Нешто я должон министру объяснять любой пустяк?

Jan 03, 2013 23:04

Последние 25 лет школу в России неустанно реформировали. Эти реформы с модернизациями можно для простоты восприятия разделить на две группы: явные и тайные.

К явным относятся все скандальные изменения, по поводу которых общественность всласть нашумелась: новые учебные предметы (от ОБЖ и москвоведения до ОПК), ЕГЭ, всякие там слияния школ и прочее. Перечислять нет смысла, поскольку и так все знают.

Тайные же изменения - те, о которых вроде как никто не знает, а если знает, то помалкивает, а если не помалкивает, то это ничего не даёт, даже шума в информационном пространстве, поскольку нет ни конкретного документа и его авторов, как в случае с новым законом об образовании, ни вообще сколько-нибудь внятно определяемого источника. Кроме того, эти изменения касаются вроде бы только самих учителей и директоров школ, а детей вроде бы не затрагивают, так что общественность не станет беспокоиться. А между тем суть этих тайных изменений сводится к тому, что школы зажали так, что деваться некуда.

Я работаю в школе с 1992 года. Тогда было много свободы: разрешили пятидневку, потом уроки сделали сорокаминутными, учителя весьма свободно обходились с планированием и очень мало отчитывались перед вышестоящими, появилось несколько учебников по каждому предмету - ну, и т.д. В целом было хорошо, по крайней мере тем, кто пришёл в школу потому, что его место именно в школе. А потом как-то так незаметно, потихонечку, всё стало возвращаться к советским традициям, но не к тем, об утрате которых тоскуют преподаватели уникальных физико-математических лицеев, гуманитарных и прочих гимназий и других спецшкол, а к тем традициям, которые были направлены на то, чтобы школу держать в узде: постоянные проверки, отчёты, ни шагу в сторону от начальственных указюлек, неуклонное требование повышать процент качества (т.е. пятёрок и четвёрок) опять же, к концу девяностых заставившее почти всех учителей перейти с пятибалльной системы оценок на трёхбалльную - ну, и т.д.

К этому добавились веяния уже нового времени, большей частью на самом деле растущие из того же СССР. В первую очередь это постепенное заболачивание школ идеологией: тематические классные часы, конкурсы и викторины с нужной тематикой, постоянные разглагольствования о патриотическом воспитании и вообще о том, что совсем не обучение, а воспитание - главное дело школы (многие, кстати, в это верят); уменьшение часов на основные предметы и увеличение часов физкультуры, например; портреты президента в нужных местах; возврат шестидневки и сорокапятиминутных уроков, и не потому, что программа этого требует, а потому, что учителя, видите ли, не отрабатывают положенное! Надо ли говорить, что на этом фоне постоянное фальшивое освоение инновационных педагогических технологий и то явное, то тайное понижение зарплат - это уже ерунда на постном масле? Потому что куда важнее иные способы выкручивания рук учителям: постоянная угроза любой клеветы в адрес любого учителя (при нынешнем развитии инфосферы запачкают в момент, а отмыться не мечтай); невозможность объективного оценивания (от количества пятёрок и четвёрок впрямую зависит зарплата); абсолютное бесправие учителей в случаях столкновения с девиантным поведением учеников и их родителей, попросту говоря - с хамством...

Странно, но мне что-то совершенно расхотелось продолжать. Не могу даже точно сказать, почему расхотелось. Кажется, оттого, что о многом я уже писал ( вот здесь, например), а кроме того, потому, что не могу толком понять, нужно ли кому-нибудь читать всё то, что я тут наговорил. Но обсудить готов, конечно.

учительское, школьное

Previous post Next post
Up