Пансионат «Дружба» в Курпатах

Dec 05, 2016 12:10

Оригинал взят у p2beep в Пансионат «Дружба» в Курпатах


Курортная архитектура всегда была территорией свободы для советских архитекторов. Еще со сталинских времен санатории выполняли функцию советского «рая на земле» - места, куда должны были стремиться попасть все трудящиеся. Поэтому даже во времена борьбы с излишествами различные ведомства не скупились на постройку дворцов отдыха для своих работников, и курортное строительство позволяло архитекторам уйти от общей линии. Так в 1980 году руководства профсоюзов СССР и Чехословакии приняли решение о строительстве совместного пансионата «Дружба» в Крыму для трудящихся двух стран. Чехам хотелось, чтобы пансионат был расположен в месте, где прошла их романтическая юность - на Золотом пляже. Но в те годы побережье уже было застроено, оставался лишь узкий кусок территории с 40-градусным уклоном между дорогой и морем…

Место оказалось очень неудачным. Помимо оползней, здесь оказался тектонический разлом и 8-балльная сейсмическая активность. Но после достижения договоренностей архитекторов лишь уведомели о выборе и поручили приступать к разработке проекта. Строить обычным способом здесь, конечно же, было нельзя, архитектор Игорь Василевский и инженер Нодар Канчели приняли решение использовать систему, в которой бы объект минимальным образом касался скошенного рельефа. Вот, как Василевский описывает выбор пути:

«Нужно было выбрать наиболее устойчивую систему. Ею оказался «табурет» на трех ногах, где все опоры равномерно нагружены. Это и было положено в основу сооружения. Все, что есть в объекте - перекрытия, поперечные, продольные стены, - все включено в работу. Конструктивное решение, где нет несущих и несомых элементов, - гениально».

Таким образом вся нагрузка от здания - кольцеобразного моноблока - сосредотачивалась и передавалась скале через три башенные опоры. Площадь опоры на грунт при этому минимальна (кольцо диаметром 9 метров и толщиной стен от 80 до 20 см).

1. Ради сохранения склона и растительности объект оторван от земли, благодаря чему его образ ассоциируется с летающей тарелкой.


2. По сути у архитектоора есть два пути взаимодействия постройки с окружающей природой. Первый - сомасштабное окружению, зелени и человеку включение объекта в ландшафт. Второй - попытка физически сохранить природу, оторвав объект от поверхности земли.


3. Конкретно второй вариант характерен для сооружений со сложными геологическими условиями и рельефом. Отсюда такая необычная форма «Дружбы».


4. Диаметр двухчастного кольца, состоящего из жилых номеров, - 76 метров. Оно не опирается на опоры, а, касаясь, как бы скользит по ним, создавая иллюзию парения.


5. Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур с раскрытием на море.


6. «При 56-метровом перепаде от верхней подъездной дороги до пляжа другого подъезда и подхода нет. Войти в объект можно только через крышу, что и было сделано. Вы выходите из прикрытого остекленного перехода на верхнюю террасу с захватывающим раскрытием на морской горизонт…» - Игорь Василевский.


7. Панорама действительно великолепна. За скалами видна Ялта, на горизонте - гора Аю-Даг.


8. Благодаря зубчатой форме почти из каждого номера виден кусочек моря и при этом не видно соседей.


9. В верхней части здания находится трехчастный консольный ресторан.


10.


11.


12. Сверху здание напоминает систему шестеренок, надетых друг на друга.


13. Отсутствие прогулочной зоны компенсируют видовые террасы с панорамным обзором.


14.


15. Главный вход в пансионат расположен на уровне подъездной площади на пятом этаже.


16. Свет сюда попадает через стеклянный купол в крыше.


17. Помимо солнечного, есть и электрический свет, поступающий из очень необычных светильников и люстр.


18. Основа объекта - атриум-кристалл, в котором сосредоточены общественные помещения: киноконцертный зал с фойе, кафе, танцевальные площадки, бильярдная. Все это опирается на «каплю» морской воды - чашу бассейна, касательно подвешенную к трем опорам. Его можно увидеть сквозь стеклянный треугольник в полу. А сам этот треугольник - светомузыкальный фонтан. Вечером здесь очень красиво.


19.


20.


21. Даже спустя 30 лет интерьеры выглядят невероятно.


22. Внимание к деталям переносит отдыхающего в космическое советское будущее, каким его представляли в научно-фантастических журналах восьмидесятых.


23. Кажется, будто находишься в калейдоскопе.


24. Между жилым кольцом и остекленным атриумом находятся открытые дворы, создающие выразительную многочастную композицию.


25.


26.


27. Коридоры внешнего контура.


28. Небольшие рекреационные зоны в местах крепления кольца к опоре.


29.


30. Зал лечебной физкультуры пронизывает «кристаллическая решетка».


31. Удивительно, как все это поместилось в таком небольшом здании. Внутри совсем не чувствуется скованность, наоборот. Обилие света и стекла будто раздвигает пространство.


32. К морю попадают на лифте или лестнице, расположенных в ближайшей к пляжу опоре.


33.


34. Основание атриума выглядит не очень. Это чаша бассейна.


35. За 30 прошедших после открытия лет здание не подвергалось каким-либо воздействиям со стороны человека, отчасти потому, что нет стен, которые можно перенести, перестроить, все они конструктивно включены в работу. Тем не менее, здание требует ремонта.


36. Смотришь на здание снизу, и кажется, что попал в часовой механизм. Только смазать, и все это двинется…


37. Самое ужасное, что испорчена пляжная полоса. Двухэтажные «сараи» и дополнительный корпус перекрывают вид на здание с нижних точек.


38.


39.


Также снял видео.

image Click to view



При написании текста использовал материалы из недавно вышедшей книги издательства «Татлин» об архитекторе Игоре Василевском. Как-то так.

Все самое лучшее и интересное у меня в Твиттере и Инстаграме

По всем вопросам пишите на почту: P2beep@gmail.com

Архитектура, Интересное, Фотографии, СССР, Крым

Previous post Next post
Up