1909 год. Кронеберг-Герц, Клементьев, Рошковская, Давыдов

Apr 10, 2013 21:31


...
Весьма своеобразная критика (порой жёсткая и... однозначная, хотя музыкальных критиков как таковых в городе фактически нет) музыкальных явлений говорит о неравнодушии к музыке, к самоощущению в музыке, о имеющемся идеале музыкального искусства, исполнительского мастерства...
Я начинаю (продолжаю) собирать материалы по Кронеберг-Герц ( http://belinka-club.livejournal.com/35192.html).

Итак, первое предположение - поиск человека, который так или иначе приобщен к знаниям двух семей - Кронеберг и Герц. Другой кандидатуры, кроме В.А.Кронеберг-Герц, я не вижу, хотя сомневаюсь в ее авторстве. По-мужски и стилистически очень просто, порой прямолинейно даются оценки постановок, выносятся приговоры артистам. Действующая исполнительница или музыкант такого себе не позволит, это немузыкально наконец. Тем не менее мы должны проверить эту гипотезу. О Кронеберг-Герц - Репертуар и расписание.

Постановка опер в зале Обухова. (Уральский край, 12 марта, № 55, 1909. - Хроника)
"На пасхальной неделе артисткою В.А.Кронеберг-Герц в снятом ею зале Обухова будет поставлено несколько опер.
К участию в операх приглашены артисты императорских театров Л.М.Клементьев (как необычно, через год он скончается в Тифлисе - Р.Б.) и артистка варшавского правительственного театра Ванда Рошковская.
Поставлены будут опера "Трубадур", опера-феерия С.И.Герца (мужа Кронеберг-Герц) "Царица Эльфов", и сцены из оперы "Евгений Онегин"; "Трубадур" идет 3 апреля, в день 25-летнего юбилея артистки В.А.Кронеберг-Герц.
Артистка выступит в роли Элеоноры. Манрико поет Л.М.Клементьев.
Партию Тамары в оперной феерии "Царица Эльфов" поет артистка Ванда Рошковская.
Г-жа Рошковская и г.Клементьев приезжают в Екатеринбург из Сибири в конце марта и 30 марта выступят в концерте.
Феерия и сцены из "Евгения Онегина" будут поставлены 1 апреля".

К концерту 30 марта. (Уральский край, 22 марта, № 64, 1909. - Хроника)
"Концертирующие здесь 30 марта, в зале Обухова, артисты г.Клементьев и г-жа Рошковская прибывают сюда в начале 7-й недели поста. Артистическое их турне по городам западной Сибири сопровождалось, как мы поставлены в известность, громадным успехом, главным образом в Омске, Красноярске и Иркутстке".

5 апреля, № 71, 1909, Уральский край.
Юбилейное чествование В.А.Герц-Кронеберг (вот тоже загадка, зачем эта рокировка фамилий? - Р.Б.), состоявшееся в пятницу во время представления оперы "Трубадур" носило задушевный характер. В чествовании приняли участие городской голова А.Е.Обухов, ученицы артистки, музыкальный кружок, артист Клементьев и многие другие лица. Подробности сообщим в следующем номере. Успехом пользовались, кроме самой юбилярши, артист Клементьев (Манрико) и г-жа Сан-Галли (Аздуена). Спектакль затянулся до часу. В.А. получила несколько подарков и ряд приветственных адресов.
Заметку написал Спасский, подробностей я не дождусь.

