На днях мне посчастливилось взять интервью для
Brain Works у Николая Витальевича Бурова, человека в нашем городе известного, интеллигентного, умного и действительно образованного. В настоящее время он является директором музея-памятника «Исаакиевский собор», в состав которого, кроме собственно Исаакиевского собора, входят Сампсониевский и Смольный соборы, храм Спаса на Крови и ризница храма Воскресения Христова.
Интервью проходило в рамках первой городской олимпиады по информационным технологиям и искусству среди студентов технических вузов «Айтетики». Говоря пару слов о мероприятии, могу сказать, что это полная инновация в области соревновательно-интеллектуальных игр и проверки знаний студентов. Приз был более чем достойным - оплачиваемая трехмесячная стажировка по получаемой специальности в компании-организаторе «Digital Design», и полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости. Партнерами мероприятия выступил комитет по информатизации и связи, который имеет не последнее отношение ко всем инновационным проектам в городе.
Возвращаясь к теме интервью с Николаем Витальевичем, могу сказать, что я в первый момент была немного стеснена тем, что рядом со мной находится человек такого масштаба, это, конечно, не рок звезда, но человек, делающий многое для города и для подрастающего поколения. А потому, темой для разговора стали не только инновации и музейное дело, но и то самое подрастающее поколение, которое было представлено и на олимпиаде тоже.
Разговор начался просто и легко с марки моего фотоаппарата, а потому дальнейшая беседа продолжилась на такой же светлой ноте, которая продолжалась на протяжении всего разговора. Поэтому, привожу свое интервью здесь, надеюсь, что читать слова Николая Витальевича вам будет интересно читать так же, как мне его слушать.
- Я хотела у вас спросить вот что, ведь Смольный собор довольно давно входит в музей «Исаакиевский собор»...
- Десятый год.
- Да, действительно давно. Но вот эта олимпиада, это первое мероприятие подобного рода и подобного масштаба, которое охватывает именно студентов. У музея есть школьные мероприятия, но студенческих еще не было. Кто вообще придумал это мероприятие и каков был ваш вклад?
- Вы знаете, здесь было встречное пожелание компании «Digital Design», с которыми мы дружим давно, началась наша дружба с Сампсониевского собора, но эта дружба была несколько однобокой. «Digital Design» участвовала в наших реставрационных проектах, буквально своим физическим вкладом в реставрацию той или иной иконы, а там иконы замечательные - восемнадцатого века. И вдруг возникло такое встречное предложение сделать такой совместный, но совместное это относительно, все равно делает, конечно, все «Digital Design» и организационный комитет. Мы со своей стороны участвуем большим интересом, потому что это история, которая только-только по-настоящему начинается. Это история одного поколения «Айтетика». Причем старшее поколение, к которому отношусь я, в лучшем случае не пугается этой темы, а в общем, ну знаете... она такая…как космос для старца из горного аула пятьдесят лет назад.
- Согласна.
- Ну что же… Жизнь развивается достаточно стремительно, и я могу судить по своему сыну. Мой сын студент и он учился в школе, которая предполагала расширенное изучение информационных технологий, и дальше уже языки и прочее, и школа была настолько хороша, что она позволила ему так взять! И легко поступить на четыре абсолютно разных факультета, и на всех четырех на бюджет, и тут я поверил в большую силу информационных технологий.
Но, кроме того, конечно, музейное дело, которое, казалось бы, довольно далеко от всего этого, стоит на пороге необходимого шага, очень серьезного шага, в получении новых технологий, их освоения, и их применения в музейном деле. Это касается не только информационных тем. Информацией-то мы давно владеем, но знаете, тоже слово «Айтетика», ведь его не сразу даже найдешь в Яндексе, потому что пишешь «Айтетика», а тебе откликается «атлетика». И вот ты выкарабкиваешься, потому что и легкая атлетика, и тяжелая атлетика привычнее пока для объема информации, который заложен в сетях. А «Айтетика» все-таки проскребается оттуда, вылезает, и если прослеживать какую-то историю, то это, конечно, совершенно фантастическая стадия развития человечества. Потому что сегодня мы достаточно привычно относимся к слову «книгопечатание» или там «телевидение», но это был те стадии, без которых человечество бы не делало тех колоссальных рывков. Буквально это же не шаг - это рывок, это прыжок. И на сегодняшний день, мы должны опираться и в учетном деле, и в информационном на самые современные технологии, что, в общем-то, наш музей и старается делать изначально.
Мы достаточно жирное предприятие культуры, у нас пятнадцать километров собственных сетей в городе, защищённых сетей. Пятнадцать километров своего оптоволокна, которое связывает все наши, во-первых, музейные площадки, во-вторых, служебные и административные площадки. Мы давно завели собственный сервис, сервис-центр, опять же, защищенный. И в этом плане не то, чтобы отстаем, а даже впереди очень многих. И есть ещё бесконечное число шагов, которые необходимы, и это шаги следующего рода: нам нужно оцифровать и выложить и в пространство, и в хранение уже в электронном виде, всё то богатство что находится в нашем ведении и на нашем попечении. Нам необходимо каждый год придумывать пускай небольшой, но все же шажок вперед для наших посетителей. Потому что все больше и больше приходит молодежи, которые хотят современных форм общения, уже не все воспринимают на ухо просто экскурсовода, кому-то это нужно перенести в айфон на месте или еще что-то. А когда приходят наши гости, скажем, из Азии или с Америки, из Европы, они уже оснащены своими карманными средствами настолько, что они хотят получить быстро и доступно то, что есть у нас. Поэтому надо переходить на другие языковые стандарты и так далее, и так далее и так далее до бесконечности.
Я думаю, что при всем консерватизме музейного дела мы, так или иначе, не можем обойтись без новейших технологий, и к этому будем стремиться сознательно. Лучше опередить свое время и практику существующую, чем потом долго и упорно догонять.
- Вы думаете, что эта олимпиада поможет ребятам внести свой вклад в развитие музейного дела или они, таким образом, больше приобщатся?
- Я бы больше хотел, чтобы было двустороннее движение. Почему? Если вспомнить биографии самых великих физиков-ядерщиков, например. Пример, пусть такой будет. То ни одна величина мирового значения не обходилась без глубочайшего погружения в музыку, литературу, в живопись.
- Ричард Фейнман играл на бонго или академик Сахаров великолепно писал, кстати.
- Вот смотрите, студенты приходят к нам, наверное, затем, чтобы каким-то образом усовершенствовать себя, расширить свой кругозор, и, может быть, воспитать ещё ту часть тела, что душой ещё называется. А она есть, я уверен. Просто она весит очень немного и её пока ещё никто не видел. Но мало ли кто ещё чего не видел? Волны тоже невидимы и ещё сто лет назад о них ещё никто ничего не подозревал. А сегодня всё это необходимо. А с другой стороны мы должны получать, заботясь о будущем. Это великий народ, который не только в винтиках, игрушках и приспособлениях что-то понимает, но в общем, и владеет тем пластом мировой культуры, который к 21 веку настолько велик, что охватить его разом мало кому дано, но стремиться к этому надо. Вот, как мне кажется.
На этом наш разговор завершился, и мне показалось очень важным, то, что я услышала. Можно, конечно, без конца рассуждать, что это переливание из пустого в порожнее, или ещё что-то. Но я считаю, что пока руководители музеев рассуждают подобным образом, музейное дело и культура нашей страны не потеряна, потому что они думают не только о сохранности предметов и самой культуры, но и в том, что эта культура должна быть необходимой, а это - самое главное.