Жилищный Спасательный Круг

Apr 09, 2014 19:52

Невероятно! Альтшуллер защищает многодетность....
А ведь именно программы социального патроната и принятие Закона о социальном обслуживании № 442-ФЗ удерживают людей от рождения большого количества детей. Ведь органы опеки берут семью на пристальный контроль именно при рождении третьего ребенка, потому что нормативные документы органов соц. защиты рассматривают многодетность как фактор риска, в том числе риска жестокого обращения.
Вкупе с истерией приверженцев "семейного устройства": "Зачем своих нарожали?! Сирот берите!" это выглядит более чем странно.
Что за двойная игра?

И вот это удивило: "Обязательным условием создания цивилизованного рынка арендного частного жилья должно стать совершенствование законодательства, направленного на создание стимулов к сдаче жилья (введение повышенного налога на избыточную недвижимость, ставок коммунальных платежей для жилья, в котором не проживает владелец и т.п.), защиту прав квартиросъемщиков (гарантии от выселения, повышения арендной платы и т.п.)."

Хотя не удивило. Ведь комитет ООН по правам ребенка ставит Альтшуллеру задачу решить вопрос о жилье для мигрантов.

Рекомендации
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам общественных слушаний на тему «Программа «Жилищный спасательный круг» - первый шаг к исполнению Указа Президента России от 07.05.2012 г. №600 о создании некоммерческого жилищного фонда и Указа от 01.06.2012 г. №761 о Национальной стратегии действий в интересах детей, включающей приоритет «обеспечение гарантированным социальным жильем»

12 сентября 2012 г. Москва

12 сентября 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания, посвященные поиску новых подходов, позволяющих в оперативном порядке приступить к исполнению Поручения, обозначенного в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600: «Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации… до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода». Данное Поручение отражает принципиальное изменение жилищной стратегии Российской Федерации, дающее надежду на решение острых жилищных проблем миллионов семей, также оно согласуется с требованием обеспечения детей «гарантированным социальным жильем» Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.

Актуальность указанных Поручений Президента Российской Федерации продиктована социально неприемлемой жилищной ситуацией, в которой находятся многие дети и семьи с детьми, а также демографической ситуацией, угрожающей самому существованию России: «Сегодня население России 143 млн. человек. По оценкам экспертов при инерционном сценарии - т.е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно составит порядка 107 млн. человек» (В.В. Путин, «Строительство справедливости. Социальная политика для России», февраль 2012 г.).
По мнению участников слушаний, предотвратить эту угрозу может только многодетность (три и более детей в семье), и в этой связи особую озабоченность вызывает критическая жилищная ситуация многих тысяч многодетных семей, доходы которых не позволяют им воспользоваться ипотечным кредитованием либо построить дом на выделяемом земельном участке («Риск бедности в семьях с двумя детьми составляет около 50 процентов, а с тремя и более - до 80 процентов. Такая ситуация недопустима. Мы должны ее переломить…», - Д.А. Медведев, выступление на заседании Государственного совета 24.04.2012г.).

В особо трудной, неразрешимой в существующем правовом поле ситуации оказываются дети и семьи с детьми, не имеющие постоянной регистрации по месту жительства («юридические бомжи») и тем самым «выпадающие» из региональных программ улучшения жилищных условий, а также испытывающие по той же причине правовую и социальную дискриминацию. Проблема эта имеет системный характер (по данным Центральной избирательной комиссии в России около 1 миллиона граждан не имеют постоянной регистрации по месту жительства) и требует системных решений с учетом обязательств Российской Федерации по реализации конституционного права на жилище.
Данная проблема обострилась в связи с принятием в 2005 г. Гражданского Кодекса Российской Федерации, допускающего законное выселение детей «в никуда» при совершении сделок с жилыми помещениями, по причине залоговых обязательств и т.п.

Также лавинообразно нарастает проблема переселения из аварийного жилья в результате развернувшейся кампании реструктуризации долгов по ЖКХ, а в отдельных случаях и при сносе незаконно возведенных зданий.
По мнению участников слушаний, важнейшим методом решения указанных проблем является введение в действующее законодательство понятия субсидируемого арендного жилья взамен устаревшего и не имеющего аналогов в мире понятия социального найма, создание фондов арендного жилья.
Поскольку чрезвычайные жилищные ситуации, в которых находятся множество семей в Российской Федерации, сопоставимы с положением ставших бездомными жертв стихийного бедствия, решение этих проблем требует немедленных решений, в связи с чем участники слушаний считают необходимым создать условия для долгосрочного найма помещений у частных владельцев при субсидировании затрат по найму со стороны государства и для масштабного использования в России опыта Китая, Германии и других стран по индустриальному изготовлению быстровозводимых сборных малоэтажных многоквартирных домов, созданию быстроразвёртываемых мобильных заводов железобетонных изделий по изготовлению домокомплектов и т.п., что существенно опережает сложившиеся представления о соотношении качества и цены и позволит кардинально снизить себестоимость строительства.

