Религиозные организации не могут сами себя содержать
Sep 02, 2017 17:00
Оригинал взят у ivankravtsov в Религиозные организации не могут сами себя содержать Такое утверждение я прочитал вчера от, как я понимаю, коллеги в теме о фотосессии в храме. В доказательство был приведён период в истории СССР, когда церкви якобы закрывались из-за того, что не могли себя содержать. Так же было сказано, что церкви начали уничтожаться в основном после 30 года. Всё это не так или не совсем так. Давайте посмотрим на реальность.
[Какие статусом обладала Церковь в СССР.] До 23 января 1918 года РПЦ обладала статусом юридического лица, а с момента издания Декрета СНК РСФСР «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» утратила такой статус (в соответствии со ст. 12 Декрета). Так же она утратила статус религиозной организации в соответствии со ст. 10 этого Декрета. Однако декрет прямо говорит о том, что она приобретает иной статус. А именно, приравнивается к частным обществам и союзам т.е. общественным организациям. Вопреки заблуждению, что им религиозные организации ликвидировались, они продолжают существовать.
В Постановлении Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (Инструкция)" говорит так же о порядке предоставления богослужебного имущества для оправления религиозного культа таким организациям. В частности, там говорится и о минимальном количестве членов такой организации в п. 6 Инструкции (сейчас бы мы сказали прихода или местной религиозной организации). Количество таких граждан устанавливается минимально в 20 человек.
Таким образом, местные общественные организации продолжали существовать и признаются официальными властями.
Постановлением Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 15.04.1923 "Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых" уже устанавливается порядок регистрации именно религиозных обществ. Советская власть прямо отделяет их от иных общественных организаций.
В Постановлении ВЦИК, СНК РСФСР от 06.02.1928 «Об утверждении Положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» уже говорится, что оно не распространяется на религиозные организации. С этого момента церковные собрания, которые по прежнему не запрещены, уже отделяются от других союзов и обществ, так как если остальным можно иметь статус юридического лица, то религиозным - нет. Более того, в Уголовном кодексе за присвоение себе прав юридического лица предусмотрена уголовная ответственность.
Вскоре издаётся Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 "О религиозных объединениях". Там так же устанавливается минимальная численность в 20 человек для регистрации религиозной общины, хотя разрешается создавать религиозную группу и меньшей численности. Вводится правило на то, что в религиозной группе или общине могут состоять только 18-лентие лица.
[Какие налоги налагались на Церковь на начальном этапе СССР и как уничтожались церкви до 1930ых.]Когда говоря о налогах на церковь, то некоторые забывают одну деталь.... Во-первых, на Церковь обрушились конфискации имущества, связанные с национализацией. Согласно Декрету о земле: "помещичьи земли, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания".
Во включенном в Декрет Крестьянском наказе говорилось, что вся земля, включая монастырскую и церковную, "отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней".
В Положении о коммунах, принятом в декабре 1918г. на Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун, записано (п. 7): "...при отводе земли коммунам на площади бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств коммунам передается в пользование и инвентарь этих хозяйств".
Согласно отчету Наркомата юстиции уже к осени 1920 г. у Церкви было изъято 7150 млн руб., 828 тыс. десятин монастырской земли, 1112 доходных домов. До 1921 г. было национализировано более половины (722) имевшихся в России монастырских комплексов. Церковь лишилась и социальных объектов, учрежденных при ней, - приютов, больниц и т. д. Национализация частных банков также означала утрату духовенством своих денежных вкладов.
Из более чем 80 000 культовых сооружений (54 тысячи храмов, 25 тысяч часовен, более 1000 монастырей) к окончанию гражданской войны осталось несколько сотен монастырей, разрушена была и значительная часть храмов.
В отличие от хозяйств помещиков - Церковь, как я говорил выше, оставалась действовать. Но оставалась действовать ограбленной. Десятки митрополитов были убиты, а их имущество изъято. Количество убитых в 1918-1921 годах священников и мирян, связанных с религией исчисляется тысячами. Это сильно осложняло положение Церкви в последующий, уже "более упорядоченный" период. Но война против Церкви не закончилась и с победами над белогвардейцами.
Постановление ВЦИК от 23.02.1922 "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих" породило следующую волну репрессий и изъятие имущественных ценностей.
В результате только лишь судебных процессов было изъято более 4 миллионов рублей, четверть из которых пошла на помощь голодающим. Под волную репрессий снова попадает, как церковное руководство, священники, так и миряне. Надо сказать, что в этот период большевики ограбили не только церковь, но и музеи.