"Садко" в постановке музыкального кружка на сцене Верх-Исетского театра. (Уральский край, 23 апреля, № 86)
19 апреля музыкальным кружком была возобновлена опера Римского-Корсакова "Садко", причем некоторые партии были поручены новым исполнителям. В заглавной роли выступал оперный тенор г.Клементьев, партия морской царевны Волховы была поручена г-же Кронеберг-Герц, Веденецкого гостя пел г.Флоровский.
Дирижировал оперой г.Кронеберг. Отдавая должную дань энергичному руководителю кружка, который на своих плечах вынес всю постановку оперы и затратил на это громадный запас энергии и труда, мы не можем признать удачной саму мысль ставить "Садко" в любительском исполнении. Не всякая профессиональная труппа решается включать эту оперу в свой репертуар. Партитура "Садко" слишком затейлива и громоздка. Опера требует громадного, полного оркестра. А сюжет ее только тогда получает надлежащий, яркий колорит, когда в распоряжении труппы имеются на лицо все средства для того, чтобы блеснуть сказочной, причудливой обстановкой.
С этой точки зрения, нам кажется, что кружок взял на себя непосильную задачу, хотя и сделал все, что было в его средствах.
Из новых исполнителей наибольшее впечатление оставил г.Флоровский, впервые выступавший перед здешней публикой на оперной эстраде. Красивая, несколько вычурная песня Веденецкого гостя была передана певцом с большим вкусом, ярко, сочно и вдумчиво. Несмотря на некоторое вполне понятное волнение, певец очень быстро захватил внимание зрительного зала, обнаружив недюжинное музыкальное дарование и красивый, ровный голос.
Г.Клементьев в партии "Садко" проявил свои обычные достоинства и недостатки. Тенор с голосом - большая редкость в настоящее время.
И в этом отношении г.Клементьев составляет счастливое исключение. Но на этом же и кончаются все его достоинства. Как певец, он не обладает ни серьезной школой, ни врожденной музыкальностью.
Неприятное впечатление производит носовой характер звука, к которому г.Клементьев прибегает очень часто. Кроме того, в "Садко" резко обнаружилось нетвердое знание певцом своей партии, неверные вступления и произвольное затягивание ритма. Казалось бы, что такие промахи непростительны для гастролера, именующего себя на афишах "известным тенором".
Еще менее интереса представляет г. Клементьев как драматический артист. Несмотря на полную непринужденность, с которой певец держался на сцене, он никакого образа Садко не дал, играл крайне небрежно и не оставил решительно никакого впечатления.
С этой стороны, да и со стороны музыкальной невольно напрашивалось сравнение его с прошлогодним исполнителем той же партии г.Давыдовым, который, несмотря на некоторый упадок голосовых средств, сумел дать такой цельный и красивый образ...
Из остальных исполнителей следует упомянуть о г.Лукине, у которого очень красивый голос и которому мы советовали бы серьезно заняться музыкальным образованием.
С.К. (Кванинъ - отмечено карандашом, иначе Сергей Иванович Кванин - Участники процесса 1909 года)

