Оригинал взят у
p2beep в
Пансионат «Дружба» в Курпатах Курортная архитектура всегда была территорией свободы для советских архитекторов. Еще со сталинских времен санатории выполняли функцию советского «рая на земле» - места, куда должны были стремиться попасть все трудящиеся. Поэтому даже во времена борьбы с излишествами различные ведомства не скупились на постройку дворцов отдыха для своих работников, и курортное строительство позволяло архитекторам уйти от общей линии. Так в 1980 году руководства профсоюзов СССР и Чехословакии приняли решение о строительстве совместного пансионата «Дружба» в Крыму для трудящихся двух стран. Чехам хотелось, чтобы пансионат был расположен в месте, где прошла их романтическая юность - на Золотом пляже. Но в те годы побережье уже было застроено, оставался лишь узкий кусок территории с 40-градусным уклоном между дорогой и морем…
Место оказалось очень неудачным. Помимо оползней, здесь оказался тектонический разлом и 8-балльная сейсмическая активность. Но после достижения договоренностей архитекторов лишь уведомели о выборе и поручили приступать к разработке проекта. Строить обычным способом здесь, конечно же, было нельзя, архитектор Игорь Василевский и инженер Нодар Канчели приняли решение использовать систему, в которой бы объект минимальным образом касался скошенного рельефа. Вот, как Василевский описывает выбор пути:
«Нужно было выбрать наиболее устойчивую систему. Ею оказался «табурет» на трех ногах, где все опоры равномерно нагружены. Это и было положено в основу сооружения. Все, что есть в объекте - перекрытия, поперечные, продольные стены, - все включено в работу. Конструктивное решение, где нет несущих и несомых элементов, - гениально».
Таким образом вся нагрузка от здания - кольцеобразного моноблока - сосредотачивалась и передавалась скале через три башенные опоры. Площадь опоры на грунт при этому минимальна (кольцо диаметром 9 метров и толщиной стен от 80 до 20 см).
1. Ради сохранения склона и растительности объект оторван от земли, благодаря чему его образ ассоциируется с летающей тарелкой.
2. По сути у архитектоора есть два пути взаимодействия постройки с окружающей природой. Первый - сомасштабное окружению, зелени и человеку включение объекта в ландшафт. Второй - попытка физически сохранить природу, оторвав объект от поверхности земли.
3. Конкретно второй вариант характерен для сооружений со сложными геологическими условиями и рельефом. Отсюда такая необычная форма «Дружбы».
4. Диаметр двухчастного кольца, состоящего из жилых номеров, - 76 метров. Оно не опирается на опоры, а, касаясь, как бы скользит по ним, создавая иллюзию парения.
5. Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур с раскрытием на море.
6. «При 56-метровом перепаде от верхней подъездной дороги до пляжа другого подъезда и подхода нет. Войти в объект можно только через крышу, что и было сделано. Вы выходите из прикрытого остекленного перехода на верхнюю террасу с захватывающим раскрытием на морской горизонт…» - Игорь Василевский.
7. Панорама действительно великолепна. За скалами видна Ялта, на горизонте - гора Аю-Даг.
8. Благодаря зубчатой форме почти из каждого номера виден кусочек моря и при этом не видно соседей.
9. В верхней части здания находится трехчастный консольный ресторан.
10.
11.
12. Сверху здание напоминает систему шестеренок, надетых друг на друга.
13. Отсутствие прогулочной зоны компенсируют видовые террасы с панорамным обзором.
14.
15. Главный вход в пансионат расположен на уровне подъездной площади на пятом этаже.
16. Свет сюда попадает через стеклянный купол в крыше.
17. Помимо солнечного, есть и электрический свет, поступающий из очень необычных светильников и люстр.
18. Основа объекта - атриум-кристалл, в котором сосредоточены общественные помещения: киноконцертный зал с фойе, кафе, танцевальные площадки, бильярдная. Все это опирается на «каплю» морской воды - чашу бассейна, касательно подвешенную к трем опорам. Его можно увидеть сквозь стеклянный треугольник в полу. А сам этот треугольник - светомузыкальный фонтан. Вечером здесь очень красиво.
19.
20.
21. Даже спустя 30 лет интерьеры выглядят невероятно.
22. Внимание к деталям переносит отдыхающего в космическое советское будущее, каким его представляли в научно-фантастических журналах восьмидесятых.
23. Кажется, будто находишься в калейдоскопе.
24. Между жилым кольцом и остекленным атриумом находятся открытые дворы, создающие выразительную многочастную композицию.
25.
26.
27. Коридоры внешнего контура.
28. Небольшие рекреационные зоны в местах крепления кольца к опоре.
29.
30. Зал лечебной физкультуры пронизывает «кристаллическая решетка».
31. Удивительно, как все это поместилось в таком небольшом здании. Внутри совсем не чувствуется скованность, наоборот. Обилие света и стекла будто раздвигает пространство.
32. К морю попадают на лифте или лестнице, расположенных в ближайшей к пляжу опоре.
33.
34. Основание атриума выглядит не очень. Это чаша бассейна.
35. За 30 прошедших после открытия лет здание не подвергалось каким-либо воздействиям со стороны человека, отчасти потому, что нет стен, которые можно перенести, перестроить, все они конструктивно включены в работу. Тем не менее, здание требует ремонта.
36. Смотришь на здание снизу, и кажется, что попал в часовой механизм. Только смазать, и все это двинется…
37. Самое ужасное, что испорчена пляжная полоса. Двухэтажные «сараи» и дополнительный корпус перекрывают вид на здание с нижних точек.
38.
39.
Также снял видео.
Click to view
При написании текста использовал материалы из недавно вышедшей книги издательства «Татлин» об архитекторе Игоре Василевском. Как-то так.
Все самое лучшее и интересное у меня в
Твиттере и
Инстаграме По всем вопросам пишите на почту:
P2beep@gmail.com