Кросс-пост

May 18, 2008 08:26

Захотелось не только подписаться под каждым словом, но и постараться расширить круг читателей. То, что здесь о целях образования - в точку!
Взято здесь: http://digital-geda.livejournal.com/30622.html?style=mine

Не поленюсь привести развернутую цитату.

"1. О цели и смысле систематического образования

У систематического образования есть 2 цели: общая, единая для всех времен, народов и культур, и частная, для нашего времени.

Общая цель: максимальное развитие всех способностей человеческого индивидуума в интересах развития человеческого общества и культуры.

Об этой цели образования обычно мало кто задумывается. Все родители хотят, чтоб ребенок получил наилучшее образование, и в это вкладывается немало сил и средств. И поскольку они вкладывают в это свои собственные силы и средства, постольку для них естественно считать, что они делают это для своего ребенка - т.е., для того, чтоб он вырос умным и образованным, чтоб потом поступил в хороший ВУЗ и получил хорошую, высокооплачиваемую работу. А зачем получать хорошую высокооплачиваемую работу? Для того, чтобы жить в достатке и быть счастливым.

Между тем, оглядываясь назад, мы можем легко заметить, что такой подход у наших далеких и недалеких предков вызвал бы серьезное замешательство. Потому что никогда в истории заработок на кусок хлеба (даже с маслом) не был целью образования. Люди получали образование, идя на многие лишения, во многом себе отказывая, жертвуя необходимым - и подчас целью этих усилий был вовсе не достаток, не успех и не признание (во всяком случае, не немедленное признание) - а труд на благо общества и вклад в культуру. Во все времена люди, одержимые стремлением к познанию - все равно, были ли это слушатели Платоновской Академии,  Конфуцианской школы, или ученые монахи-бенедиктинцы, средневековые студенты,  деятели европейского Гуманизма или эпохи Просвещения - все они видели свою цель исключительно в принесении блага обществу - в лице своего монастыря, или города, или государства. Но никогда в истории образование не получали для себя одного, для своего наилучшего устройства в жизни.
Наоборот, прагматическая ориентация, желание получше устроиться в жизни редко когда была связана с получением образования. Стать торговцем, или ремесленником, или крестьянином, или солдатом всегда было возможно без систематического образования. В этих профессиях обучение никогда не было оторвано от самой деятельности: дети и подростки обучались в процессе выполнения сперва простейших, а затем все более и более сложных операций. Полученное умение обеспечивало достаток и позволяло человеку дальше ни о чем не беспокоиться, хотя индивидуальная трудовая деятельность, направленная только на личное обогащение, как правило, также была менее выгодной, безопасной и почетной, чем коллективная и цеховая (я имею в виду, конечно, ремесла, а не деятельность земледельца или пастуха).
В настоящих момент эти две цели самым прискорбным образом смешаны в сознании родителей, имеющих детей-школьников. Поскольку эти две установки - на получение образования и на получение практических навыков, необходимых для сытой и спокойной жизни - в значительной степени отличаются. Конечно, у них есть черты сходства, потому что любая продуктивная деятельность, которую человек сознательно осуществляет, есть вклад в культурно-цивилизационный процесс, независимо от его установки - прагматической или альтруистической. Поэтому и крестьянин, пашущий землю для того, чтоб накормить себя и свою семью, и ученый, написавший трактат по физике или математике, каждый по-своему вносят вклад в культуру своего времени. Другое дело, что один только воспроизводит традицию, а другой ее развивает и двигает вперед.
Так вот, с моей точки зрения, родители, чей ребенок достиг школьного возраста, должны в первую очередь поставить перед собой вопрос: какое будущее они хотят для своего ребенка. Хотят ли они, чтоб он был образованным, или чтобы он имел кусок хлеба с маслом? И дальше воспитывать ребенка нужно, исходя их выбранной цели - прагматической или альтруистической.
Другое дело, что в современных условиях, когда все карты спутаны, все роли смешаны, культура и традиция разрушены, общество превратилось в концентрационный лагерь, ученого с двух шагов не отличишь от ремесленника, а их обоих - от галерного раба, разделить эти цели по-настоящему почти невозможно. Всем родителям свойственно хотеть лучшей доли для своих детей. А поскольку совершенно неясно, где она - эта лучшая доля, постольку, на всякий случай, принято пытаться получить чем больше знаний-умений-навыков, тем лучше - кто знает, что в этой жизни может пригодиться?

