Наши летчики били американцев в прошлом, отметелят и в будущем

Jul 29, 2015 01:33

Оригинал взят у aleks_aberdin в Наши летчики били американцев в прошлом, отметелят и в будущем
В чем заключался секрет многочисленных побед советских летчиков на врагами даже тогда, когда те летали на более мощных и маневренных самолетах? В такой, казалось бы, малости, как советский характер и не было разницы, кто сидел за штурвалом, татарин, узбек, еврей или русский. Это были советские летчики и уже только этим все сказано. Своей силой воли и несгибаемым характером, беспримерной отвагой и смекалкой, они уравнивали шансы в бою и надо отметить, что им засчитывались только "чистые" победы, подтвержденные документально, а не немецкое или американское бла-бла-бла. Согласно донесений немецких ассов от слова асс, то есть жопа, ими было уничтожено раза в три больше саолетов, чем Советский Союз их построил и получил по ленд-лизу. Американцы тоже врали о своих победах в небе Северной Кореи, как сивые мерины. На деле же все было несколько иначе, а точнее так, как под катом:

Чёрный день ВВС США: правда и вымысел



Серебристые “Миги”, очереди “Сейбров”, падающие “Крепости”!

Сколько “Суперкрепостей” потеряли американцы в тот “черный вторник” или “черный четверг”, доподлинно неизвестно. Но легенда о вторнике/четверге разошлась по просторам Интернета, вещая о том, что “броня крепка, и МиГи наши быстры”.



30 октября 1951 года 21 “Суперкрепость” из состава 307-й бомбардировочной группы в сопровождении 89 “Тандерджетов” совершали налет на аэродром Нанси. На перехват американской армады были подняты 44 МиГа из состава 303-й и 324-й истребительных авиадивизий, которые легко сбили 9 или 12 или даже 14 стратегических бомбардировщиков ценой потери одного МиГ-15. Разумеется, янки таким раскладом остались недовольны, приуменьшив свои потери и заявив о большем количестве сбитых МиГов. Как бы там ни было, но общий расклад оказался явно не в их пользу. Русским “Ли Си Цинам” удалось свалить на землю порядка дюжины четырехмоторных бомбардировщиков и еще несколько “Тандерджетов” эскорта.

Аналогичный случай имел место весной того же года, когда при налете на мосты на р. Ялуцзян при схожем раскладе сил бой окончился с аналогичным результатом (погром 12 апреля 1951 г.). Вот так возникла путаница “вторник-четверг”. Американцев били дважды. Били сильно и точно.



B-29 со сверхтяжелой управляемой бомбой "Тарзон" (британский 5-тонный Толлбой с блоком дистанционного управления). Такие бомбы предназначались для уничтожения мостов, плотин, туннелей и укрепленных сооружений на территории Кореи

Ровно за десять лет до полёта Гагарина, русские асы трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, командовавшего тогда 324-й истребительной авиационной дивизией, развеяли миф о неуязвимости американских летающих суперкрепостей В-29 - тех самых, что сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и готовились сделать то же самое с десятками городов СССР.

Данное поражение ознаменовало собой полный крах использования стратегической авиации в дневное время.

Факт воздушных побед неоспорим. Но что за миф о “неуязвимости” B-29? К 1951 году поршневая “Крепость” устарела и нуждалась в немедленной замене (тот же B-52 - первый полет 1952 г.). И это было понятно даже самым закоренелым оптимистам из стратегического командования ВВС США. В эпоху реактивной авиации даже массовое применение B-29 не оставляло никаких надежд на то, что “небесные тихоходы” продержатся хотя бы час в советском воздушном пространстве (план “Дропшот”, ага).

В то же время расстрел поршневой “Суперкрепости” отнюдь не гарантировал безопасности для советского неба.

Впрочем, обо всех героях тех сражений по порядку.

Боинг Б-29 “Суперкрепость”

“Лучше “Суперкрепости” может быть только “Суперкрепость”, заявил тов. Сталин, приказав Туполеву свернуть все собственные разработки и скопировать B-29.

Уникальный в своем роде бомбардировщик. Рожденный в разгар Второй мировой, он по конструкции и характеристикам разительно отличался от любого из своих ровесников.

