http://www.staroeradio.ru/audio/10972 Взято с этой страницы:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
И.С. Тургенев «Русский язык»
...Мы помним эти строки со школьной скамьи, когда-то учили их наизусть, переписывали в ученические тет¬радки, и все же это было лишь первое, скорее механи¬ческое приобщение к творчеству Тургенева, нежели глу¬бинное прочувствованное. Как жаль, что только с годами понимаем мы истинное значение писателя, лишь в зрелом возрасте постигаем, что такое язык Тургенева. Родился язык этот в российских степях, стал отзвуком славы и удали России. Могучий разлив ее рек, бескрайние необозримые просторы отразились в величавой его стати, пластической красоте его смысловых инверсий и звуковых переливов.
Для осознания этого нужен немалый духовный опыт. Язык Тургенева, его мысли, его книги - в крови нашей. Какие же мы богачи, какие миллионеры по духу! Наши ценности, наши бриллианты рассыпаны по всему творчеству писателя...
В детстве мы стремимся скорее постичь сюжет, фабулу, пропуская и отбрасывая описания природы, лирические отступления... Мальчишкам нравится Базаров - вечно ищущая личность, бунтарь, презирающий условности общества. Мальчишки не думают о языке Тургенева: их увлекает характер героя, его поступки. А девчонки плачут над судьбой Лизы Калитиной, ушедшей в монастырь отмаливать грехи людские... Не язык, не поэзия тургеневской прозы, а судьба Лизы Калитиной увлекает их. И лишь позже понимаем мы, какими средствами Тургенев достигает этой силы воздействия на нас, читателей. И мы влюбляемся в Асю и в других тургеневских героинь. Так рождается в нашем сознании прекрасный образ тургеневской женщины. И теперь, перечитывая книги писателя, я нередко ловлю себя на мысли, что все меньше и меньше слежу за сюжетной линией (может быть, оттого, что хорошо знакома?) и с особым восторгом вчитываюсь в описа¬ния природы и лирические отступления автора. Воистину, создателю такой прозы, такого языка доступны любые вершины! И исчезает постепенно «хрестоматийность» «Записок охотника»: книга открывается нам за¬ново - как чудо литературы. Такое же чудо - повесть «Первая любовь» (Иван Сергеевич очень любил ее и на протяжении жизни несколько раз перечитывал) или другая его повесть - «Бежин луг». А его романы, пьесы, стихотворения в прозе?»
Сегодня, встречаясь с повестями и романами Тургенева, мы особенно остро постигаем высочайшую нравственность, чистоту его творчества. Ведь нравственность, сострадание к человеку - основа русского искусства, русской литературы. Казалось бы, что ему, богатому барину. Хорь и Калиныч, какие-то опустившиеся по¬мещики, певцы, дети из «Бежина луга». Боль за русских людей, за Россию - в каждом его слове, в каж¬ом его произведении. Тяга к прозе Тургенева, к его стихам - поистине веление времени. Этот прилив любви к писателю я ощущаю повсюду. Мои друзья и коллеги часто говорят о нем, спорят о его творчестве, В театрах ставятся его пьесы, в кино, на телевидении экранизируются его романы и повести. Видимо, люди ощущают потребность в Тургеневе, в чистоте и высокой нравственности его творчества. Тургенев заставляет нас остановиться, задуматься, понять, что мы есть и что оставим после себя, передадим в будущее...
Моя творческая дружба с режиссером М. А. Гурчинович насчитывает не одно десятилетие. Наши совмест¬ные поиски дают мне очень многое. Так. работая над повестью «Первая любовь», я вновь взглянул на мир глазами шестнадцатилетнего мальчика. Взглянул на ближних своих, на любовь, на женскую красоту, на природу. Вновь пережил потрясения подростка. И это было самым ценным и дорогим дли меня, для моей души. Столь же ценным, как и новая возможность прикоснуться к великому живительному источнику, имя которому - язык Тургенева.
Василий Лановой