Посмотрела 2 недели назад, "проварила" в себе, дабы не писать на эмоциях - теперь все фиксирую (так что будут повторения того, о чем я уже писала на просторах тырнета).
Для меня тема ВОВ - больная тема.
Самым главным праздником я считаю 9 мая. Минута молчания - всегда навзрыд (сколько ужаса пережили люди...). Герои детства - Женя Комелькова и Гуля Королева. Со слезами на глазах мурлычу "Темная ночь, только пули свистят по степи..." и "Лишь только бой угас, звучит другой приказ, и почтальон сойдет с ума, разыскивая нас...". Эталонная книга - "Живые и мертвые". А вот эталонный фильм...
Посмотрев трейлер к "Сталинграду" Бондарчука, я жила надеждой. Надеждой на то, что наплевать что Бандарчук и будет хорошее кино о войне. Настоящее кино о настоящей войне. О той войне, про которую нам рассказывали деды. Кино, за которое можно будет аплодировать и которое можно будет показать детям со словами: "смотри, сынок, как все это было..." Увы, чуда не случилось.
"Сталинград" Бондарчука - просто зрелищная картинка с невнятным сюжетом, причем при просмотре не покидает ощущение, что актеры очень старательно играют свои роли. А этого в фильме быть не должно - должно быть ощущение "настоящности" происходящего! Гоблин правильно сказал:
"Задача любого искусства - обращение к эмоциям, зритель должен сопереживать героям фильма. Ну а в художественном фильме "Сталинград" не сопереживаешь никому, никто не вызывает ни малейшего интереса, ни малейших эмоций, ничего вообще.
Ничего не тронуло - яркая обертка, а внутри пустота".
Фильм напичкан несуразицами, но больше всего добили несколько моментов:
1) в начале фильма горящие советские солдаты атакуют немецкие позиции. Эффектно, спору нет, но возникает вопрос - а как же инстинкт самосохранения? Почему они так откровенно плюют на то, что на них одежда горит? Они что, зомби? роботы? А как же болевой шок? Да такого быть не может... После фильма заглядываю в "литературу": да, действительно, горящая атака была, но при этом "охваченные огнем солдаты и матросы на ходу срывали с себя горящую одежду, но не бросали оружия. Атака голых горящих людей..." Вот так и должны поступать ЛЮДИ, а не герои очередного экшена.
2) пленный Никифоров набрасывается с ножом на полковника - в зале я долго "чесала репу", т.к. логика подсказывает, что прежде чем допустить ко всяким полковникам-фиговникам, пленных тщательно должны обыскивать. Опять же, обратившись к фактам, выясняю, что да, чтобы до целого полковника добрался пленный с ножом - абсолютно исключено. На кого был рассчитан этот красивый режиссерский ход - на баранов?
3) русская шлюха под конец распахивает дверь, вываливается на улицу с криком "ты вернешься?" и настойчиво замирает в дверном проеме… Не, все понимаю, по сценарию ее надо было как-то уничтожить, но такое откровенное подведение персонажа под пули - верх тупизма. Особенно с учетом того, что немецкий капитан и эта курва языка друг друга не понимают - и на этом моменте режиссер все действо усиленно акцентирует внимание зрителя.
Меня часто спрашивают, почему я полыхаю такой ненавистью к этому творению Бондарчука? И дело даже не в испоганенной экранизации Стругацких. Всё намного проще.
Фильм был с претензией. Судя по отзывам в сети (и по мне лично), наивный пипл шел на фильм о Сталинградской битве. И ничего удивительного в этом нет, т.к. трейлер к фильму Бондарчука начинается именно так:
"Сталинград. Ноябрь 1942 года. Самое кровопролитное сражение в истории человечества…"
Но в итоге зритель попадает на выдуманный сюжет с жалким искаженным огрызком от этой битвы в начале фильма. Кто не знает, каким на самом деле был Сталинград, вот хорошая ссылка:
http://zharkov.livejournal.com/400272.html?thread= 2042000& (с ней я ознакомилась уже после просмотра, дабы не быть предвзятой. В итоге мое разочарование достигло апогея). И снова не могу не процитировать Гоблина:"Дмитрий Пучков подверг фильм резкой критике, заметив, что название для картины выбрано лишь чисто с коммерческой точки зрения:
"О чём этот фильм? Да ни о чём. Он про красивую картинку, без какой бы то ни было попытки смыслового наполнения. Показана сталинградская битва? Нет. Показан подвиг наших бойцов? Нет. А что показано? Показаны невнятные диалоги и хороводы вокруг девушки Кати".
