Очень часто в дискуссиях с христианами мне попадаются в качестве оппонентов весьма потрясающие персонажи. Эти персонажи не просто верующие христиане, они верят БУКВАЛЬНО и ДОСЛОВНО всему тому, что написано в Библии! Да, да, они не воспринимают библейскую писанину, как нечто иносказательной, аллегорическое. Они настаивают на том, что всё, описанное в Библии - это чистейшая историческая правда! Истина в последней инстанции...
Взять, к примеру, библейскую сказку о всемирном потопе и Ное с его ковчегом. Верующих ортодоксов совершенно не смущает тот факт, что с биологической точки зрения восстановить все виды животных из двух спасенных особей невозможно. Они игнорируют тот факт, что из спасенных после потопа "каждой твари по паре" никак не могли бы впоследствии развиться полноценные биологические виды, ибо двух особей для продления рода/вида - недостаточно! Из-за близкородственных скрещиваний (инцест) - вид вырождается и мутирует...
Их не смущает, бессмысленность уничтожения разгневанным "богом" всех живых существ, населяющих Землю, за "грехи" человечества (тем более, что потоп уничтожил бы лишь сухопутную живность, совершенно не повредив морским обитателям - чем же провинились сухопутные зверюшки?). Не смущает алогичность, когда "всемогущий творец", чтобы уничтожить всё ему ненужное, мог бы сделать это в доли секунды, всего лишь возжелав сего, вместо этого начинает "удалять гланды автогеном через задний проход" и мутит какой-то идиотский всемирный потоп…
Вот мне и подумалось, если на наших верующих не действует философия (рассуждения), может быть их убедит хотя бы точная и беспристрастная математика?
Давайте рассмотрим "правдоподобность" идеи "спасения на ковчеге" с точки зрения математики...
Слово Я. И. Перельману:
"...Сказание о потопе. Среди баснословных преданий, собранных в библии, имеется оказание о том, как некогда весь мир был затоплен дождём выше самых высоких гор. По словам библии, бог однажды "раскаялся, что создал человека на земле", и сказал:
- Истреблю с лица земли (т. е. с поверхности земного шара) человеков), которых я сотворил: от человеков до скотов, гадов и птиц небесных истреблю (всех).
Единственный человек, которого бог хотел при этом пощадить, был праведник Ной. Поэтому бог предупредил его о готовящейся гибели мира и велел построить просторный корабль (по библейскому выражению "ковчег") следующих размеров: "длина ковчега - 300 локтей, широта) его 50 локтей, а высота его 30 локтей". В ковчеге было три этажа. На этом корабле должны были спастись не один Ной со своим семейством и семьями своих взрослых детей, но и все породы наземных животных. Бог велел Ною взять в ковчег по одной паре всех видов таких животных вместе с запасом пищи для них на долгий срок.
Средством для истребления всего живого на суше бог избрал наводнение от дождя. Вода должна уничтожить всех людей и все виды наземных животных. После этого от Ноя и от спасённых им животных должны появиться новый человеческий род и новый мир животных.
"Через семь дней,- говорится дальше в библии,- воды потопа пришли на землю... И лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей... И умножилась вода и подняла ковчег, и он взвился над водою... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на 15 локтей поднялась над ними вода... Истребилось всякое существо, которое было на поверхности всей земли. Остался только Ной и что было с ним в ковчеге". Вода стояла на земле - повествует библейское сказание - ещё 110 суток; после этого она исчезла, и Ной со всеми спасёнными животными покинул ковчег, чтобы вновь населить опустошённую Землю.
По поводу этого сказания поставим два вопроса:
- Возможен ли был такой ливень, который покрыл весь земной шар выше самых высоких гор?
- Мог ли Ноев ковчег вместить все виды наземных животных?
Тот и другой вопросы разрешаются при участии математики.
Откуда могла взяться вода, выпавшая с дождём потопа? Конечно, только из атмосферы. Куда же девалась он потом? Целый мировой океан воды не мог ведь всосаться в почву; покинуть нашу планету он, разумеется, тоже не мог. Единственное место, куда вся эта вода могла деться,- земная атмосфера: воды потопа могли только испариться и перейти в воздушную оболочку земли. Там вода эта должна находиться ещё и сейчас. Выходит, что если бы весь водяной пар, содержащийся теперь в атмосфере, сгустился в воду, которая излилась бы на землю, то был бы снова всемирный потоп; вода покрыла бы самые высокие горы. Проверим, так ли это.
