всех ведомств на местах может дать желаемые результаты. Для сего признано необходимым в губерниях с инородческим татарским населением образовать, для согласования деятельности, особый Совет, под председательством Губернатора, при участии правящего Архиерея, Попечителя Учебного округа или заменяющего его Директора Народных училищ.
В этих Советах должны вырабатываться меры, являющиеся неотложными на местах, заселенных мусульманами-татарами, - в них должны сосредотачиваться все сведения о положении дела в данной губернии и все, что может послужить в пользу для дружной работы. Но так как Советы эти законом не санкционированы и являются только -как учреждения желательные и так или иначе временными. Для того - чтобы не вызвать особенную замкнутость в деле постановки этих Советов, - Совещание полагает возможным предоставить тому-же Губернатору право приглашать вообще в этот Совет людей компетентных по этому вопросу и знакомых с местным бытом и положением инородческого мусульманства. Периодически-же ежегодно при Министерстве Внутренних Дел желательно созывать Совещания, по образцу ныне работающего над этим-же вопросом при том-же Министерстве. Кроме того Совещание высказывается за желательность создать при одном из центральных учреждений Министерства Внутренних Дел - особый орган. В этом органе должна отразиться вся современная жизнь мусульман как заграницей, так и в России и все данные о жизни, быте и воззрении жителей Востока - в прошлом и настоящем.
Ко всему этому Совещание обратило внимание на то, что мусульманскому духовенству предоставлена некоторая юрисдикция в области гражданских правоотношений мусульман, с обязательством применения по некоторым делам постановлений мусульманского права - шариата. До сих пор-же нет в обращении перевода на русский язык шариата и вообще сборника мусульманского права. Этот вопрос стоит в области абсолютного неведения для русского общества и правящей администрации и в бесконтрольном распоряжении мусульманского духовенства. По этому желательно. Чтобы таковые сборники были на русском языке - для пользования и применения их в общих судебных учреждениях Империи.
Огромную роль в деле татарско-мусульманского влияния сыграло Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, заведующее духовными делами магометан всей Европейской (за исключением Кавказа и Крыма) и Азиатской (за исключением Туркестана) России. Собрание это, прикрываясь своими правами и официальным государственным положением, имеет сильное значение в создании и поощрении противо-государственного движения в мусульманской среде.
Испытания на звание мулл для всех местностей делается в этом собрании в Уфе, при чем не на родном языке, а на татарском, что является естественно могучим средством для отатаризации мусульманских народностей, так как муллы, проникнутые татарско-духовным культом, - вносят его в население повсеместно в Империи. Централизация эта вредно отзывается на русских государственных интересах, в деле борьбы с татарско-мусульманским влиянием. По сему Совещание находит необходимым: 1/ установить новую, составленную тем-же Оренбургским Собранием программу испытаний для мулл, с утверждением ея МВД; 2/ испытания по предметам должны быть на родном инородческом языке, а не татарском и 3/ уменьшить территорию духовного управления этого собрания, учредив таковые-же собрания в каждой из местностей, более заселенной инородцами мусульманами.
Из всего вышеизложенного явствует о тех мерах общего характера, кои желательно, по мнению Совещания, принять: -
1/ Предоставить денежную поддержку организации Братства Св.Гурия в Казани.
2/ Учредить в Миссионерском Отделении при Казанской Духовной Академии, кроме кафедры восточного языка, еще кафедру местных инородческих языков.
3/ Предоставить право поступать в это миссионерское отделение, как семинаристам - окончившим по 2 разряду, так и лицам со средним образованием - с проверочными испытаниями - как для студентов семинарии.
4/ Предоставить - окончившим это миссионерское отделение право занимать места священнослужителей и миссионеров, преподавателей инородческих языков и богословских предметов в семинариях в инородческих епархиях, а также по учебному ведомству - для занятия соответствующих мест и наконец для замещения должностей инспекторов народных училищ.
5/ Существующим Казанским Миссионерским курсам назначить пособие для широкой постановки дела.
6/ В семинариях в местностях с мусульманским населением - поставить, наравне с прочими предметами, изучение инородческих языков на широких началах.
7/ Ввести в церковно-учительских школах в местностях с мусульманским населением - на уроках Закона Божия - ознакомление с началами мусульманской религии с освещением и обличением в духе христианского мира и любви; сотавить и издать краткий очерк истории мусульманства, а также обличительный катехизис мусульманского учения с назначением премии за лучшие сочинения.
8/ Для культурно-религиозного воздействия на инородческое население - при Казанской Духовной Академии - издавать народно-религиозно-просветиттельный орган, с единовременной на этот предмет субсидией в 3200 рублей.
9/ Учредить викарных епископов в местностях, населенных мусульманами, с обязательством иметь пребывание в центрах сосредоточения этого населения, а где таковые епископы имеются, то установить их местопребывание в помянутых центрах.
10/ Устраивать собеседования внешкольного характера на религиозные темы - в духе разъяснения учений Православной церкви и отрицательной стороны мусульманства; учредить при школах читальни и библиотеки, а равно улучшить материальное положение православного духовенства.
11/ Исключить из конфессиональных мусульманских школ (мектебе и медресе) предметы общего характера, - сотавить только изучение мусульманского вероучения, подчинить эти школы надзору и контролю учебного Правительственного Начальства, изъять из этих школ рукописные и заграничные издания, служащие пособиями.
12/ Установить программы для конфессиональных мусульманских школ и частных учебных заведений, утвержденных учебных Правительственным Начальством, выработать эту программу при участии авторитетных представителей мусульманского духовенства при МВД.
13/ Предоставить всем мусульманским учебным заведениям право преобразовываться в частные общего типа - учебные заведения - на общем основании.
