Оригинал взят у
belique в
Думать лучше на бумаге. Cистемная медитация. Это такое описание систем, системного подхода, которое вы не встретите нигде в книгах, только если вы не читате специальные стандарты. Если вы читате стандарты и руководства, тогда тем более есть смысл обратиться к тексту далее, потому что многое станет понятней и проще и сможете объяснить маме чем вы конкретно занимаетесь.
Первое
упоминание о системной медитация было в записи
ailev.
Все мои знакомые, кому я показывал ее или давал к освоению, не доходили и до середины, потому что это достаточно утомительное занятие с точки зрения умственных затрат. Тогда же я заметил разницу в самом отношении к тому, что человек делает.
Вообщем мой вам совет: единственный способ проделать ее до конца - делать ее в момент крайней необходимости, любопытство за таковое тоже сойдет. Делать ее с интересом и любопытством будет верным решением.
С тех пор СМ как практика претерпела несколько изменений. Многие из них могут показаться кому-то даже примитивными, вроде упоминания об очевидных вещах. Опыт показал, что в нужные моменты мы склонны забывать эти очевидности и это порой сказывается на результате в худшую сторону. Я изменил формулировки некоторых вопросов и добавил еще несколько, чтобы охватить большую и конкретную картину, как её видит заинтересованная сторона.
Неизменным оказалось вступление, как пример самого короткого и прикладного введения в казалось бы знакомый мир систем.
В введении базовые определения, которые приняты во всем мире. Ими пользуются и они на практике доказали свою эффективность.
Что такое системный подход?
Если упростить определение системного подхода, то это будет следующий вариант: Системный подход - это способ представления окружающего мира, в котором все состоит из систем.
Для человека, который имеет дело с системным подходом всё вокруг - это системы, но все эти системы не только разные сами по себе, они разные по их роли в инженерном проекте и разные по интересующим стадиям их жизни (говорят о стадиях "жизненного цикла" системы - хотя никакого "цикла" там нет, да и "жизнь железки" тоже ведь не жизнь! Но об этом позже). Для показа этой разницы ISO 15288 вводит следующую классификацию систем, которая неявным образом включает в себя и стадию жизненного цикла рассмотрения системы:
Целевая система (systems-of-interest) - та, которая подлежит созданию (или модернизации) командой инженеров и рассматривается на всём протяжении жизненного цикла. Например, насос.
Система в операционном окружении, система в эксплуатационной среде (system in operational environment) - одна из систем, которые окружают целевую систему в момент её эксплуатации. Например, трубопроводная система, к которой подключён насос во время эксплуатации.
Обеспечивающая система (enabling systems) - система, которая создаёт и поддерживает систему в ходе её жизненного цикла. Например, цех, который производит насос.
Нужно понимать, что любую систему можно классифицировать либо как целевую, либо как обеспечивающую, либо как систему в операционном окружении. Цех, как обеспечивающую систему, которая производит насос, тоже кто-то проектировал и строил. Инжиниринговая компания, которая проектировала и строила цех, тоже была кем-то создана - и она тоже обеспечивающая система по отношению к цеху. Вот диаграмма, показывающая, что существует множество обеспечивающих систем, которые на стадии своей эксплуатации (operation, использования) выполняют работы по обеспечению (enabling) той или иной стадии жизненного цикла целевой системы. Сама же целевая система на стадии своей эксплуатации работает в составе систем своего операционного окружения, выполняя свою функцию:
Таким образом, с помощью системного подхода очень легко рассмотреть связность всего, что нас окружает. Из всего этого, нам интересна какая-то малая часть, все остальное нет.
Раньше сказали бы "отделить зерна от плевел", сейчас же - выявление информации среди океана данных.
Нужно всегда понимать, о какой системе вы говорите: когда вы говорите "топор", то непонятно - вы делаете топор (целевая ваша система), вы используете топор для колки дров (целевая система - дрова, топор - одна из обеспечивающих систем, необходимая для подготовки целевой системе к эксплуатации - сгоранию в печке) или топор для вас одна из систем в операционном окружении целевой для вас колоды, совместно с которой топор должен колоть дрова и свойства которого вы выясняете для того, чтобы спроектировать и изготовить правильную колоду.
Есть более простой способ показывать диаграммы жизненного цикла обеспечивающих систем: жизненный цикл на них рисуется изображающими время стрелками с зарубками, отделяющими стадии жизненного цикла, а отрезки работы обеспечивающей системы над соответствующей целевой системой показываются фигурной скобочкой на линии времени:
На таких диаграммах удобно рассказывать истории типа "мы организуем стартап, который создаст САПР, при помощи которого мы затем спроектируем топор, при помощи которого мы потом будем колоть дрова" - и для каждой системы в такой диаграмме понятно, что она проходит довольно долгую жизнь перед тем, как быть использованной.
Для того чтобы проводить целенаправленные изменения в системе, очень хорошо знать с чем имеешь дело, что к этому делу относиться и что лучше оставить за бортом. Системная медитация и является такой процедурой, когда происходит выявление и прояснение информации о интересующей области. Тому, кто собирается каринальным образом улучшить то, что он делает, необходимо разобраться не только в предметной области (профессия). Наиболее важно разобраться в организационном вопросе - как создается то, что создается.
Подготовьте пару листов А4 и ручку. Сразу предупреждаю, что что-то будет выглядеть коряво и несуразно - так и должно быть, это фишка плана;) Отвечать следует подряд, так быстрее.
Системная медитация
1. Представьте себе то, что вы создаёте. Даже если вы создаёте "сервис", то вы создаете не столько сам этот сервис, сколько то, что потом этот сервис оказывает.