В результате на выходе такого образовательного процесса мы не получаем ни ремесленников, ни ученых - люди не научаются ни толком прилежно трудиться, ни, тем более, вкладываться в культуру и развивать общество. В итоге в современном мире во всех сферах и на всех уровнях все более торжествует фиктивно-демонстративная деятельность, имеющая не творческий и продуктивный характер, а имитационный. Поскольку большинство выпускников современных учебных заведений толком не умеют делать ничего, и не имеют перед глазами мастеров своего дела и учителей, у которых они могли бы научиться правильно применять свои знания, постольку в основном они имитируют трудовую или научную деятельность, создавая видимость активной работы. Это касается как молодых ученых, так и молодых слесарей: кое-как получив «профессию» и оказавшись на рабочем месте, они не получают никакой поддержки со стороны своих более старших коллег, видящих в них главным образом угрозу для своего благополучия
(разоблачат некомпетентность или просто подсидят), не включаются ни в какую традицию - и в результате, просто бессмысленно варятся в собственном соку, делая вид, что работают (ну а им, соответственно, делают вид, что платят).

В результате мы имеем как бы общество - а на самом деле, просто машину принуждения и взымания налогов неведома куда, как бы культуру - а на самом деле, просто мешанину никому не нужных знаний и артефактов, в которых уныло роются отдельные любители, и как бы образование - а на самом деле, механизм по производству из полного сил и способностей ребенка полуфабрикат, лишенный внутреннего стержня, целеполагания и мотивации иной, чем урвать свое любой ценой - а там хоть трава не расти. Никогда еще образование не служило столь низменной и антиобщественной цели. Закономерным результатом такой образовательной системы является повсеместный упадок культуры и общественной жизни, утрата смысла индивидуального существования, огрубление нравов, примитивизация мышления. Если посмотреть на современное общество трезвым и непредвзятым взглядом, можно без труда разглядеть на нем неснимаемую печать деградации и погружения во мрак, перед которым темные века Средневековья покажутся исполненными самого яркого света.

Из всего вышесказанного закономерно вытекает вторая цель образования в современную эпоху.
Локальная цель образования: максимальное развитие всех способностей человеческого индивидуума в интересах выживания и возрождения человеческого общества и культуры.

