Статья от 31.03.2000 про посуду от Zepter.
Фирме <Цептер интернациональ> я в некотором смысле обязан своей журналисткой карьерой. Еще в 1995 году в <Известия. Экспертиза> мы долго обсуждали с известным экспертом Алексеем Савиным тему моей первой возможной публикации в этом разделе газеты <Известия>. Алексей - тоже бывший сотрудник Академии Наук, физик, и беседовать нам было очень легко. Неожиданно большой интерес вызвало предложение написать о <Цептере>, кастрюли которого недавно приобрели мои знакомые, не сказав мне ни слова. Я был страшно раздражен этой покупкой за невиданные деньги и с удовольствием взялся за дело.
Начало интриги
Сначала я честно съездил в офис фирмы на ул. Народного Ополчения - описание хамства охранников опускаю - и побеседовал с руководителем отдела рекламы и маркетинга. Моя просьба была очень простой - я хотел бы взглянуть на материалы исследований, доказавших бактерицидность кастрюль и сковородок, а также факт полного сохранения в них витаминов при готовке. Именно эти свойства посуды - уничтожение микробов и сохранение полезных веществ - являлись главной приманкой фирмы на презентациях.
Мне, разумеется, пообещали приготовить все материалы, которые находились в Швейцарии и вот-вот по факсу придут в Москву. Страна Швейцария здесь тоже не случайна , <Цептер> подавал себя как швейцарскую фирму и хвастался европейским качеством посуды. Правда, я знаю, что для регистрации фирмы в Швейцарии или любой другой западной стране нужно всего лишь заплатить немного денег и, может быть, иметь приятеля с местным гражданством.
Прошла неделя, потом вторая. Факсу никак не удавалось спуститься со швейцарских Альп и добраться в дождливую Москву. Прошел месяц - в Швейцарии кто-то там болел, кто-то уехал в отпуск, факс так и не пришел. Я прекратил созваниваться с фирмой, договорился в <Известиях> о выделении денег на экспертизу и дело закрутилось.
Скорее всего, читатель слышал о продукции компании <Цептер>, реклама которой довольно часто появляется в самых различных СМИ, а также осуществляется дистрибьюторами (презентантами) прямо по месту жительства или работы. Но кое-что рассказать необходимо.
Чудо-металл
Итак, фирма продает наборы кастрюль, сковородок, чайные и кофейные сервизы, ножи, рюмки и вилки, сделанные из <благородной стали хром-никель 18/10 номер материала 1.4301>. При этом постоянно подчеркивается, что это сплав, который применяется для изготовления хирургических инструментов, абсолютно нейтрален химически, не вступает ни в какие химические реакции с обрабатываемой пищей. Фирма имеет сертификаты соответствия, выданные организацией <Ростест-Москва> на основании проведенных испытаний. Эти документы утверждают, что металлы, входящие в состав сплава, не переходят в приготавливаемую пищу, и в связи с этом, посуда соответствует требованиям безопасности и может использоваться для приготовления пищи.
По этому поводу можно сказать только то, что <благородная сталь> - обычная <нержавейка>, из которой действительно можно делать скальпели и другие хирургические принадлежности. В России ее аналогом является, например, нержавеющая сталь 04Х18Н10. Как и положено нержавеющей стали, такие сплавы действительно не вступают во взаимодействие с пищей и безвредны. Другое дело, что любая посуда из <нержавейки> обладает этими свойствами и такую посуду или столовые приборы можно найти на любой кухне. Как уже отмечалось в главе 4, <восемнадцать-десять> означает всего лишь процентное содержание хрома и никеля в сплаве. При соотношении 18/10 сплав получается наиболее однородным максимально <нержавеющим> - это научно установленный факт.
Следующим и довольно неожиданным заявлением фирмы является утверждение, что посуда из этой стали обладает в 400 (!) раз большими бактерицидными свойствами, чем аналогичная посуда из других сплавов, и что при готовке в ней на 100% (!) сохраняются все витамины и <минеральные соли>.