Справимся в книге по метеорологии, сколько влаги содержится в земной атмосфере. Мы узнаем, что столб воздуха, опирающийся на один квадратный метр, содержит водяного пара в среднем около 16 кг и никогда не может содержать больше 25 кг. Рассчитаем же, какой толщины получился бы водяной слой, если бы весь этот пар осел на землю дождём. 25 кг, т. е. 25 000 г, воды занимают объем в 25 000 куб. см. Таков был бы объём слоя, площадь которого - 1 кв. м, т. е. 100 ? 100, или 10 000 кв. см. Разделив объём на площадь основания, получим толщину слоя
25 000 : 10 000 = 2,5 см.
Выше 2,5 см потоп подняться не мог, потому что больше в атмосфере нет воды. Да и такая высота воды была бы лишь в том случае, если бы выпадающий дождь совсем не всасывался в землю.
Сделанный нами расчёт показывает, какова могла бы быть высота воды при потопе, если бы такое бедствие действительно произошло: 2,5 см. Отсюда до вершины величайшей горы Эвереста, возвышающейся на 9 км, ещё очень далеко. Высота потопа преувеличена библейским сказанием ни мало, ни много - в 360 000 раз!
Итак, если бы всемирный дождевой "потоп" даже состоялся, то это был бы вовсе не потоп, а самый слабый дождик, потому что за 40 суток непрерывного падения он дал бы осадков всего 25 мм - меньше полумиллиметра в сутки. Мелкий осенний дождь, идущий сутки, даёт воды в 20 раз больше.
Теперь рассмотрим второй вопрос: могли ли в Ноевом ковчеге разместиться все виды наземных животных?
Вычислим "жилую площадь" ковчега. В нём по библейскому сказанию было три этажа. Размер каждого - 300 локтей в длину и 50 локтей в ширину. "Локоть" у древних народов западной Азии был единицей меры, равнявшейся примерно 45 см, или 0,45 м. Значит, в наших мерах величина каждого этажа в ковчеге была такова:Длина: 300 ? 0,45 = 135 м.
Ширина: 50 ? 0,45 = 22,5 м.
Площадь пола: 135 ? 22,5 ? 3040 кв. м.
Общая "жилплощадь" всех трёх этажей Ноева ковчега, следовательно, равнялась:
3040 ? 3 = 9120 кв. м.
Достаточно ли такой площади для размещения хотя бы только всех видов млекопитающих животных земного шара? Число различных видов наземных млекопитающих около 3500. Ною приходилось отводить место не только для самого животного, но и для запаса корма для него на 150 суток, пока длился потоп. А хищное животное требовало места и для себя и для тех животных, которыми оно питалось, и ещё для корма этих животных. В ковчеге же приходилось в среднем на каждую пару спасаемых животных всего лишь 9120 : 3500 = 2,6 кв. м.
Такая "жилая норма" явно не достаточна, особенно если принять в расчёт, что некоторую площадь занимала также семья Ноя и что, кроме того, необходимо было оставить проход между клетками.
Но ведь помимо млекопитающих Ноев ковчег должен был дать приют ещё многим другим видам наземных животных, не столь крупным, зато гораздо более разнообразным. Число их, примерно, таково:
Птиц 13000
Пресмыкающихся 3500
Земноводных 1400
Паукообразных 16000
Насекомых 360 000
Если одним только млекопитающим было бы тесно в ковчеге, то для этих животных и вовсе не хватило бы места. Чтобы вместить все виды наземных животных, Ноев ковчег должен был быть во много раз больше.
А между тем при тех размерах, которые указаны в библии, ковчег являлся уже очень крупным судном: его "водоизмещение", как говорят моряки, было 20 000 тонн. Совершенно неправдоподобно, чтобы в те отдалённые времена, когда техника судостроения была ещё в младенческом состоянии, люди могли соорудить корабль подобных размеров. И все же он был недостаточно велик для того, чтобы исполнить назначение, приписываемое ему библейским сказанием. Ведь это должен был быть целый зоологический сад с запасом корма на 5 месяцев!
Словом, библейское сказание о всемирном потопе настолько не вяжется с простыми математическими расчётами, что трудно найти в нем даже частицу чего-либо правдоподобного. Повод к нему подало, вероятно, какое-нибудь местное наводнение; все же остальное - вымысел богатого восточного воображения".
(с) Опубл.: 1934. Источник: Я. И. Перельман Живая математика.
М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 1967. - 160 с