Клементьев Лев Михайлович, 12(24).2.1868, Петербург - 13(26).10.1910, Тифлис, похоронен в Александро-Невской лавре, Петербург - арт. оперы (лирико-драм. тенор) и оперетты. Образование получил в Коммерческом уч-ще и в кадетском корпусе. В 1887-88 обучался пению в Петербурге у К. И. Кржижановского (в "Großes Sängerlexikon" есть данные, что он обучался в Петерб. и Харьков. конс). Позднее совершенствовался в вокальном иск-ве в Париже (у проф. Оливьери, 1889) и Милане (у Мартина Петца, 1890). В 1887-88 выступал в Петерб. оперетте (антр. С. Пальма, дебютировал в роли Баринкая в "Цыганском бароне" И. Штрауса). Летом 1888 выступал в оперетте в Одессе и Харькове (антр. В. Родона), затем - в Петербурге (сезон 1890/91), Москве (антр. М. Лентовского, сезон 1891/92). В сезоне 1888/89 солист Киев. оперы (антр. И. Я. Сетова), в 1889/90 - Тифлис. оперы (антр. В. Форкатти), в 1892-1902 - моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Германа - "Пиковая дама" П. Чайковского; композитор высоко оценил певца в этой роли), на сцене к-рого исп. 35 партий. Позднее пел в оперных т-рах Петербурга (Большой зал конс., Частная опера, антр. У. Гвиди, 1902; Новый летний т-р "Олимпия", антр. Е. Кабанова и К. Яковлева, Рус. опера, антр. Е. Кабанова и К. Яковлева, 1903 и 1906; Мариинский т-р, 1906; "Новая опера", антр. А. А. Церетели, 1906; Нар. дом, 1907-09), Москвы (1903, Товарищество рус. частной оперы; 1903-04, т-р "Аркадия", антр. М. Медведева; Опера С. Зимина; Частная опера С. Мамонтова), в оперных т-рах Н. Новгорода (антр. А. Дракули, 1905), Харькова и Киева (1905). Гастролировал в Одессе, Харькове, Казани (осень 1896, антр. М. Г. Ярона), Киеве, Тифлисе, Баку и за границей - в Париже (1904, т-р "Олимпия", где пел партию Богдана Собинина - "Жизнь за царя" М. Глинки и был партнёром Ф. И. Шаляпина), по городам Европы и Америки (1906), в Софии (1908).
Обладал красивым сильным голосом (баритонального оттенка с хорошо поставленным верхним регистром) широкого диапазона (свыше двух октав), актер. дарованием. Исп. отличалось повышенной эмоциональностью. Создавая образ, большое внимание уделял жесту и пластике. Не получил профессионального образования, однако благодаря упорному труду достиг вокального мастерства. Репертуар певца насчитывал свыше 50 партий (лирич., драм., характерные). Его комическое дарование проявилось в партии Бобыля-Бакулы ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова). В числе близких певцу партий были те, в к-рых преобладала эффектная внешняя сторона.
1-й исп. партий: Молодого цыгана ("Алеко" С. В. Рахманинова, 1893), Родольфа ("Анджело" Ц. Кюи, 2-я ред., 1901), Графа Рузова ("Потемкинский праздник" М. Иванова, 1902);
на рус. сцене - Фет-Али ("Попугай" А. Рубинштейна, 1889);
в моск. Большом т-ре - Бобыля-Бакулы ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова, 1893), Водемона ("Иоланта" П. Чайковского, 1893), Детины ("Федул с детьми" В. Мартин-и-Солера и В. Пашкевича, 1896), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе, 1898);
в Петербурге - Николая ("Тушинцы" П. Бларамберга, 1903);
в Н. Новгороде - Нерона (одноим. опера А. Рубинштейна, 1905);
Лучшие партии: Нерон (одноим. опера А. Рубинштейна, 1903), Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского), Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского, до Л. В. Собинова был лучшим исп. этой партии), Садко (одноим. опера Н. Римского-Корсакова; в этой партии был единственным соперником А. Секар-Рожанского), Левко ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова), Владимир Дубровский ("Дубровский" Э. Направника), Ричард ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Канио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Тангейзер (одноим. опера Р. Вагнера).
Др. партии: Баян ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина, 1898), Князь Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Андрей Морозов ("Опричник" П. Чайковского), Школьный учитель ("Черевички" П. Чайковского), Водемон ("Иоланта" П. Чайковского), Трике ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Руальд ("Рогнеда" А. Серова), Княжой дурак ("Рогнеда" А. Серова); Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Леопольд ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Джеральд ("Лакме" Л. Делиба), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Отелло (одноим. опера Дж. Верди), Радамес ("Аида" Дж. Верди), Манрико ("Трубадур" Дж. Верди), Энцо ("Джоконда" А. Понкьелли), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини), Зигмунд ("Валькирия" Р. Вагнера, один из первых исп. на сцене моск. Большого т-ра).
Партнёры: Е. Г. Азерская, В. Л. Астафьева, Л. Викшемская, С. Г. Власов, М. А. Дейша-Сионицкая, А. С. Ермаков, О. И. Камионский, М. К. Максаков, А. Г. Мосин, Н. В. Мутин, Л. Я. Плотникова, Т. Руффо, Н. В. Салина, Л. В. Собинов, А. М. Томская, Н. А. Шевелёв, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у У. И. Авранека, И. К. Альтани, Ф. Бейдлера, С. П. Барбини, Э. А. Купера, Дж. Пагани, А. А. Эйхенвальда.
К. вёл также и педагогич. деят-сть. Среди его учеников - Е. Э. Виттинг.
К. был в числе первых рус. певцов, записывавшихся на грампластинки. В 1902, 1903 и 1909 фирма "Граммофон" выпустила десять дисков с записью голоса певца.

На russian-records представлено 9 записей http://www.russian-records.com/search.php
...
Архивные материалы К. в Государственном театральном музее им. А. Бахрушина (фонд № 441, 4 ед. хр., 1908.).

Литература
Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. - Киев, 1905. Вып. 1, 2. С. 43-44;
Юбилей Л. М. Клементьева // Обозрение театров. 1908. № 299. С. 16-17;
Л. М. Клементьев. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1910. № 42. С. 693;
Проводы праха Л. М. Клементьева // Театр. 1910. № 724. С. 9;
Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. - Л.; М., 1941. С. 133-134;
Левик С. Ю. Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962;
Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука: Очерки по истории граммофона. М., 1964. С. 117;
Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссёра. - М., 1967. С. 20-21.
Яндекс.Словари › Отечественные певцы. - 2008. - Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь. - Изд. 2-е испр. и доп., электронное. - М., 2008.
Наиболее полная информация - Classical Forum: опера и классическая музыка. - Тема: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор.