14/ Увеличить число Инспекторов народных училищ в мусльманских местностях - с увеличением им содержания и отпуска средств на разъезды.
15/ На эти должности назначать знающих местное наречение, - назначив прибавки за многолетнюю педагогическую деятельность в местностях с мусульманским населением - при всестороннем знании инородческих языков, - это последнее важно также и для инспекторов народных училищ и окружных инспекторов.
16/ Содействовать земским и городским самоуправлениям в деле открытия начальных инородческих школ нормального типа, - с отпуском пособия из кредита на общее обучение.
17/ Сохранить крещено-татарскую школу в г.Казани, с учреждением при ней Попечительства из представителей духовной администрации и учебного ведомства.
18/ Учредить подобные школы, в ведении православного духовного ведомства, в местностях заселенных мусульманским элементом (перечень этих местностей при сем прилагается - в конце).
19/ Сохранить до времени существующие учительские татарские школы в городах Симферополе и Казани.
20/ Ввести в учительских семинариях в губерниях с мусульманским населением - обязательное изучение инородческих языков, наравне с прочими предметами.
21/ Допустить в существующие и вновь открываемые учительские семинарии - магометан всех народностей, с обязательством преподавания им мусульманского вероучения.
22/ Увеличить число существующих учительских семинарий и церковно-учительских школ в мусульманских местностях, для подготовки учителей для начальных инородческих школ (в конце перечень тех местностей, где предположено открыть таковые).
23/ Организовать при учебных заведениях, где ведется преподавание инородческих языков, практические курсы, для желающих изучать таковые языки.
24/ Дополнить курсы восточных языков С.-Петербургского Университета - кафедрами для изучения наречий, литературы, истории и этнографии Тюрского, татарского и Иранского племен, населяющих русские области, а равно прилегающие к нашим границам государства.
25/ Образовать в Казани - как одном из центральных мест мусульманства, восточное отделение при филологическом факультете Университета, для изучения восточных языков, истории и быта восточных народов, заселяющих Россию.
26/ Предоставить Губернаторам мусульманских губерний - всеми доступными мерами объединять представителей отдельных ведомств, для широкой осведомительной работы, в целях изучения мероприятий, направленных для культурно-духовно-просветительной борьбы в мусульманских массах.
27/ Созывать ежегодно Особое Совещание при МВД, в интересах осведомленности высшего Правительства о ходе просветительной работы в мусульманских местностях, а равно- для изыскания средств, для вящего успеха этой работы.
28/ Приступить к изданию - в целях наблюдения за мусульманской печатью и ознакомления заинтересованных лиц и учреждений - особого периодического осведомительного органа, который отражал-бы направление всей мусульманской внутренней и заграничной прессы.
29/ Издать сборник мусульманского права и - перевод на русский язык Щариата - для содействия действительному надзору и контролю правительственной власти над деятельностью мусульманского духовенства - в предоставленной ему законом - области гражданской юрисдикции.
30/ Установить производство испытаний при Оренбургском Магометанском Духовном Собрании в Уфе - для экзаменующихся мулл на народных языках по программе, утвержденной МВД.
31/ Установить для мулл, живущих вне Уфимской губернии - временные испытательные комиссии в тех губерниях, где таковые муллы проживают, по соглашению Оренбургского Духовного Собрания с местным Губернатором.
и 32/ Переустроить внутреннее Духовное управление мусульман, чтобы оно не было централизовано в Уфе, - для чего в более заселенных мусульманских местностях или губерниях учредить свои духовные управления, что внесет элемент децентрализации, так как при нынешнем положении вещей естественно духовная жизнь - и управление сосредотачивается в руках татар, т.е. в Уфе, - центре исключительно татарско-мусульманского населения.
К пункту № 18.
Список мест, в которых желательно иметь церковно-учительские школы, для подготовления учителей инородцев в Приволжском крае (в пределах Пермского Районного Охранного Отделения)
1/ Уфимская губерния Белебеевский уезд (население татары)
- Усилить средства Балакалинской второклассной школы, в которой из 29 учащихся - 5 татар, 5 чувашей, 1 вотяк и 18 русских
2/ Вятская губерния Глазовский уезд (население - вотяки)
- Усилить средства Балезинской второклассной школы, в которой из 60 учащихся - 48 вотяков и 12 русских.
3/ Пермская губерния Соликамский уезд (население - пермяки)
- Открыть вновь одну мужскую учительскую школу.
- Усилить средства Юсьвинской женской второклассной школы, в которой из 62 учащихся - 36 пермяков и 26 русских.
К пункту № 22.
Предположения об открытии школ для приготовления учителей и учительниц инородческих начальных школ в Приволжском крае (в пределах Пермского Районного Охранного Отделения).
1/ Уфимская губерния (население: черемисы и вотяки - в районе Бирского уезда и - чуваши - в Белебеевском уезде)
- Усилить средства Бакалинской второклассной учительской церковной школы в Белебеевском уезде (татары)
- Открыть мужскую и женскую учительские семинарии.
2/ Вятская губерния (население: крещеные татары и вотяки в Елабужском и черемисы в Уржумском уездах)
- Усилить средства Балезинской второклассной учительской церковной школы (вотяки) в Глазовском уезде.
- Открыть мужскую семинарию в городе Глазове и женскую - в Сарапуле.
3/ Пермская губерния
- Усилить средства Юсьвинской женской учительской церковной школы (пермяки) в Соликамском уезде. Там-же открыть мужскую учительскую школы, для пермяков.
Верно:
Отдельного Корпуса Жандармов, Ротмистр /подпись/ (неразборчиво).[1]
[1] ГАСО, ф.00, оп.00, лл.5-20.