Из всех стран, где я была, Бирма (нынешняя Мьянма) - одна из самых интересных. Из-за режима военной диктатуры эта страна совершенно изолированная: нет ничего импортного, все только местного производства. Вместо сигарет там курят большие самокрутки из табака, тамаринда и еще каких-то специй, на рынках продаются банки с натуральными кремами и шампунями. Косметики практически нет, они используют только танаку - пасту из древесной коры, которой красят и лицо, и все остальное.
Политическая и культурная закрытость привела к тому, что большинство предметов сохранили старинный традиционный вид и аутентичность.
В Бирме я была всего один раз, но привезла оттуда массу вещей. Помимо опиумных грузиков, о которых я рассказала в прошлый раз, моя коллекция пополнилась бирманскими тканями, лаковыми шкатулками, металлическими палочками для точечного массажа и несколькими театральными марионетками.
Бирманский театр марионеток известен с XI века нашей эры, он был популярен при королевском дворе вплоть до конца XIX века, и другого театра в Бирме не было. Темы бирманского театра - исторические легенды и сцены из индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также из древних буддийских притч джатак.
Одна из древних столиц Бирмы, город Мандалай, до сих пор считается центром искусств и ремесел. Сейчас в Мандалае возродили древнюю театральную традицию, нашли старых кукольников и показывают представления по старинным сюжетам. Бирманский театр марионеток - это обязательно музыкальное представление с танцевальными номерами. Куклы - деревянные, с подробно проработанными телами, большие и маленькие, одетые в сложные костюмы, часто расшитые в стиле традиционной объемной вышивки.
![](http://lh3.ggpht.com/_jmMJpk1kFFA/SwB3JIiq4NI/AAAAAAAACLs/LMGVMddlgMU/s800/08.jpg)
Альбом:
Марионетки Обычно марионеток делали сами кукловоды. Куклы изготавливались в соответствии с рекомендациями астрологов. К ним относились не как к обычным игрушкам, им приписывали особые мистические свойства, считалось, что они посланцы богов. Когда кукла приходила в негодность, ее хоронили с соблюдением всех положенных церемоний, поэтому до нашего времени дошло очень немного действительно антикварных кукол.
По традиции кукловодами были мужчины, но в современной Мьянме возрождением кукольного тетра занимаются и женщины. Впрочем, сегодня в кукольный театр ходят только туристы, и представления рассчитаны на их невежественные умы.
Меня поразил номер, в котором участвовала живая девушка-танцовщица, которая танцевала вместе с небольшой марионеткой. Причем девушка изображала куклу, а кукла - человека.
У меня есть любимый герой - Гаруда, божество с птичьей головой. Гаруда - важный персонаж восточной мифологии, он переносил на себе Раму и был одним из главных его помощников (кстати, национальная индонезийская авиакомпания называется Garuda Indonesia). Гаруда - довольно устрашающий персонаж. Как-то раз я шла по улице, а за мной бежали местные мальчишки и без конца фотографировали на свои старенькие мыльницы. Я долго пыталась от них отделаться: отгоняла словами, жестами - все без толку. Тогда я резко обернулась, сделала страшную физиономию и как рыкну на них: «Гар-р-р-р-у-у-у-у-да-а!» Они быстро меня поняли, рассмеялись и отстали.
![](http://lh6.ggpht.com/_jmMJpk1kFFA/SwB3MVlAgcI/AAAAAAAACL0/DJlpxfNsEjM/s800/09.jpg)
Альбом:
Марионетки Другой герой бирманских пьес - монах. Бирманские монахи очень похожи на этих марионеток. Они ходят по городам и деревням, не имеют ничего, кроме своего монашеского облачения и горшка для подаяния, куда люди кладут им еду или деньги. Монахи имеют право питаться только тем, что попало им в горшок.
![](http://lh3.ggpht.com/_jmMJpk1kFFA/SwB3OwwvirI/AAAAAAAACL4/K2PQt9RaQ_k/s800/10.jpg)
Альбом:
Марионетки Есть отдельная линия сюжетов про белого коня. Белый конь играет важную роль в бирманской мифологии и в традиционном кукольном представлении. В соответствии с бирманскими древними верованиями мир был трижды разрушен и воссоздан огнем, ветром и водой. Огонь уничтожил все на земле, буря унесла весь пепел, после чего полил дождь. Кукольное представление начинается с семи ударов цимбал (в мире было семь светил), потом звучит один громкий удар в гонг, а затем начинается стук барабанов в ритме дождя. Эти звуки повторяются - они символизируют хаос разрушения.
Затем спокойствие и мир возвращаются на землю. В этот момент появляется белый конь, он танцует и поет. По буддийским представлениям о создании Вселенной первым созвездием, появившимся на небе, было созвездие в форме лошадиной головы. Так и в кукольном создании мира появляется белый конь, символизируя первое созвездие.
![](http://lh4.ggpht.com/_jmMJpk1kFFA/SwB3Qcc-0zI/AAAAAAAACL8/rFCTiG2LhDc/s400/11.jpg)
Альбом:
Марионетки Последние персонажи в моей коллекции - Тху-Нгве-До - придворные шуты.
В бирманских сказках их всегда двое: один умный, а второй дурак. Их использовали при дворе для передачи любовных посланий. Естественно, что нелепый герой постоянно теряет письма и путает адресатов, из-за чего возникают комические, а порой и трагические ситуации, путаница и переполох... Но Тху-Нгве-До, увальни и шутники, не унывают и распевают веселые песни, время от времени получая пинки и колотушки.
![](http://lh4.ggpht.com/_jmMJpk1kFFA/SwB3TQey1jI/AAAAAAAACMA/gHf8FKxd-Og/s400/12.jpg)
Альбом:
Марионетки![](http://lh5.ggpht.com/_jmMJpk1kFFA/SwB3U5V1yMI/AAAAAAAACME/IaPrItCprrU/s400/13.jpg)
Альбом:
Марионетки![](http://lh4.ggpht.com/_jmMJpk1kFFA/SwB3WcHuEtI/AAAAAAAACMI/ycW71cqRrOM/s400/14.jpg)
Альбом:
Марионетки