60 тонн взлетной массы, приводимые в движение четырьмя 18-цилиндровыми “звездами” с турбонаддувом (рабочий объем “Циклона” 54 литра, мощность 2200 л.с.). Максимальный запас топлива “Суперкрепости” достигал 30 тонн.

Три гермокабины, дистанционно управляемые турели, наводимые по данным пяти аналоговых компьютеров (расчет упреждения в зависимости от взаимного положения бомбардировщика и цели, их скорости, температуры и влажности воздуха, влияния гравитации). Но реальная выживаемость “Суперкрепости” определялась не вооружением, а её летными характеристиками: скорость 500 км/ч на высоте 10 километров! В попытке догнать “Стратофортресс” перехватчики стран Оси натужно гудели моторами и затем неудержимо проваливались вниз. Уничтожение B-29 было большим везением, а зачастую случайностью. При том самим “Крепостям” не требовалось снижаться над целью, они могли прицельно бомбить сквозь облака. Каждый B-29 штатно оснащался сантиметровым радаром APQ-7 “Орел”.



B-29 рядом со своим развитием, переростком B-36 "Миротворец" (1948 г.)

Бомбардировщик №1 на все времена, гроза и мощь небес. Единственный самолет, применивший ядерное оружие на практике.

МиГ-15

500 километров в час на высоте 10 км. Для реактивного МиГа американская “Крепость” являлась малоподвижной мишенью. Реактивная тяга и стреловидное крыло обеспечивали истребителю вдвое высокую скорость и впятеро большую скороподъемность в установившимся режиме. С учетом большего потолка (15000 метров) МиГи могли с пикирования на трансзвуке промчаться сквозь строй “Суперкрепостей”, изрешетив беспомощные машины из своих автоматических пушек. В отличие от пулеметов “Сейбров”, калибр у русских истребителей был подобран что надо. Как раз под такую большую и живучую цель, как “Суперфортресс” (две скорострельные 23 мм + 37 мм “рапира”).




В отличие от “Сейбров”, у наших истребителей не было радаров (радиоприцелов). Только горячее сердце, холодный ум и меткий глаз. И русская смекалка: вместо радара - антирадар, получивший прозвище “Товарищ”.

“Товарищ предупреждает. На хвосте - “Сейбры”.

Однако в тот “черный четверг” Сейбров в воздухе не было. Были лишь бомбардировщики и их вялый эскорт.

Вести на равных дуэль с МиГами они категорически не могли: оборонительное вооружение “Крепостей” оказалось малоэффективно против реактивных истребителей. Прицельная дальность у 23- и 37-мм пушек была вдвое выше, чем у “Браунингов” 50-го калибра. В то же время на малых дистанциях компьютеры “Крепостей” не могли рассчитать верное упреждение, при скоростях сближения 150-200 м/с. А сами турели зачастую не успевали наводиться на цель, имевшую угловую скорость в десятки градусов в секунду.

Наконец, крыло размахом 43 метра (как положенный на бок 16-этажный дом) - промахнуться по “Суперкрепости” было невозможно.

С появлением реактивной авиатехники некогда грозный “Суперфортресс” превратился в “Слоуфортресс” (медленная, отсталая крепость). При том, что сам формат Корейской войны слабо соответствовал концепции применения стратегических бомбардировщиков: абсолютное большинство бомбовых ударов наносилось с реактивных многоцелевых истребителей. Единственной задачей “Крепостей” было применение сверхтяжелых бомб. А их единственным способом добраться до цели было наличие мощного истребительного эскорта. Однако в тот “черный четверг” американцы не озаботились даже этим.

Вместо стремительных “Сейбров” для прикрытия бомбардировщиков были выделены устаревшие, неподготовленный для этой роли F-84.

F-84 “Реактивный гром”

Отправка реактивных самолетов в Корею вызывала немало споров, связанных с базированием на грунтовых аэродромах. Чтобы развеять сомнения, военный решились на опасный эксперимент: прогнать через двигатель пару горстей песка. Легенда гласит, что “Эллисон” J-35 вышел из строя только после попадания в него 250 килограммов песка...

