Оригинал взят у
nandzed в
Немного философии: джняна и праджня
Не следует путать понятия джняна (ye-shes) и праджня (shes-rab), каждое из которых обычно переводят как "мудрость". В буддийской философии эти понятия весьма различны.
Джняна - это знание, мудрость, или восприятие, представляющее собой ведение, непосредственное интуитивное постижение реальности. Ее функцией является знать, но это знание иедвойственно но своей природе. Оно неносредственное и интуитивное, а потому превосходит дуализм субъекта и объекта. Оно называется первичным или изначальным, поскольку является прямым, непосредственным, интуитивным познанием феномена до того, как ментальный процесс суждения, oпределения и оценки включится в работу. В буддийской психологии это описывается как прямое восприятие данных органов чувств, происходящее до того, как силами ума (yid, санскр. manas) они будут структурированы согласно категориям времени и пространства и распознаны в качестве определенных объектов для сравнения с другими такими же объектами, хранящимися в памяти.
С точки зрения Дзогчен, джняна существует вне времени. Она является изначальной, потому что время, или временная последовательность, является следствием работы ума.
Термином "ум" называется процесс функционирования ментального сознания (yid kyi rnam-shes, сапскр. manovijnana); именно его действием данные органов чувств, или явления (snang-ba) внешнего мира, становятся знакомыми и узнаваемыми объектами.
Именно в этом смысле мнр творится умом, и это вовсе не означает, что существует лишь ум. Категории пространства и времени создаются умом, но джняна существует прежде ума, и тем самым превосходит его.
С точки зрения нашего индивидуального существования, есть одно rig-pa, но много
ye-shes, или "постижений". Поэтому rig-pa сравнивают с солнцем, а ye-shes с лучами этого солнца, которые освещают и делают видимыми все объекты окружающего мира.
Термин праджня (shes-rab) занимает иное положение в общей структуре терминологии, находясь ниже джняны, или ведения (г/е-1 shes), но выше простого интеллектуального познания (go-ba).
Праджня (shes-rab) означает "высшее" (rab-tu) знание (shes-pa). Этот термин приблизительно соответствует тому, что на Западе называют философским познанием, или философским анализом, поскольку он относится скорее к самому процессу познания, нежели к системе определенным образом организованных знаний. Такая система знаний называется тенпа (bstan-pa), что значит "учение", "доктрина".
Основная функция праджни - различение, а потому, в отличие от джняны, она остается дуалистичной по методу своего действия. Праджня позволяет разделять вещи на хорошие и плохие, реальные и нереальные, истинные и ложные, прекрасные и безобразные, полезные и вредные и так далее. Мудрец наделен праджней, а глупец лишен ее. Ригпа подобно зеркалу, отражающему все предметы без разделения их на хорошие и плохие; функция же праджни состоит в вынесении суждения. В европейской культуре этому свойству наиболее точно соответствует слово "мудрость".
В греческой философской традиции очень похожее различие проводилось между гнозисом и софией. Можно сказать, что джняне (ye-shes) соответствует гнозис, освобождающее знание о божественном, тогда как праджне (shes-rab) соответствует софия, или мудрость. В гностической же традиции софия становится "Божественной Премудростью" и занимает положение архетипа женского божества, Великой Богини, песотворенной и вечной супруги Бога.
В начале нашей эры подобное представление возникло и в буддийской религиозной культуре Индии. В сутрах Махаяны праджня отождествляется с Праджняпарамитой, "Священной Высшей Мудростью", которая, в качестве архетипа Великой Богини, видится как Мать всех Будд настоящего, прошлого и будущего.
В сутрах говорится, что Будды появляются, то есть обретают окончательное просветление, только благодаря Праджнянарамите, Священной Высшей Мудрости. Затем, в системе Тантры, Адпнраджня, или Изначальная Мудрость становится вечной супругой Ади-будды, Изначального Будды. Оставляя в стороне вопрос о возможных исторических контактах между гностиками и буддистами, мы должны отметить, что между этими учениями существовал определенный параллелизм.
Итак, слово джняна (ye-shes) следует переводить как "гнозис", то есть ведение, или знание, а в целом как изначальное, или первичное осознание (что можно соотнести с понятием "познавательная снсобность"), в то время как праджня (shes-rab) это мудрость, или различающая мудрость.
Из комментариев к "Золотым письменам"