Возможность варьирования размера и сроков государственных субсидий аренды жилья для различных категорий населения позволит органам социальной защиты населения субъекта Российской Федерации реализовать индивидуальный подход при предоставлении данной льготы, что в свою очередь позволит избежать массового притока в крупные города иногородних, желающих этой льготой воспользоваться. Малозатратность субсидирования аренды жилых помещений в частном секторе в сравнении с субсидированием покупки жилья позволит оказывать помощь в массовом масштабе (на бюджетные средства, необходимые для покупки квартир пяти тысячам льготников г. Москвы, можно оплатить годовую аренду жилья для ста тысяч семей). При этом, обязательным условием создания цивилизованного рынка арендного частного жилья должно стать совершенствование законодательства, направленного на создание стимулов к сдаче жилья (введение повышенного налога на избыточную недвижимость, ставок коммунальных платежей для жилья, в котором не проживает владелец и т.п.), защиту прав квартиросъемщиков (гарантии от выселения, повышения арендной платы и т.п.).

Основными условиями реализации программ строительства быстровозводимых домов являются, по мнению участников слушаний, формирование государственного заказа на такое строительство уполномоченными государственными исполнителями, а также освобождение застройщика от «бюрократических издержек». Целесообразно рассмотреть возможность формирования данного государственного заказа в рамках региональных и муниципальных программ на период от 3 до 5 лет.

Поскольку строительство доступного арендного жилья - долгосрочный проект, предполагающий возврат инвестиций на протяжении нескольких десятилетий, он не может быть реализован без финансовой и организационной помощи государства. Участники слушаний высоко оценивают программные разработки Министерства регионального развития Российской Федерации в части регламентации государственно-частного партнерства в данной сфере, согласно которым органы власти различных уровней возьмут на себя выделение земельных участков для жилых комплексов, строительство коммунальной и социальной инфраструктуры, оформление исходно-разрешительной документации, предоставление налоговых льгот инвесторам.

В то же время, участники слушаний считают принципиально важным отметить, что к строительству социально значимого быстровозводимого и относительно дешевого жилья можно приступить безотлагательно, поскольку:
- в Российской Федерации уже сейчас сформированы значительное количество земельных участков, находящихся в частной собственности, которые обеспечены необходимой для строительства инженерной инфраструктурой либо могут быть ею обеспечены в кратчайшие сроки и которые находятся в населенных пунктах уже имеющих необходимую социальную и транспортную инфраструктуру;
- в Российской Федерации в последние годы создана индустрия быстровозводимого малоэтажного домостроения;
- немалые бюджетные средства для реализации различных жилищных программ выделяются, проблема в том, что условия по их использованию не были сформированы соответствующими государственными исполнителями, в то время как люди продолжают жить в невыносимых жилищных условиях.

Предлагаемая участниками слушаний схема государственного заказа на строительство для государственных нужд - арендного жилья, детских садов и т.п. - позволит существенно повысить эффективность использования выделяемых на эти цели бюджетных средств. В основе данной схемы - опережающее финансирование данных региональных программ путем привлечения средств частных инвесторов под государственные гарантии компенсации затрат по окончании строительства, которое на 100% осуществляется за счёт частных инвестиционных ресурсов, а оплата осуществляется по регламентируемой стоимости после сдачи жилья в эксплуатацию.

Такой государственный заказ может обеспечить начало реализации указанных проектов уже в текущем году за счет не использованных в 2012 году средств целевых государственных программ жилищного строительства, которые в соответствии с гарантийными договорами будут выплачены инвесторам в качестве компенсации по окончании строительства в первые месяцы 2013 года.

При этом компенсация затрат частных инвесторов по опережающему финансированию региональных программ малоэтажного строительства для государственных нужд может осуществляться не только за счёт бюджетных средств, но и за счёт учёта дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, формируемых в процессе реализации региональных программ. Поскольку уровень налоговых отчислений в строительстве составляет в среднем до 40% от объёма реализации, использование представленного механизма учёта дополнительных налоговых поступлений могло бы создать условия, обеспечивающие дополнительное строительство объектов социального назначения в объёме до 40% от общего объёма строительства в рамках формируемых государственных программ, что может принципиально улучшить ситуацию в данной сфере уже в ближайшее время.

По мнению участников слушаний, создание специализированных агентств по формированию фонда доступного арендного жилья - как путем государственной аренды в частном секторе, так и в результате реализации государственных программ быстровозводимого малоэтажного строительства на федеральном и региональном уровнях, станет эффективным инструментом развития, позволяющим аккумулировать финансовые средства (в том числе средства бюджетов всех уровней, средства страховых и пенсионных фондов, иных частных инвесторов), осуществлять организационную и методическую помощь в их реализации.
По итогам обсуждения участники слушаний пришли к выводу, что обсуждаемая тема имеет чрезвычайный характер, требующий оказания срочных мер помощи, что дети не могут ждать, что крыша над головой детям нужна сейчас, и, исходя из вышесказанного, рекомендуют:

