Про живопись. Часть 6

Jun 11, 2012 02:38

Оригинал взят у ofena в Про живопись. Часть 6
Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 6 (иконы).

ЧЕМ ИКОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КАРТИНЫ?
Мне приходилось слышать, как изображения святых на древнерусских фресках или мозаиках называют иконами. Это, конечно, неправильно. Но фигуры во фресках и на иконах в самом деле часто похожи. Это потому, что в древнерусской живописи существовали определенные правила, или каноны - как изображать святых и разные религиозные сюжеты. Эти каноны были одинаковыми для икон и фресок.
В одной христианской легенде рассказывается, как Христос приложил платок (плат) к своему лицу, и оно запечатлелось на нем. Этот плат с ликом Христа был помещен над воротами города, и ему поклонялись, как чудом появившемуся «нерукотворному», то есть не сотворенному руками, образу. Так появился канон иконы «Спас Нерукотворный» - изображение плата, а на нем - лик Христа.



Спас Нерукотворный. Конец XIII - начало XIV века. Ростов. Дерево, темпера. 89х70. Государственная Третьяковская галерея

Про древнерусского иконописца Алимпия Печерского летопись рассказывает, что однажды, когда он был тяжело болен, к нему явился ангел и написал на приготовленной для иконы доске образ Богоматери. А когда Алимпий был еще юношей, он вместе с другими иконописцами видел, как образ Богородицы чудом возник и засиял в Успенском храме Печерского монастыря, из уст Богоматери выпорхнул белый голубь, облетел храм и исчез.
Все эти легенды возводят иконные изображения к видениям, которыми небо некогда одарило своих избранников. Эти изображения не придуманы художником, но ниспосланы свыше, чтобы указать, как нужно изображать Христа, Богоматерь, святых или евангельские события. А то, что заповедано путем божественного откровения, - священно. Поэтому икона была и остается священным предметом. Слово «икона» по-гречески означает просто «изображение, образ». Но это образ, или, точнее, отблеск божественного мира. Это мир, где действует промысел Божий, мир, преображенный Божьим словом. Конечно, этот мир совершенно непохож на мир земной, реальный. Поэтому иконные изображения тоже непохожи, и не должны быть похожи на действительность.
Иконопись, вместе с ее канонами, пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала совершенно особенной, и считается лучшей в мире. В Древней Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер. Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен - художник не смел ставить свою подпись на иконе, потому что был лишь смиренным «орудием» Бога. О самых искусных иконописцах рассказывают летописи. Иконы пишутся на доске, сосновой или липовой. На доску наклеивался холст - паволока, и покрывался белоснежным грунтом. А затем на подготовленную основу наносились контуры будущего изображения - они назывались прориси.



Благовещение. Прорись с иконы XVI века

Для каждой иконы существовал образец прориси: для Богоматери Умиление - свой, для Троицы - свой. Эти образцы назывались подлинники, так как указывали, какой должна быть «подлинная», правильная икона, соответствующая канону. Подлинники - образцы прорисей - хранились в монастырях. Иконописцы, наносившие прориси, назывались знаменщики - они «знаменовали», какая именно будет создана икона. А затем прориси расписывались темперными красками, причем и здесь часто работали два художника: одни писал лики и руки (это называлось «личное письмо»), а другой - фон, одеяния, детали («доличное письмо»). Иконы обычно имели золотой или красный фон - он обозначал небесный свет. Чтобы получить золотой фон, наклеивали на паволоку тонкие, почти прозрачные, листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом (о том, как оно делалось, ты уже знаешь). В заключение икону покрывали лаком - олифой. Прозрачная олифа делала поверхность блестящей и придавала краскам больше яркости. Хотя для икон и так всегда использовались яркие краски - киноварь, ляпис-лазурь, белила, различные охры и черная. В храме, при тусклом свете свечей иконы выглядели, как настоящие драгоценности: блестяще, сверкающие сочным цветом. Икона, в отличие от картины, никогда не имеет рамы - рама как бы отгораживает изображение от зрителя, а икона должна быть «открыта» в пространство храма, доступна для общения любому молящемуся,
Олифа, которой покрывали иконы, имеет свойство сильно темнеть. И через пятьдесят-сто лет после создания иконы от сияющего яркого изображения на доске оставалась лишь коричневая пленка, сквозь которую с трудом просматривались темные силуэты. Но такая «постаревшая» икона по-прежнему оставалась священной, и ее нельзя было просто выбросить. Поэтому икону «поновляли» - поверх существующего изображения по тем же, или похожим прорисям писали новое, опять покрывали олифой и… через сто лет повторялась та же история. Сменялись поколения художников, менялись и каноны. Иконописец XVII века был гораздо более свободен в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог, например, изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых не знали художники прежних веков, - словом, одна и та же икона могла с течением времени так сильно измениться, что зритель и представить себе не мог, какой она была прежде. Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия, но никто его не видел. Поэтому древнерусская иконопись долгое время оставалась неизвестной, и лишь в начале ХХ века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.



Тихон Филатьев. Троица. Около 1700. Государственные Музеи Московского Кремля, Успенский собор. Икона написана на доске XIV века. В 1945 году была проведена пробная расчистка иконы (голова правого ангела). Под живописью Тихона Филатьева оказалась прекрасно сохранившаяся живопись XIV века

Замечательную икону Богоматери нашли в 1919 году в темной и пыльной кладовой Спасского монастыря в Ярославле (поэтому ее еще называют «Ярославской Орантой», а что такое Оранта - ты уже знаешь), икона была плотно покрыта масляной живописью XIX века.



