Не секрет, что первые три года жизни ребенка - период его интенсивного физического и психического развития. В этот период формируются основные представления о мире, предметах и их свойствах.
Сегодня и в ближайших номерах журнала мы поговорим об особенностях восприятия детьми формы, величины и цвета, поскольку именно на них базируются знания и представления ребенка о предметах и явлениях действительности.
Ежедневно дети совершают множество, казалось бы, однообразных движений - прикладывают, сравнивают, сопоставляют, пробуют и пр. Иногда эти действия кажутся нам, родителям, бессмысленными. На самом деле именно многократные повторения одних и тех же действий в разных ситуациях постепенно приводят ребенка к умению выделять основные признаки предмета, выстраивать и понимать связи между вещами, классифицировать и систематизировать. Другими словами, ребенок упорно и целенаправленно тренирует те навыки и действия, которые взрослыми совершаются мгновенно и не задумываясь.
А теперь давайте постараемся более подробно ознакомиться с каждым из этих понятий. Я проведу мастер-класс по этим тематикам. Также я покажу Вам в какие игры следует поиграть и, конечно, расскажу особенности и отличия игр.
ФОРМА
Форма - основное свойство, при помощи которого дети отличают один предмет от другого. Она распознается независимо от размера, цвета и положения, воспринимается в виде силуэта или даже контурно. Поэтому, например, ребенок может с удовольствием рассматривать картинки, книжки и фотографии, не обращая внимания на то, что они лежат вверх ногами.
Для детей младше 4-х лет форма предмета неотделима от самого предмета. Например, если дать ребенку апельсины, помидоры и разноцветные мячи и попросить его сгруппировать их по форме, то у него получится три группы - в одной будут апельсины, в другой - помидоры, в третьей - мячи.
Знакомство геометрическими фигурами помогает ребенку разобраться в том, что на что похоже. В результате это помогает ему сравнивать, уподоблять одни предметы другим, классифицировать и систематизировать.
Для того, чтобы дети могли легко и быстро узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах, знакомить с формами лучше в чистом виде - треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник.
Знакомство с формами должно быть комплексным - визуальным, осязательным, вербальным. Как же знакомить детей с геометрическими фигурами?
- Показываем и называем фигуру ("Что это?", "Как называется?", "Правильно, это - круг").
- Обводим пальчиком по контуру.
- Катаем фигуру по поверхности.
- Показываем еще несколько таких же фигур, но отличных по цвету и величине. Обращаем внимание ребенка, что форма от величины и цвета не зависит.
- Сравниваем фигуру с предметами, близкими по форме (c 3-х лет).
- Лепим, рисуем, раскрашиваем, выкладываем фигуры.
- Сравниваем с уже знакомыми фигурами (с 3-4 лет).
- Определяем форму окружающих предметов (с 5 лет).
Игры для закрепления
Игра. Что катится?
Знакомство с формой предметов.
Сделайте небольшую горку из наклонной дощечки. Положите перед ребенком кубик и шарик. Предложите соревнование - у кого фигурка дальше укатится с горки.
Вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его.
Сделайте вывод вместе с ребенком: “Шарик катится, а кубик нет”. У кубика есть углы, которые мешают катиться, а на шарике нет. Посмотрите в коробке с кубиками, какие еще фигуры могут катиться.
Игра. Забавная геометрия
Разложите на полу листы цветной бумаги или бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета.Если малыш еще не разбирается в фигурах, нарисуйте на фигурках смешные рожицы и объясните, что это забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша поселить в домик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.
Можно плоские фигурки строить из магнитного конструктора. Сначала плоские - квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник. Такие модели очень точно показывают, сколько граней (палочек) и углов (шариков) у каждой фигуры.
А когда освоите плоские фигуры, можно уже переходить на объемные.
Только следите за шариками, они мелкие.
Игры и игрушки своими руками. Мастер-класс.
Магнитная мозаика на холодильник
Магнитная мозаика своими руками на холодильник. Учимся и играем. Прекрасное занятие для детей пока мама готовит.
Кухня - в наших домах занимает центральное место. Именно на кухне члены семьи проводят больше всего времени вместе. Именно на кухне мы принимаем гостей. А как часто бывает, что когда мама готовится к приему гостей, или просто готовит семейный ужин - ребенок крутится на кухне и не знает чем себя занять.
И неважно, какой у вас кухонный гарнитур: кухни на заказ, или дешевая мебель - холодильник в этом помещении найдется всегда. Именно его и можно превратить в детский игровой центр.
Предлагаем сделать магнитную мозаику на холодильник, с помощью которой можно не только занять ребенка, когда мама готовит, но и превратить кухонное времяпровождение в развивающую игру.
За идею взята интеллектуальная игра Никитина
“Сложи узор”. Материалы:
Для изготовления понадобятся рекламные магниты для холодильника, широкий двухсторонний скотч, широкий прозрачный скотч и цветная бумага. В данной композиции использовались магниты от сока “Фруктовый сад”.
Способ изготовления:
· Рекламные магниты нарезаем на квадратики. Половину квадратов разрезаем наискосок для получения треугольников. Из остатков рекламного магнита режим полосочки и маленькие квадратики.
· При помощи двухстороннего скотча приклеиваем к магнитам цветную бумагу, готовые геометрические цветные фигуры заклеиваем прозрачным широким скотчем.
Магнитная мозаика готова.