Я в очередной раз удивлен: никаких сведений о смерти? Не должна ли республика и Казань помнить о таких людях? Именно поэтому ставлю тэг "Казань".
РОШКОВСКАЯ Ванда Адольфовна, 1882, Варшава - дата и место смерти неизв. - арт. оперы (сопрано), концерт. певица и вокальный педагог. Засл. арт. Татарской АССР. Пению обучалась в Варшав. конс., к-рую окончила в 1903. Позднее занималась у А. Ф. Мишуги. Выступала на оперных сценах в Петербурге (Т-р конс., 1905), Львове (1907), Варшаве, Тбилиси, Киеве.
Среди лучших партий: Галька (одноим. опера С. Монюшко).
В 1942-1943 работала в Йошкар-Олинской филармонии.
В 1912/13 вокальный педагог в "Музыкальных классах" Иркутска. В 1935-42 (в нек-рых источ. 1940) преподавала сольное пение в Ленингр. конс. (с 1940 доцент), в 1943-1945 педагог Казанского музыкального училища, с окт. 1945 и. о. профессора класса сольного пения и декана вокального факультета Казан. конс. - Яндекс.Словари › Отечественные певцы. - 2008.

Давыдов, Александр Михайлович (Давыдов - сцен. псевд.; наст. фам., имя и отчество Левенсон Израиль Моисеевич) [25.3(6.4).1872, м. Кобеляки Полтав. губ. - 28.6.1944, Москва] - арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, режиссер, педагог. Засл. арт. Республики (1924). Род. в семье учителя. Учился в Мелитопольском реальном уч-ще; не окончив его, уехал в Киев. где с 12 лет пел в хоре. С 1889 выступал в кафешантанном хоре. По совету И. Прянишникова перешел в хор местной оперы. В 1890-92 обучался пению у К. Эверарди. Дебютировал на оперной сцене в партиях Фауста ("Фауст") и Альфреда ("Травиата") в 1889 в Екатеринославе, однако, не имея успеха в опере, перешел в.оперетту. В 1892 вновь дебютировал на оперной сцене в Тифлисе (антр. В. Любимова), готовил оперные партии под рук. Е. Ряднова. До 1900 выступал в Казани (1897-98, 1900), Саратове, Н. Новгороде, Одессе, Харькове, Киеве, Вильно и Петерб. частной опере. В 1900-14 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Германа - "Пиковая дама"), на сцене к-рого конкурировал с И. Ершовым, Г. Морским, Н. Фигнером. Гастролировал в Москве (т-р Солодовникова, 1902; т-р "Аквариум", 1906; Большой т-р, 1911), Киеве (1903, 1905, 1909), Будапеште (1903), Монте-Карло (1906), Вене и Берлине (1908, Новый королевский т-р, в составе рус. антр. А. Церетели вместе с А. Боначичем, Е. Збруевой, М. Фигнер), Париже (1909, по приглашению С. Дягилева). Обладал не очень сильным, но ровным во всех регистрах голосом приятного мягкого тембра, природной музыкальностью, артистическим темпераментом. Репертуар включал 85 опер и 30 оперетт. Оперные партии готовил под рук. Э. Купера, Э. Направника, А. Никиша, С. Рахманинова, В. Сука.

1-й исп. партий: в Мариинском т-ре - Садко ("Садко"), Наля ("Наль и Дамаянти"), Моцарта ("Моцарт и Сальери"), Миме ("Зигфрид"); в Киеве - Моцарта ("Моцарт и Сальери", конц. исп.), Чекалинского ("Пиковая дама"); в Тифлисе - Синодала ("Демон" А. Рубинштейна), Фредерика ("Миньон"), Арлекина ("Паяцы"); в Казани, - Тангейзера ("Тангейзер"). Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама"). Самозванец, Садко, Хозе ("Кармен"), Рауль, Васко да Гама, Канио (на рус. сцене считался лучшим исп.). Миме ("Зигфрид"), Логе ("Золото Рейна"), Зигмунд, Тангейзер. "Давыдов был после Фигнера следующим этапом по пути раскрытия образа Германа... Герман у Давыдова был значительнее, нежели у Фигнера. Он был проще, без того налета мелодраматизма, которого не чуждо было исполнение Фигнера" (Э. Старк)*. На сцене Мариинского т-ра в ролях Зигмунда, Логе и Тангейзера вступил, по словам Э. Старка, "в соревнование с создателем этих ролей - Ершовым" и всегда выходил из этого сложного соревнования с честью, "оставался непревзойденным" в партии Миме ("Зигфрид").

Др. партии: Нерон ("Нерон"), Синодал, Владимир Дубровский, Гришка Кутерьма, Валерий, Ленский; Макс ("Вольный стрелок"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Самсон, Вертер, Элеазар, Йонтек. Партнеры: Н. Забела-Врубель, В. Касторский, М. Кузнецова-Бенуа, Л. Липковская, Ф. Литвин, М. Славина, Ф. Шаляпин. Пел п/у И. Аркадьева, Ф. Блуменфельда, Э. Направника, И. Прибика, И. Труффи.