Вообще-то известно, что нержавеющая сталь такими свойствами не обладает. Более того, кухонная посуда и не обязана ими обладать - при готовке большинство микроорганизмов все равно погибает. Вот серебряные изделия бактерицидны, ионы серебра убивают многие микроорганизмы, этот эффект издавна используется для приготовления <святой> воды, но никто не будет делать из серебка кастрюли или сковороды. Для изучения же нашей нержавейки был привлечен Институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН.
Подробности эксперимента не очень интересны. Скажу лишь, что сравнивалось выживание микроорганизмов в <цептеровской> кастрюле и в обычной эмалированной кастрюльке (я принес ее из дома).Далее - цитата: <для исследований были взяты коли-формные бактерии (основной нормируемый показатель при контроле качества воды, пищевых продуктов и т.д.), измерялось также ОМЧ - общее число микроорганизмов, в эту группу входят сапрофитные бактерии, характеризующие антропоморфное загрязнение, споровые бактерии - наиболее устойчивые к воздействию обеззараживающих агентов, и аллохтонная микрофлора, для которой вода является естественной средой обитания>. Уф! Но ничего не поделаешь, так ученые и пишут.
Не буду утомлять читателя таблицами и прочими данными. Общий результат, как и следовало ожидать, таков: бактерицидный эффект полностью отсутствует.
Теперь о выживании витаминов. Анализ, проведенный нами при нагревании овощей в посуде <Цептер> до температуры около 90'С, показал, что количество витаминов заметно снижается, в частности содержание витамина С уменьшилось на 50%. Впрочем, это совершенно обычно, как и то, что при кипячении количество витаминов снижается еще больше. В ассортименте <Цептера> есть даже пепельница, вполне успешно решающая поставленные перед ней задачи (гасить сигареты). Любопытно, бактерицидна ли пепельница и сохраняет ли витамины?
Что касается <минеральных солей>, как неудачно сказано в рекламе (имеются в виду <минеральные вещества>), то они не могут никуда деться из любой кастрюли, разве что перейти в отвар. Такое уж у минеральных веществ свойство, и от кастрюли оно не зависит. Кстати, это даже хорошо, если такие минеральные вещества, как нитраты, будут удалены из продукта.
Чудо-свойства
Реклама посуды <Цептера> обещает и еще одну интересную штуку - <пожизненную гарантию> на посуду. Об этом уже говорилось в предыдущей главе. Добавлю только, гарантия не распространяется на градусник в крышке посуды, который как раз легко выходит из строя.
Особой гордостью посуды <Цептер> является довольно толстое дно, сохраняющее тепло, позволяющее доваривать продукты при выключенной плите и поэтому способствующее экономии газа или электроэнергии - по крайней мере, так считает фирма. А что на само деле?
Это мой последний опыт в Институте Химической физики РАН, я им очень горжусь. В сущности, надо было проверить, действительно ли в <Цептеровской> суп остывает медленнее, чем в посуде из другого материала? Я сравнивал скорости остывания, просто измеряя температуру воды (градусником) через определенные промежутки времени после закипания. И обнаружилось, что быстрее всего остывает вода в эмалированной кастрюльке с неплотной крышкой, а в <цептеровской> кастрюле и алюминиевой кастрюле с плотной крышкой остывание происходит совершенно одинаково , примерно через 50 минут в обеих кастрюлях температура становится равной 50 С.
Впрочем, я всего лишь подтвердил давно известный факт: наибольшее количество тепла уновит с собой пар, и если не давать ему вырваться (плотно закрыть крышку), то охлаждение будет протекать примерно одинаково для любых металлов емкости. Может, при этом <доваривание> и произойдет, но только <Цептер> здесь не причем. Проверять же возможность сохранения энергии при доваривании нет необходимости - такая возможность являлась бы нарушением Закона сохранения энергии, и не <Цептеру> с его плошками опровергать этот незыблемый закон.
Кстати, о способе готовки. В посуде <Цептер>, как говорит реклама, можно готовить <без жира и воды>. Что ж, это действительно возможно, причем не только в этой посуде. Стоит отметить, однако, что при такой готовке (невысокая температура и плотно закрытая крышка) вкус готового блюда отличается от привычного. Продукты получаются не вареными и не жареными, а, скорее, пареными. Диетологи считают такой способ приготовления пищи гораздо более полезным для здоровья, и в этом смысле такая посуда, несомненно, способствует лечению многих болезней. Надо ли говорить, что такого же эффекта вы достигнете, готовя и в любой другой посуде, без перегрева пищи?
