СЕМЬ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ. (Иеромонах Серафим Роуз)

Feb 13, 2017 13:43

СЕМЬ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ. (Иеромонах Серафим Роуз)
«Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать». (Свят. Иоанн Златоуст) Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).
Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, - нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную, насыщенную и интенсивно работающую страстность - семь злейших нечистых духов.
Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц:
самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»),
самонадеяность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»),
самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная,- что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя человека тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, - проникает и прочно обосновывается в бедной душе его. Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа -
Нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников:
самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные повседневные погрешности, видя свободу проникновения, безпрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное самооправдание в грехах. Нераскаянность гордыни уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они - многоопытные - знают как действовать, где удобнее всего нанести самый болезненный удар. Его наносит следующий нечистый дух -
дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность,
нераскаянность. Дух сей - очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в человека и он катится в пропасть. Человек, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих ему на помощь, а все приписывает себе. Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой
равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И равнодушному все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут ему обиды (обиды, конечно, мнимые, но для него-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам в своей ослепленности и равнодушии, раздает обиды направо и налево, но, не видя людей, не видит и наносимые обиды. В его окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно отношение к тем, кто стремится его спасти… Сей нечистый дух хорошо поработал. Вокруг одни обломки: обломки его души; обломки прежних добрых отношений. Еще по укоренившейся привычке во всех бедах человек видит вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное - невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый -
дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но - печальную. Посему лучше здесь поставить точку

обида, грехи

Previous post Next post
Up