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
Рассмотреть вопрос дополнения разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 инновационных предложений Министерства регионального развития России о формировании рынка доступного арендного жилья следующими мерами:
1. Разработать Программу организации государственной аренды жилых помещений в частном секторе с целью социально значимой субсидируемой субаренды остро нуждающимся гражданам (семьям) льготных категорий.
Для практической реализации Программы участники слушаний считают необходимым:
1.1. Рассмотреть вопрос учреждения федерального и региональных операторов Программы; учесть опыт работы ГУП «Центр арендного жилья» г. Москвы.
1.2. Рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение дополнений в Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации, устанавливающие возможность государственной аренды жилых помещений у частных лиц и субаренды этих помещений частными лицами.
1.3. Разработать и утвердить нормативно-правовую базу Программы:
- типовой договор аренды между арендатором (региональный оператор программы, указанный в п. 1.1) и арендодателем (физическое лицо либо компания - застройщик); данный договор должен быть документом государственного образца; условия договора должны быть защищены, возможно страховаться; арендодатель должен быть уверен, что причитающиеся ему согласно договору средства за аренду помещения будут ежемесячно поступать на его счет в банке в течение всего срока договора аренды, а также должен быть уверен в сохранности помещения; стоимость долгосрочной аренды должна индексироваться в соответствии с инфляцией;
- типовой договор субаренды, заключаемый между региональным оператором и гражданином (семьей), предусматривающий также и долю оплаты субаренды, субсидируемую бюджетом субъекта РФ либо бюджетом Российской Федерации;
- критерии и правила предоставления субсидий органами социальной защиты населения, включая порядок предоставления муниципальными органами власти бюджетных субсидий нанимателям в зависимости от доходов нуждающихся в жилье и других факторов (наличие детей, заболеваний и т.п.) и порядок и условия трансфертов федерального и/или регионального бюджетов местным бюджетам для исполнения функций по обеспечению нуждающихся граждан жилыми помещениями в субсидируемых арендных жилищных фондах.
1.4. Отдельной строкой бюджета Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» предусмотреть субсидирование аренды жилья гражданами (семьями) льготных категорий, не имеющими постоянной регистрации по месту жительства либо «ценза оседлости» в регионе их пребывания; данные бюджетные расходы согласуются с приоритетом обеспечения детей «гарантированным социальным жильем» Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, который также предписывает «Правительству Российской Федерации… предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
2. Разработать Программу, которая предусматривала бы формирование организационных механизмов, обеспечивающих финансирование государственных программ в области жилищного строительства в субъектах Российской Федерации за счёт частных инвестиционных ресурсов с последующей компенсацией произведённых затрат за счёт предусмотренных для этих целей средств бюджетов, а также дополнительных налоговых поступлений, формируемых в рамках реализации Программы.
Для практической реализации Программы, по мнению участников слушаний, необходимо:
2.1. Разработать региональные программы малоэтажного строительства для государственных нужд на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включающие:
- определение перечня граждан, состоящих в очереди на обеспечение жильём по каждой из государственных программ, сформированных в данном субъекте РФ;
- определение перечня земельных участков под строительство (включая земельные участки, находящиеся в частной, государственной и муниципальной собственности) с указанием степени их готовности и графика их использования в рамках формируемых региональных программ;
- определение графика реализации региональной программы с привязкой к объёму бюджетного финансирования по данной территории;
- определение перечня участников, а также Координатора региональной программы. Во исполнение Поручений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 рекомендовать субъектам Российской Федерации рассмотреть возможность создания на своей территории специализированной некоммерческой организации, выполняющей функцию Координатора и обеспечивающей формирование и последующую реализацию Программы на территории субъекта Российской Федерации.
2.2. Определить федерального Координатора Программы.
2.3. Сформировать Рабочую группу, в задачи которой входит разработка деталей Программы, анализ возможности использования предлагаемых механизмов в рамках действующих государственных и региональных программ, в том числе определение порядка компенсации затрат инвесторов, а также учёта дополнительных налоговых поступлений, формируемых в рамках региональных программ, выработка соответствующих рекомендаций Правительству Российской Федерации. В состав Рабочей группы, наряду с представителями профильных министерств и ведомств, региональных администраций, включить представителей Общественной палаты РФ, Ассоциации строителей России, Ассоциации российских банков, других профильных профессиональных общественных объединений.
2.4. В текущем финансовом году при участии заинтересованных субъектов РФ рассмотреть возможность практического использования предлагаемых организационных и финансовых механизмов для реализации ряда государственных программ, обеспеченных бюджетными средствами и имеющих большую общественную важность, например, программ обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, многодетных семей и других.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
Рассмотреть возможность внесения в статью 298.3 («Права членов семьи собственника жилого помещения») проекта нового Гражданского кодекса Российской Федерации (проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации») изменений, исключающих возможность при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п. выселения несовершеннолетнего без предоставления социально допустимых вариантов альтернативного гарантированного социального жилья, обеспечение которым является важнейшим приоритетом «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

лоббисты 442-ФЗ, жилищные инициативы, Альтшуллер

Previous post Next post
Up