Оставив оперную сцену в 1914 (в 1919 выступил в партии Германа), выступал на конц. эстраде до 1924. С большим мастерством исп. романсы П. Чайковского. В 1924-35 жил в Париже.
В 1934 по желанию Ф. Шаляпина был приглашен в качестве режиссера в париж. т-р "Опера комик" для постановки "Князя Игоря" (муз. рук. спектакля А. Глазунов). Был также консультантом по худож. части в Рус. опере (Париж).
С 1936 вел пед. деят-сть в вечерней школе пения при Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова.

Записывался на грампластинки (ок. 400 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901-09, 1911; "Пате", 1903, 1909-10; "В. И. Ребиков", 1904; "Бека", 1905; "Колумбия", 1906-07; "Фаворит", 1909-10; "Сирена", 1911, 1913; "Стелла", 1911; РАОГ, 1912, 1914; "Одеон", 1912) и Москве ("Граммофон", 1901; "Метрополь", Корона, 1912).
...
Соч.: 35 лет на сцене: Автобиография // Жизнь искусства. 1924. № 16. С. 14-15; Образ Германа // Театр. 1940. № 5. С. 63-70; Секрет вокала // Там же. 1940. № 8. С. 133-135; Герман // Чайковский и театр. Статьи и материалы / Под ред. А. И. Шавердяна. - М.; Л., 1940. С. 211 -223; Моя встреча с П. И. Чайковским // Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. - М., 1973. С. 305-308; Из воспоминаний // Федор Иванович Шаляпин: Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. - М., 1977. Т. 2. С. 93-99. Лит.: Г. Р. Бенефис А. М. Давыдова // Жизнь искусства. 1919. № 135. С. 1; А. М. Давыдов // Зрелища. 1924. № 83-84. С. 12; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930. - Л., 1936. С. 113; Старк Э.* (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890- 1910. - Л.; М., 1940. С. 82-87; А. М. Давыдов. (Некролог) // Литература и искусство. 1944. № 27; Волков-Ланнит Л. Три артиста Давыдовы // Муз. жизнь. 1962. № 14; Левик С. Ю. Записки оперного певца. - 2-е изд. - М., 1962. С. 202-213; Его же. Четверть века в опере. - М., 1970. С. 168, 250; Дорошевич В, Саша Давыдов // Дорошевич В. М. Рассказы и очерки. - М., 1966. С, 62-74; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. - Л., 1975. С. 140, 192, 343-344; Артур Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания. Письма. Статьи. - Л., 1975. С. 153-154; Феона И. Незабываемые встречи // Звезда (Л.). 1978. № 11. С. 172-173; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. - Л., 1984. С. 47.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.

И записи 1908 года. Однажды мы вернёмся и в Екатеринбург, когда здесь гастролировал Давыдов...




Советское переиздание записи 1908 года. Позже я попытаюсь всё уточнить.


Возможно, что об этом Лукине идет речь:
ЛУКИН Яков Степанович - арт. оперы (баритон). Выступал в Петербурге (Нар. дом, 1913-?), Екатеринбурге (весна 1919). С 1929 солист Рус. оперы в Париже (антр. М. Кузнецовой-Бенуа).
Партии: Князь Игорь (одноим. опера А. Бородина), Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Пётр ("Вражья сила" А. Серова), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Кирилл Троекуров ("Дубровский" Э. Направника), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Златогор ("Пиковая дама" П. Чайковского); Валентин ("Фауст" Ш. Гуно), Эскамилио ("Кармен" Ж. Бизе), Амонасро ("Аида" Дж. Верди).
Партнёры: С. В. Балашов, О. Окунева, Е. Ф. Петренко, П. Словцов, Н. Талина, Ф. И. Шаляпин. Пел п/у М. Голинкина, Э. А. Купера, А. И. Лабинского.
Яндекс.Словари › Отечественные певцы. - 2008.

Примечания. (2016-06-30)

1885-02-09. № 06 Театральный мирок. Екатеринбург. Н.П.Штейнфельд.
(не путать с Александром Михайловичем Давыдовым)




1910. № 10. Граммофонный мiръ



1910, № 11.




1910, № 12. Последние записи...




Вся прелесть в ней ("Гугеноты", Мейербера)
Арт. русск. оперы Л. Клементьевъ. Запись: Санкт-Петербург, сентябрь 1909 г.

Строфы изъ оп. "Нерон" Рубинштейна
Л. М. Клементьевъ, Артистъ Русск. Оперы. Запись: Москва, 1903 г.

И список действительных членов ЕО ИРМО в 1912-1913 г.



Источник:



Пресса, "Ищите женщину!", 1909, Музыка, Казань, Екатеринбург, Театр, Варшава

Previous post Next post
Up