Богоматерь Великая Панагия («Ярославская Оранта»). Первая треть XIII века. Дерево, темпера. 193,2х120. Государственная Третьяковская галерея

Если ты внимательно присмотришься к иконе Владимирской Богоматери XII века, то увидишь, что изображение состоит из нескольких слоев: от XII века сохранились только лики младенца Христа и Богоматери и фрагмент живописи на плече Христа, а все остальное - это живопись XV и XVI веков.



Богоматерь Владимирская. XII век. Дерево, темпера. 104х69. Государственная Третьяковская галерея

Теперь тебе, наверное, ясно, чем икона отличается от картины. Ведь и картина может быть написана на религиозный сюжет, но от этого она не станет иконой. Потому что художник, создающий картину, не связан никакими религиозными правилами, он пишет, повинуясь свободной игре воображения и даже прихоти, а не так, как предписано каноном. И картина, в отличие от иконы, не предназначена для богослужения в храме, на картину нельзя молиться и ей нельзя поклоняться, как иконе.

КАКИЕ ИКОНЫ САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ?
В Древней Руси было много знаменитых икон. Им приписывалась чудесная сила, считалось, что они исцеляют болезни, помогают одержать победу над врагами, защищают от невзгод. Такие иконы часто копировали - писали новую икону, почти в точности похожую на знаменитый образ, и эта новая икона как бы заимствовала у старой все ее чудесные свойства. О чудесах, которые творили иконы, слагались легенды, похожие на волшебные сказки. Да и сами сюжеты икон часто были необыкновенно занимательны.
Одним из самых популярных на Руси святых был Св. Георгий. Его часто изображали на белом коне, копьем он поражает дракона. Этому дракону (дракон - это крылатый змей), обитавшему в окрестностях языческого города, отдавали на съедение юношей и девушек, пока черед не дошел до принцессы. И когда она, вся в слезах, ожидала гибели, явился Георгий и поразил змея копьем, но не убил его, а только оглушил. По молитве Георгия дракон стал кротким и послушным. Принцесса привела его в город на поводке, как дрессированную собачку, и жители города, восхищенные этим чудом, уверовали в Бога, который помог Георгию, и стали христианами. Но, конечно, святым Георгий стал не поэтому. По преданию, он жил в начале IV века в Римской империи и был воином-христианином. А христианская вера была тогда запрещена, и Георгия долго пытали, приказывая отречься от христианства, но он остался верен Богу. Обо всех этих событиях рассказывает новгородская икона XIV века. В центре - «Чудо Георгия о змие», а по краям, в квадратиках (клеймах), - история жизни и гибели Георгия. Иконы, где в клеймах описано житие святого, так и называются - житийные.



Чудо Георгия о змие. XIV век. Дерево, темпера. Государственный Русский музей

Долгое время Новгород был главным центром древнерусской иконописи. Здесь до начала XV века писали самые лучшие иконы, а затем художественным центром Руси стала Москва. Одна из новгородских икон посвящена историческому событию, которое произошло в XII веке, - битве новгородцев с суздальцами. И одержать победу новгородцам в этой битве помогла икона Богоматери. Летопись рассказывает, как войско суздальского князя подошло к Новгороду, чтобы завоевать город. А что было потом - можно узнать, рассмотрев икону «Битва новгородцев с суздальцами».



Битва новгородцев с суздальцами. Конец XV века. Дерево, темпера. 133х90. Государственная Третьяковская галерея

Изображение поделено на три яруса. В верхней части мы видим, как икону Богоматери выносят из церкви и переносят по мосту через реку на другую сторону города, чтобы поставить на крепостную стену - икона будет защищать город. В среднем ярусе - всадники, послы новгородцев и суздальцев, едущие навстречу друг другу для переговоров. За стеной - готовое к бою новгородское войско, а на стене - икона. Суздальцы, не дожидаясь конца переговоров, начали стрелять из луков прямо в икону Богоматери. Тогда, по летописному рассказу, икона «отвернула от них свое лицо» и наслала на суздальцев тьму. Они, ничего не видя, стали биться друг с другом и стрелять куда попало. В нижнем ярусе стройное войско новгородцев побеждает смешавшихся в кучу врагов. Новгородцам помогает ангел, а возглавляют войско первые русские святые - Борис и Глеб со своим отцом Владимиром. Согласно преданию, они всегда приходят на помощь тем, кто сражается за правое дело.
Самая знаменитая древнерусская икона - конечно, «Троица» Андрея Рублева. Долгое время она хранилась в Троицком соборое Троице-Сергиевой лавры, закрытая роскошным золотым окладом, украшенным жемчугом и драгоценными камнями, - были видны только лики. Оклад сняли в 1904 году и… ты уже догадался, что под ним оказалась ничем не примечательная живопись XVIII века. Икону переписывали несколько раз. Конечно, ее расчистили, и сейчас она хранится в Третьяковской галерее.
Сюжет «Троицы» - библейский: к старцу Аврааму и его жене Саре пришли трое юношей-странников. Они предсказали ему рождение сына. Авраам и Сара угощали их и служили им, догадываясь, что это не простые путники, а посланные Богом ангелы. В иконе Рублева мы не увидим подробного рассказа. Три ангела словно погружены в тихое раздумье. Изображение искусно вписано в невидимый круг, и взгляд зрителя неспешно скользит, подчиняясь движению плавных, круглящихся линий. Цвета в иконе мягкие, неяркие, и каждый цвет имеет множество тонких оттенков. Для того времени это было новым, ведь иконы обычно писались яркими пятнами цвета, и оттенков в них было совсем мало. Новой были и композиция. Обычно в «Троице изображались фигуры Авраама и Сары, богато накрытый стол, и ангелы располагались по-другому. Рублев сочинил новый канон, и с тех пор «Троицу» стали изображать по прорисям, списанным с его иконы.
Previous post Next post
Up