2. Обзовите то, что вы создаёте, "целевой системой". Обзовите себя и тех, кто трудится над целевой системой вместе с вами (людей, инструменты, помещения) "обеспечивающей системой".
3. Если вы создаёте много чего разного, то наверняка это либо какой-то повторяющийся цикл создания чего-то однотипного, либо разные части одного большого целого - подумайте, может это большое целое вы тоже создаете регулярно. Впрочем, и ежедневный цикл, и даже ежечасный вполне возможны). Представьте себе "типовую целевую систему" - воплощающую основные черты того, что вы обычно создаёте.
4. А теперь ключевое усилие: представьте себе вашу типовую целевую систему от момента ее рождения до исчезновения в небытии. Ничего страшного в представлении системы, находящейся одновременно в разных местах и временах нет:
а) представьте ее линией времени, проходящей слева направо графиком. Слева зарождение системы, справа ее славная или бесславная кончина. Не держите это представление в голове, нарисуйте перед собой на бумажке.
б) Все изменения состояния системы должны уместиться в этот график, моменты ключевых смен состояний (их легко вычислить не по тому, что делает сама система - она ведь значительную часть времени ничего не делает, например, на стадии замысла или стадии изготовления - а по тому, что меняется то, что делают с системой).
Важно: ваша целевая система - это не точка, кружочек, картинка, прямоугольничек или даже короткий фильм в ваших мозгах (кортексе), а стрелочка со штрихами перед вами на бумажке (экзокортексе). Все состояния, части системы и т.д. - это одна система (так, яйцо, гусеница и бабочка - это одна система, а не три разных). И обозначается одной стрелочкой. Теперь подумайте, и добавьте штришок для отделения стадии пренатального развития яйца. И штришок до оплодотворения. И штришок для сгнивания тушки. Ну, вы поняли уже, в чем фишка.
Думайте в терминах стрелочки-жизненного цикла и отрезков между штришками на этой стрелочке - стадиях.
Важный вывод из неважного замечания: система - это не набор фотографий системы в какие-то понравившиеся вам моменты ее времени. Если при слове "яблоко" у вас в голове возникает яблоко, то на бумажке у вас должна быть стрелочка с штришками для переходов от бутончика к цветочку, от цветочка к завязи, от зеленого яблочка к спелому, от спелого - вот тут подумайте сами, тут самое интересное.
5. Подумайте, где вы обычно начинаете принимать участие в судьбе целевой системы (или система начинает принимать участие в вашей судьбе обеспечивающей системы), и где вы эту систему покидаете. Отметьте это на стрелочке.
6. Нарисуйте рядом похожую стрелочку обеспечивающей системы (для "мы", или для "я" - на ваш вкус) - выполните пункт 4 для неё. Можете поупражняться, нарисовать и для этой системы обеспечивающую ее систему (кто делает вас?). Вполне может быть вариант, в котором вы сами себя делаете - ну что же, и так может быть. Или не так. Подумайте над этим.
7. Теперь можно подумать, как называть вашу целевую типовую систему (ту, первую). Собственно, тут волнует не столько название, сколько определение. Определение делается по следующему образцу:
[название типовой системы] - это [название ее родовой системы] [описание специализации]. Рама - это крепление для стекла. Рама - это набор покрашенных деревяшек. Напишите десяток таких определений, которые могли бы дать разные люди, которым система нужна для разных целей.
8. Какое из этих десяти определений сущностное? Какое из этих определений касается назначения системы? Кому нужна эта система, чтобы ее потреблять (или потреблять оказываемый этой системой сервис)? Сколько этих ролей (система-то у нас типовая, и поэтому я пишу не "людей", а "ролей" - помним про стейкхолдеров!), как они называются? Нарисуйте маленькие фигурки вокруг стрелочки там, где они максимально связаны с системой. Обратите внимание, захотелось ли вам нарисовать эти фигурки как человечков или как стрелочки со штришками. Подумайте над этим вопросом некоторое время.
9. Помните, что вы себя как "обеспечивающую систему" уже нарисовали стрелочкой. Что делает эта ваша стрелочка со стрелочкой системы? Как называется та типовая работа, которую вы делаете с целевой системой? Какая ваша роль? Запишите это на бумажку: [моя роль] [что делаю] [целевая система]. Пример - "Мама моет раму".
10. Каким методом вы делаете то, что делаете? Осознаёте ли вы, что вы делаете (другая формулировка: смогли ли вы ответить на предыдущий вопрос, назвав при этом несколько альтернативных методов, осознанно вами отброшенных)?
11. Вернитесь к Целевой Системе и около штрихов перехода со стадии на стадию обозначьте ключевые решения, которые принимаются ролями для перехода с одной стадии на другую.
12. Роли на различных стадиях жизненного цикла требуют определенный набор данных для работы с системой. Определите набор данных, которыми пользуются роли, которые играете вы и по возможности остальные роли. Определите формат этих данных (письменно/устно, на специальных бланках или как-нибудь еще) и процедуры их обмена.
13. Вернитесь к п. 10 и по возможности определите несколько альтернативных методов, которые можно использовать для выполнения той же самой работы.
14. Посмотрите на каждую стадию жизненного цикла (особенно Целевой Системы) и по возможности трансформируйте каждый метод в процедурный чек-лист (что необходимо сделать для выполнения работы -своеобразная памятка). В конце каждой стадии жизненного цикла определите перечень параметров для проверки (проверочный чек-лист) чтобы минимизировать количество ошибок и переделок в дальнейшем.
Для первого раза хватит. Рекомендую вернуться к записанному на следующий день и повторить процедуру, сверяя записанное и делая коррективы. Каждый новый раз делайте записи на отдельном листе, чтобы была возможность зафиксировать разницу между подходами.
Теперь вы знаете, что делаете. Или знаете, что этого не знаете.