Оригинал взят у
army_reporter в
Маленькие герои 42-го...«Фашисты придумали для детей мучительную смерть. Яму во дворе дома они засыпали негашеной известью и бросили туда мальчишек. Затем добавили в яму воды. Смерть не была быстрой, ребята долго кричали. Для всех жителей Ростова казнь пионеров была показательной акцией».
Мать одного из казненных
24 июля 1942 года для Ростова-на-Дону стал днем страшной трагедии, о котором напоминает памятник на Братском кладбище города и мемориальная доска на стенах дома №27 по улице Ульяновская.
При отступлении из Ростова-на-Дону силы Красной армии находились под интенсивным огнем немецкой артиллерии, в связи с чем множество советских воинов было ранено, контужено и погребено под обломками зданий. Под свой страх и риск пятеро 11-12 летних пионеров Ваня Зятин, Коля Кизим, Игорь Нейгоф, Витя Проценко и Коля Сидоренко подобрали на улицах и откопали под обломками зданий до 40 раненых бойцов Красной Армии и спрятали их на чердаке своего дома. В течение двух недель ребятам удалось ухаживать за ранеными красноармейцами, но вскоре на улице нашелся предатель, который сдал маленьких героев немецким оккупационным властям.
![](http://waralbum.ru/show/374.jpg)
Танк КВ-1 на базарной площади Ростова-на-Дону. Вид с улицы Московской на Буденновский проспект. Лето - осень 1942 года.
Ранним утром 24 июля 1942 года во двор дома №27 по Ульяновской улице и прибежали немцы и при обыске нашли 40 раненных бойцов РККА. После казни бойцов Красной Армии (их сбрасывали с чердака дома и добивали штыками) гестаповцы выстроили всех жителей дома и заявили, что если не будут выданы ответственные за укрывательство, все жители дома также будут казнены.
Дом №27 по Ульяновской улице
Понимая всю ответственность, и не желая смерти невиновных людей, советские пионеры вышли из строя и взяли всю вину на себя, причем Игорь Нейгоф с гордостью подчеркнул, что он - еврей.
Этот случай оставил след в творчестве Владимира Высоцкого, впечатленного подвигом советских пионеров и потрясенного этой трагедией.
Песня великого барда «Баллада о борьбе» написана в память о ней.
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова, приказ, положенье границ...
Если у Вас есть фотоснимки пионеров Вани Зятина, Коли Кизима, Игоря Нейгофа, Вити Проценко и Коли Сидоренко, просим выкладывать их в комментариях этого поста.
Источник информации о фото:
«Военный альбом».
Если вам понравился этот репортаж, то
Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!