Отдельно хочу отметить тему немецких подстилок. Когда смотрела на блонду в фильме, все время вспоминалась Олька Королева из "Вечного зова", изуродовавшая себя серной кислотой, только бы фрицам не достаться... И еще «Дом кукол» Цетника. Там были живые женщины с полной гаммой эмоций, здесь - восковая кукла, непонятно что чувствующая: то ли все ок, то ли угрызения совести. Даже Лика Шипова из того же «Вечного зова» на две стороны работала и открыто немецким продажникам заявила: « Я такая же мерзавка... такая же скотина, как вы. Только еще отвратительнее, потому что женщина. У вас и у меня все внутри сгнило». А здесь что хотел нам Бондарчук показать в виде этой блондинки в чистейших белых пантолончиках - загадка…
***
Конечно, при просмотре «Сталинграда» невольно сравнивала этот фильм с «Брестской крепостью» Котта, поскольку тоже из недавних и нашумевших в прокате (с михалковским «УС-2» что-либо вообще сравнивать стыжусь - патамушта это полный пиздец, «рукалицо» просто). Так вот «БК» - он настоящий. И не только потому, что нам показали то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было... в отличие от Бондарчука), а еще и по эмоции. Когда люди смотрели "БК" - ревели всем залом (и сентиментальные девочки, и суровые взрослые мужики), в нашем кинотеатре на титрах зал аплодировал стоя... я такую реакцию на фильм видела впервые, хотя в кино хожу очень часто... У "Сталинграда" такого эффекта нет. При просмотре "БК" хочется рыдать. На "Сталинграде" минут через 30 начинаешь скучать, зевать и ждать, когда же уже наконец всех убьют и можно будет с чувством выполненного долга выйти из зала.
Чудесным образом мое ощущение фальши фильма совпало с видением человека, мнению которого я всецело и полностью доверяю. Просто несколько цитат от Славы-Стопа:
"Где Мамаев курган? Где побоище за тракторный завод? Где Паулюс в подвале универмага? Сталинград... Два миллиона человек убито и ранено, величайший армагеддон в истории человечества. Плотность огня такая, что от дома к дому траншеи рыли, перебегать было невозможно.
Я вот смотрел фильм про работу железнодорожников, снабжавших войска под Сталинградом. Документальные кадры плюс воспоминания ветеранов. Кажется, "Железный пояс Сталинграда" называется, или как-то так. Так там этого сталинграда больше чем у Бондарчука раз в сорок. Там волосы дыбом от сознания того, что это даже не Сталинград, и не предбанник Сталинграда, а "где-то в окрестностях". Ебаное месиво из железа, бетона и мяса. Ветеранов убрать - и можно фильм ужасов монтировать.
Катю они любили... Не, нормальный кинчик, чо. Пацаном я бы уссыкался от такого. Назвали бы "Где-то в Сталинграде" - и никаких проблем."
"Мара права, в БК это все точнее и ближе к правде, хотя денег там потратили меньше. Вот там реально есть моменты, когда понимаешь - все так и было, и тебя укрывает.
Для детей и подростков сняли очередную серию трансформеров под брендом "Сталинград"."
***
Возможно, я многого жду от нынешней творческой интеллигенции. Но именно наша страна одержала победу над фашистской Германией. Наши деды и бабки ценой собственной жизни смяли эту ужасную машину, наши деды дошли до Берлина и водрузили Знамя Победы над рейхстагом. Потому просто процитирую одного из многих, посмотревших шЫдевр Бондарчука: «Неужели я слишком многого прошу, когда при просмотре "великих фильмов о великой войне" я хочу испытывать чувство гордости за страну и подвиг народа?» Хочу, чтобы память о подвиге советского воина передавалась веками, из поколения в поколение. Потому однажды мы с сыном прочитаем «Живые и мертвые» и сядем смотреть «Брестскую крепость». И мама будет плакать - потому что это страшная правда. А надуманные а-ля голливудские блокбастеры с шестью советскими рэмбо никогда не войдут в число стоящих творений о Великой Отечественной.
"Она такой вдавила след и стольких наземь положила..." (К. Симонов)