Сейчас это практически забытый вид вышивки, но в 30-50-е годы ХХ века он был очень популярен в СССР. Салфетки, наволочки, воротнички, пододеяльники, жабо, носовые платки, скатерти и свадебные платья нередко украшали изящными орнаментами.
Считается, что вышивка в стиле Ришелье получила свое название по имени Великого Кардинала Франции Жана Армана Дю Плесси, который не только любил этот вид вышивки, но и сам увлекался им и способствовал его популяризации. Того самого кардинала, который так ярко описан в романе Александра Дюма "Три мушкетера". К слову, в XV-XVII веках вышивкой баловались в основном благородные кавалеры, которые орудовали иглой столь же успешно, как и шпагой. Поэтому версия о причастности Ришелье к одноименной вышивке не выгляди неправдоподобно.
Контур узора во всех видах вышивки выполнялся «петельным», или, как его раньше называли, «фестонным» швом .
Ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками, называлась «ренессанс» . По наружному краю такой вышивки на фестонах иногда выполнялись пико.
Мотивы узора вышивки «ришелье» (преимущественно растительного характера) соединялись перемычками с пико. Это придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон.
Классическим ришелье считается вышивка белой нитью по белой ткани.
Но существует и цветное ришелье, в котором сочетание фактуры ткани и цветов нитей создают тонкие изzщные орнаменты.
Особенно нарядна ажурная вышивка, выполненная венецианским швом. Петельный шов по контуру узора делали очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполняли различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором легко отсчитывать нити для разделок. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он почти забыт.
В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье» . «Ришелье» можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нитки по цвету и толщине.
В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитками на шелковых тканях.
Особенно нарядна ажурная вышивка, выполненная венецианским швом. Петельный шов по контуру узора делали очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполняли различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором легко отсчитывать нити для разделок. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он почти забыт.
В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье» . «Ришелье» можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нитки по цвету и толщине.
В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитками на шелковых тканях.