Вот так "коммунисты просто передали церкви на баланс верующим", как мне сказали:((
Помимо откровенного грабежа против Церкви действовали и налоговая система, а так же система сборов. Постановление ЦИК СССР от 12.11.1923 "О введении в действие Положения о государственном подоходно-поимущественном налоге". Взамен ранее действовавших натуральных налогов трудом и взымания дополнительных налогов с тех, у кого была высокая заработная плата вводилась система ставок.
Служители религиозных культов облагались налогом дополнительно по ст. 13 и ст. 18 Положения, как лица свободных профессий, а так же владеющие предметами роскоши, к которым относились и ряд предметов религиозного культа. Так с них, помимо повышенных ставок налога взымалось от 1,5 до 140 рублей в т.ч. на каждого члена семьи, если они не имели собственного источника дохода, относившего его к другой категории плательщиков.
В 24 году подоходным налогом они облагались сходным образом.
Сами религиозные здания так же облагались дополнительными налогами. Так налог на здания для религиозных организаций был равен таковому же для предприятий торговли.
Облагались дополнительными сборами погребения. В частности с тех, кто платил за отпевание не могли уменьшить на эту сумму наследственное имущество (Декрет СНК РСФСР от 18.05.1923 "Инструкция о наследственных пошлинах и о наследственных имуществах, переходящих к государству").
Кроме того, был установлен страховой сбор, который иногда превышал размер всех налоговых платежей.
Арендная плата за землю, находящуюся под храмом, была введена в 1923 г., она исчислялась в соответствии с размером ставки, принятой в данном городском поселении для частновладельческих усадебных земель. Этой нормой создавалась двойственность правого положения религиозных общин: с одной стороны, группа верующих должна была оплатить аренду земли как частное общество, но, с другой стороны, это частное общество не извлекало прибыли от взятого в пользование богослужебного имущества. Ставка местного сбора за аренду городской земли зачастую была непосильной для групп верующих.
В августе 1923 г. по рекомендации Наркомата финансов СССР губернские исполкомы своими постановлениями стали снижать арендную плату за землю, находящуюся под храмом. А 3 сентября 1923 г. Наркомат финансов СССР циркуляром снизил и упорядочил ставки местных налогов и сборов с культового имущества. В 1924 г. в связи с декретом ЦИК СССР от 29 мая «О взимании ренты с земель городских и предоставленных транспорту» губернские исполкомы начали одновременно взимать налог за аренду земли и земельную ренту. По этому поводу V отдел НКЮ разъяснил, что земельная рента в тех местах, где она введена, заменяет собой арендную плату за землю и оба платежа не должны взиматься одновременно.
Надо отметить, что вплоть до 30-ых годов у налогоплательщиков даже не имелось возможности в судебном порядке обжаловать действия по взыманию с них налога. Жалобы подавались по сути тем же лицам, которые и проводили репрессии, а так же законные и незаконные изъятия.
На церковнослужителей дополнительно так же налагались и все натуральные налоги (зерновыми или печеным хлебом, шерстью и т.п.). Налагалась трудовая повинность. Иногда доходящая до абсурда и не ограничиваемая по сути ничем, кроме как желанием поиздеваться над священником (например нарубить 200 кубометров дров(WTF???!!!). Не смотря на прямое отнесение священников к лицам свободных профессий по обычным ставкам на местах их относили к кулакам или даже певцам, снимая с них денежные средства за исполнение треб вне храма. Так же к кулакам относили даже сторожей храмов, не говоря уже старостах.
Вообще число налогов в начале 20ых было велико и разнообразно, начиная от налогов на огороды, ещё как-то понятном, и заканчивая налогом на велосипеды, что по-моему уже совсем бред.
К 1929 году число храмов сократилось до 30 тысяч. Многие, однако, пустовали из-за физического отсутствия священнослужителей. Ведь помимо массовых репрессий с 1918 года было и запрещено учить новых священников. Действовавшая вопреки запрету до 1921 года казанская семинария подверглась почти поголовному уничтожению. Было расстреляно всё её высшее руководство.
О репрессиях 30ых сказано уже столько, что я даже говорить ничего не буду.
К началу войны в СССР оставалось несколько тысяч храмов (за счёт присоединённых от Польши территорий Белоруссии и Украины) и фактически не осталось монастырей.
Вот так большевики "просто передали на баланс" храмы верующим. И вот так Церковь "просто не смогла сама себя содержать".