F-84 “Тандерджет”! Наследник легендарного “Тандерболта” и предшественник героя Вьетнама, “Тандерчифа”. Как и все машины Александра Картвели (Картвелишвили), F-84 “бычился” своими размерами и удивлял противников своими ударными возможностями.

Нормальная взлетная масса - почти в 2 раза больше, чем у МиГ-15.

Первый полет - 1946 год.

Изначально создававшийся как истребитель, “Тандерджет” всего за пять лет бесконечно устарел и был вынужден покинуть ряды истребительной авиации, переключившись на бомбометание.



Согласно официальной статистике, истребители этого типа совершили 86 408 самолето-вылетов, сбросили 50 427 т бомб и 5560 т напалма, выпустили 5560 неуправляемых ракет, нанесли 10 673 удара по железнодорожным и 1366 по шоссейным дорогам. В ходе этих вылетов разрушено 200807 зданий, уничтожено 2317 автомобилей, 167 танков, 4846 орудий, 259 паровозов, 3996 железнодорожных вагонов и 588 мостов.

Даже если поделить цифры на три, “Тандерджет” останется исчадием ада, крушившим все на своем пути. На их счет пришлось 2/3 всех бомбовых ударов. Именно они, а не “Суперкрепости”, были главными бомбардировщиками в небе Кореи. При том, в отличие от последней, F-84 мог совершить эффектный боевой разворот и, сбросив бомбы, постоять за себя в воздушном бою. Как бы не была архаична его конструкция с прямым крылом, он оставался реактивным истребителем. На войне, где вовсю применялась даже поршневая авиация прошлых лет.

Несмотря ни на что, его тяговооруженность при нормальной взлетной массе была в два раза меньше, чем у “МиГа”. Меньше скорость, скороподъемность и больше нагрузка на крыло. Большая инерция и худшая маневренность за счет наличия на законцовках крыла громоздких топливных баков.

В общем, никакой он был не конкурент для стремительного МиГ-15 со стреловидным крылом.

В “черный четверг”, 12 апреля 1951 года, в небе над Ялуцзяном случайно встретилась авиатехника разных эпох: реактивные истребители конца 40-х гг. и поршневые бомбардировщики эпохи ВМВ, эскортируемые реактивными истребителями-бомбардировщиками первых послевоенных лет.

Встреча закончилась с закономерным результатом. Самонадеянных американцев разорвали в клочья как дурачков.

Но янки, к сожалению, дураками не были.

Следующий бой закончился уже в пользу бомбардировщика. Целый полк МиГов гонялся за нарушителем, но “Стратоджет” отснял все запланированные объекты и свалил на Запад (воздушный бой над Кольским полуостровом, 8 мая 1954 года). Несмотря на наполовину отстреленное крыло, экипажу “Стратоджета” удалось дотянуть до авиабазы Фаерфорд в Великобритании.



Реактивный стратегический бомбардировщик B-47 "Стратоджет". Скорость 977 км/ч. Принят на вооружение в 1951 году

Упрекать пилотов-перехватчиков не за что. Израсходовав боекомплект, один из МиГ-17 даже решился на таран - установленные на “Стратоджете” камеры засняли его почти вплотную. Воздушный бой 8 мая - суровая констатация факта того, что, располагая лишь пушечным вооружением и не имея преимущества в скорости, истребитель не способен перехватить бомбардировщик.

Убедившись в этом на практике, ВВС США перешли к более решительным действиям. Последующие несколько лет B-47 безнаказанно летали над Ленинградом, Киевом, Минском. Появлялись даже в небе над Подмосковьем (инцидент 29 апреля 1954 г.). В 1956 году началась операция “Хоум ран”. Группа из двадцати реактивных B-47 с арктической авиабазы Туле совершили за месяц 156 вторжений в советское воздушное пространство.

“Золотая эра” бомбардировочной авиации завершилась в 1960 году, когда летчик Василий Поляков на сверхзвуковом истребителе МиГ-19 уверенно догнал и размазал из пушек RB-47H. Так же, как сбивали беспомощные поршневые “Крепости” в небе Кореи.

С этого момента преимущество в битве “бомбардировщик vs истребитель” осталось закреплено за истребителем.



Автор Олег Капцов

Авиация, Бомбардировщики, Истребители, История, Война

Previous post Next post
Up