Вернемся к градуснику на крышке. Фирма гордо называет его <термоконтроллером>, а презентанты на своих представлениях - даже <термокомпьютером>. Все это ерунда, на крышке установлен простой биметаллический градусник без обратной связи. Другими словами, вы не можете заранее установить желаемую температуру готовки и уйти смотреть телевизор. Температуру можно только измерять и в нужный момент выключать газ. Обратная связь, таким образом осуществляется самим кулинаром. И если он засмотрится сериалом, пища попросту сгорит и никакой <контроллер> не поможет. Самое опасное, что при этом может сгореть или лопнуть и пресловутый градусник, изготовленный в пластмассовом корпусе! Между прочим, этот градусник превращает кастрюлю уже в некий прибор, требующий специального обслуживания и даже обучения. Ничего себе кастрюльку купил!
Ну хорошо, большинство покупателей не могут разобраться в рекламных обещаниях. Но как же фирме <Цептер> удалось околпачить такое большое количество наших граждан, посуда ведь запредельно дорогая? А вот для этого и потребовались <презентации> (смотри также главу 20).
Чудо-метод
Фирма гордо заявляет, что <посуду <Цептер> в магазине не купишь!> И это неудивительно - кто же будет покупать набор из нержавейки за несколько тысяч (!) долларов (наборы посуды <Цептер> стоят от 500 до 4000 долларов) без специальных уговоров? А дистрибьютор стол накроет, еду в кастрюле сготовит, видеокассету покажет и часа два будет петь про удивительные свойства металла, спасшие его от колита, гастрита и рахита. И многие попались, и еще попадутся...
Кстати, на презентациях при заключении договора нельзя заплатить всю сумму сразу (в этом случае вы лишаетесь подарка от фирмы), можно заплатить лишь часть стоимости набора, потом в течение года или двух доплачивать, и лишь потом получить свои уникальные сковородки. И эту систему <Цептер> называет <рассрочкой>! На самом деле вы даете фирме беспроцентный кредит, а настоящая рассрочка - это получение товара до выплаты полной его стоимости. Заплатил 20% цены машины, и на ней же уехал из магазина.
Конечно, в условиях свободы рынка фирма может запрашивать за свой товар любую цену, это ее право. Но вот надо ли платить? Кастрюля <Цептер> стоит 200-300 долларов, в зависимости от размера, т.е. как импортный цветной телевизор (причем в основном посуда продается только в наборах, по отдельности купить почти ничего нельзя). На нашем рынке уже есть аналогичная посуда зарубежных фирм дешевле в 5 - 6 раз (BEEN, Winston, Baron). Более того, есть и близкая по свойствам посуда российского производства (Челябинская область). Кастрюля емкостью 3 литра стоит 40 тыс. рублей (примерно 7 долларов).
Последний аргумент фирмы - высокая эстетическая ценность посуды. Это уже вопрос вкуса, хотя мне лично кажется нелепым пить шампанское из стальных бокалов, а не из искрящегося хрусталя.
Итак, подведем итоги. За исключением самого главного - бактерицидности, сохранности витаминов, экономии энергии и гарантии - посуда фирмы <Цептер> действительно соответствует рекламным сведениям. У этой посуды действительно толстое дно, в ней можно готовить диетические блюда. Правда, аналогичными свойствами обладает и другая, гораздо более дешевая посуда (хоть тот же чугунок для русской печки).
Интервью с академиком
После появления моих статей (вторая - в соавторстве с Э.Геращенко), а также юридической оценки договора покупателя с <Цептером>, фирма только усилила свою рекламную кампанию. Во множестве рекламных публикаций появились ссылки на Институт Питания РАМН и лично на его директора академика РАМН М.Н. Волгарева. Уважая авторитет известного ученого, мы решили разобраться поглубже и вдвоем с моим тогдашним шеф-редактором Александром Ершовым добились аудиенции у академика. Вот наше интервью, завизированное впоследствии самим Михаилом Николаевичем.