Поскольку, как было показано выше, получение образования с частно-прагматической целью влечет за собой деградацию и разрушение всех областей человеческой жизни, как частных, так и общественных, постольку разумные родители, по-настоящему озабоченные будущим своего ребенка, не должны ставить перед своим ребенком такую цель. Современным родителям следует осознать очень простую вещь: если они хотят, чтоб их ребенок имел шанс на достойную человека жизнь и личное счастье, они должны думать не только о нем одном, но и, грубо говоря, о человечестве в целом. Понятно, что сказать об этом куда проще, чем сделать это. Разумеется, современному человечеству нет никакого дела до своего отдельного представителя, и наоборот. Однако я сейчас имею в виду не столько современное человечество, сколько все человечество в своем культурном аспекте. Надо думать о человечестве, в которое входят ученые, художники, поэты, государственные деятели, святые и воины всех времен и народов. Которые трудились, не покладая рук, забывая о своей пользе - заботясь лишь о процветании своего общества и дальнейшем возвышении homo sapiens, человека разумного. Тысячелетиями наши предки жили, отказывая себе во всем, страдая от болезней и лишений, вкладывая свой труд , мысль и волю в произведения духовной и материальной культуры - и, как выясняется, для того, чтоб мы менее чем за сто лет полностью промотали оставленное нам состояние.
В настоящий момент уже мало кто отрицает, что человечество стоит на пороге катастрофических перемен. Глобальный социум нуждается для своего поддержания и воспроизводства в постоянном притоке и циркуляции внутри себя свежих сил - покорных и не создающих проблем. Такой приток создает массовое образование, которое создает массовый же гоминоидный продукт, единственная цель которого - поддержка воспроизведение макросоциума, не имеющего никакого отношения ни к человеческой культуре, ни к человеческому обществу. Его сущность бесчеловечна, вампирична и деструктивна. Макросоциум тянет соки из своих членов и из всего мира, до которого только может дотянуться. Все его члены также вынуждены быть в большей или меньшей степени вампирами, даже если их личные цели вполне доброкачественны - поскольку они включены в вампирическую по сути своей систему. Но на самом деле, в такой системе гораздо выгоднее не иметь добрых целей: таким путем можно занять куда более выгодную позицию и выкачать из окружающих гораздо больше блага. Понятно, что бесконечно или даже хоть сколько-то долго такая система существовать не может - в самом ближайшем будущем она сожрет все вокруг и сама себя, и скорее всего мы, наши дети, либо, в крайнем случае, наши внуки  станут свидетелями и жертвами крушения этого монстра.
Какую же установку мы можем передать своим детям в таких малоутешительных условиях? Только одну: установку на сохранение человеческого достоинства и возрождение подлинно-человеческих целей - культурных и цивилизационных. В противном случае наши дети, если они вырастут более-менее порядочными людьми, будут рабами системы, из которых высосут их знания и силы, либо, если они вырастут достаточно беспринципными и при этом, достаточно предприимчивыми,  то они будут помыкать этими рабами, высасывая их знания и силы. Не знаю, какой из этих вариантов может показаться более привлекательным для родителей маленького ребенка - мне лично они оба отвратительны в одинаковой степени.
Я вижу нашу задачу не в том, чтоб дать детям такое образование, чтоб они могли занять выгодное место в этой системе (ибо в ней просто нет выгодных, то есть, достойных человека разумного, мест), а в том, чтобы, оставаясь внутри нее (ибо деться от нее некуда), возродить подлинно-человеческое общество и культуру. Эта цель представляется мне очень сложной, но выполнимой. И цель эта вполне понятна и для взрослых, и для детей: дети, в отличие от взрослых, всерьез относятся к сказкам, а там эта коллизия - главная. А для этого надо понять, что дело образования в настоящее время - это во многом военное дело. Несмотря на обманчиво-мирную обстановку, надо понять, что вокруг бушует война. Война за наши силы, энергию и души. У этой войны одна-единственная цель: сделать из каждого из нас сырье для воспроизведения системы, дающей невероятный уровень жизни и благополучия для единичных, наиболее беспринципных и безнравственных представителей человечества. Всякий раз, когда вы включаете телевизор, слушаете радио, читаете газеты, когда вы даете себя убедить пойти туда, купить то, сделать это - вы проигрываете в этой войне и попадаете в ловушку, из которой нет выхода. Единственный способ выйти победителем из этой войны - не подпускать к себе врага, вернее - не впускать его в себя, не давать ему заставить вас делать то, что он хочет. А для этого нужно на что-то опираться, потому что человек - существо общественное, он не может висеть в пустоте. Я предлагаю опереться на мировую культуру и историю и на самых близких по крови и духу нам людей. Учиться у мировой культуры и  друг у друга, а не у бизнесменов и пиарщиков.  И поддерживать друг друга и культуру,  а не вампирическую  бессмысленную систему. Если людям удастся достаточно массово осознать все это и использовать свой последний шанс на выживание - предстоящее неизбежное крушение глобального социума будет не таким тотальным и безнадежным. Если достаточно многочисленные группы успеют людей воспроизвести подлинно-социальные формы общежития, традицию и культуру - история будет иметь продолжение. Это значит, что у наших детей и внуков будет достойное человека будущее. Если мы не успеем это сделать - их ждет только беспросветное рабское существование (кем бы они не были) и гибель вместе с системой.  

размышлялки

Previous post Next post
Up