- Михаил Николаевич, действительно ли посуда фирмы "Цептер" обладает такими ' поразительными свойствами, как бактерицидность, сохранение витаминов и т. д.?
- Посуда этой фирмы действительно .позволяет готовить пищу непривычным для нас образом - варить и жарить в собственном соку овощи, рыбу, мясо при пониженной температуре, не допуская перегрева или пережаривания продуктов.
- Такое возможно только в "цептеровской" посуде?
- Нет, почему же, способы щадящего приготовления пищи были известны задолго до появления технологии "Цептер". Метод готовки без воды иди масла изложен, например, в книге С. И. Шишлаковой-Гнездиловой "Кулинарная мудрость в минутах", изданной еще в 1992 году, у нее были и соответствующие авторские свидетельства. Такой кулинарный прием можно использовать и в любой обычной "нецептеровской" кастрюле с плотной крышкой. Другое дело, что наличие термометра в. крышке "Цептер" позволяет контролировать температурный режим готовки и делает посуду гораздо более удобной применительно к данному методу. (Но такой термометр есть и в посуде других фирм, стоящей в десять раз дешевле - это мой комментарий).
- Так как все-таки насчет уникальных свойств посуды "Цептер"? Если верить рекламе, Институту питания удалось их обнаружить. Пишут даже, что работы проводились под вашим личным руководством.
- Ни Институт питания, ни тем более я лично посуду "Цептер" не исследовал. Мы изучили содержание витаминов и канцерогенно-активных соединений в продуктах, приготовленных по технологии "Цептер". Опыты действительно показали, что витамины, прежде всего витамин С, сохранились в них лучше, хотя ничего чудесного в этом нет. Многие витамины, а витамин С в особенности, термически нестойки. Естественно, щадящий температурный режим способствует их сохранности. Так что, я бы не стал приписывать этот эффект исключительным особенностям кастрюли, скорее это заслуга метода, хотя, на мой взгляд, посуда "Цептер" спроектирована разумно (толстое днище, плотная крышка, наличие в ней термометра), да и изготовлена достаточно добротно. Естественно, это влияет на качество приготовляемых блюд. но косвенно. как влияет, например, обстановка в комнате на рабочее настроение. Никакого чуда здесь нет, да и быть не может.
- Понятно. А как насчет рекламируемых бактерицидных свойств посуды?
Мы таких экспериментов (т.е. просто на бактерицидность посуды) не проводили, но приготовленные в посуде "Цептер" и по обычной технологии блюда по результатам наших микробиологических исследований характеризовались близкими бактериологическими показателями. (Эксперименты на бактерицидность были проведены в Институте экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина - см выше).
Не конец истории
Вот так, ссылки фирмы на М.Н.Волгарева оказались обычным обманом. После нашей публикации с чудесной карикатурой Балабаса <Цептер> купил в <Известиях> рекламную площадь и поместил там статейку под названием <Ах, Моська...>, подписанную неизвестным мне И.Королевым (в <Известиях> его не знали, а фирма на просьбу познакомить ответила отказом). Моська - это я и газета, а лаем мы на слона по имени <Цептер>. Публикация висит у меня в кабинете и я ей очень горжусь и хвастаюсь посетителям.
Но история с <Цептером> не закончилась. Как автор первых критических статей и как эксперт <Покупателя> я время от времени участвую в судах, которые затевают несчастные, купившие наборы <Цептера> и теперь пытающиеся вернуть деньги на основании факта ложной рекламы. Так вот фирма избрала теперь интересную тактику - ее представители заявляют, что фирма никогда и не говорила о бактерицидности или сохранении витаминов! Оригиналы публикаций в 94-95-х годах часто утеряны, доказать, что это именно <Цептер> размещал рекламу, а не кто-то другой невозможно. Хотя кто это будет рекламировать - за огромные деньги - не свою продукцию?!
Впрочем, если фирма не будет больше писать о бактерицидности, о сохранении витаминов, о термоконтроллере, о пожизненной гарантии, о уникальности способа приготовления пищи - у меня не будет к ней никаких претензий. Покупатели же, которые при этом купят-таки <цептеровские> наборы, пусть живут как знают, это уже меня не касается.
Пётр Образцов
книга "Чепуха на прилавке"
31.03.2000
источник.