Итак, как-то в феврале или в марте этого года, сижу и читаю прекрасную женщину Александрину Россет с ее крышесносными мемуарами, а тут, ба, знакомые все лица.
«Это отвратительное создание, Елена Белосельская, была окружена поклонниками; эта женщина кокетничала с Григорием Волконским и Сутцо, и неизвестно, чья дочь ее вторая малютка - Григория или Сутцо [далее мемуаристка приходит к выводу, что все-таки от Сутцо, кстати, то был весьма популярный греческий поэт начала 19 века, пребывающий на русской службе; про Григория я писала, он младший сын Софьи и Петра Волконских, музыкант и певец, чиновник Министерства просвещения, служил при посольствах в Неаполе и Риме]
Далее:
«Между тем, эта злючка уже устроила и совершила брак своей очаровательной сестры Мари с Григорием. Ей все нипочем, она в день свадьбы будет спать с Григорием и продолжит это потом, живя одновременно с Сутцо, это сука, потому что она не любит любовью своих любовников, она, как Като, любит только похоть и грязную болтовню».
Насчет грязной болтовни кто бы говорил, Александра Осиповна? - хотелось вставить мне.
Кто такая Като, выяснить не удалось.
Что касается Сутцо, то, возможно, вот о ком идет речь (непонятно, только, какого брата имела в виду Александрина, и они ли это):
Сутцо | это... Что такое Сутцо?
Александр (Σούτσος, 1803 1863, и Панагиотис, 1806 1868) два выдающихся новогреческих поэта, племянники Александроса С., валахского князя; образование получили во Франции и Италии; с 1820 г. жили в Париже; выступали ярыми противниками президента…
dic.academic.ru
Вот, кстати, фотография Григория Петровича Волконского:
Суровый мужчина все-таки и усы его как-то не сильно испортили
Вот он с «очаровательной Мари» после свадьбы:
Парный к портрету родителей Мари, рисунок сделан в Фалле художницей Элизабет Ригби
«Очаровательная малютка», то есть, княжна Ольга, выросла вот в такую:
Да, больше похожа на гречанку, чем, хм, на Волконскую. Вот законная дочь князя Григория Елизавета вообще его более женственная и утонченная копия, и там близко нет сходства с этой Ольгой.
А вот Елена Павловна Белосельская-Белозерская, в девичестве Бибикова, - персонаж тот еще. Не очень понятно, почему она вызывала такие сильные чувства в Александрине, что она даже ее «сукой» обозвала. Если учесть, что Смирнова-Россет весьма тепло и несколько фамильярно отзывается о князе Григории, то, похоже, она сама была к нему неравнодушна - если не влюблена, то явно симпатизировала.
В общем, про Елену Павловну говорили, что она была «чванливой барыней», слишком надменной и много о себе воображающей. Внешность у нее была довольно миловидная, неплохое образование + еще хорошие связи. Ведь она была падчерицей Бенкендорфа, да и от своего родного отца, представителя клана Бибиковых, унаследовала отличное приданое. Конечно, была фрейлиной двора и пользовалась благосклонностью света. Она была замужем дважды - после скоропостижной смерти своего мужа Эспера Александровича Белосельского-Белосельского, она вышла замуж за своего поклонника Василия Кочубея. И да, существует множество ее портретов, как в девичестве, так и в замужестве, а также в сравнительно пожилом возрасте:
Это с группового портрета Г. Чернецова, где представлен весь Петербург 1831 года.
Ну для меня, как для беллетристки, сочиняющей историю про кланы Волконских и Бенкендорфов-Ливенов, сообщение о связи бенкендорфовой падчерицы с князем Григорием (мужем бенкендорфовой родной дочери) вообще скандал, отыгрыш всех стереотипов - яркая и успешная сестра уводит парня у другой сестры. Наверное, с детства этот троп засел у меня в голове, когда я услыхала песню «Старшая сестра» Булановой. Надо же, человек женится и в первую брачную ночь идет спать к старшей замужней сестре своей новобрачной... При этом новобрачная сама не дура и не уродка. Конечно, сказанное Смирновой-Россет надо делить на двое, но поздно. Я вдохновилась.
А тут еще кино «Онегин» и - будете смеяться - мем на «Володеньку» (ну, не буду здесь приводить: когда под припев песни Rendez-Vous от Stromae наложен эмоциональный фрагмент из сериала «Красная королева», где главгероиня, встречая своего бывшего, разражается прочувственным диалогом, мол, «ты говорил, что я тебе не пара, Володенька, ну и кто теперь кому пара?», сущая отповедь Татьяны, в общем; под это обычно выкладывают фото себя нелепой, юной и наивной, а потом себя-старше, изысканнее и красивее).
Потом посмотрела, что о том пишут, т.к. не очень поверила, что одна Елина в однова устроила свадьбу сестры со своим любовником, а родители что, совсем не при делах разве? Увидела отрывок из дневника Анны Олениной (та, кстати, тоже родственница Волконским):
«...войдут Дмитрий и Григорий Волконский. Первый не женат, ибо не решается сделать свой выбор [...]. Что касается Григория, то он шутки ради дал себя женить на богатой наследнице, которую для него выбрала его мать, и не разобрался еще, счастлив он или несчастен; тем не менее в свете говорят, что его партия неудачно, ибо свет ни на волос не изменился и все так же злословит обо всем»
Как видим, Оленина тут подчеркивает, что выбор здесь сделан, как я и думала, матерью Григория Петровича, ибо сия Мари еще и является по совместительству племянницей ее долголетнего любовника. К тому же, она и есть наследница имущества отца, так как старшая его дочь Анна вышла замуж за венгерского дипломата Рудольфа Аппони и по закону не имела права наследовать имущество в России.
Насчет счастья в браке, даже князь С.М. Волконский, внук Григория Петровича и Марии Александровны, говорил в своих записках, что счастья не было, они через 16 лет разъехались по разным странам Европы, и виноват в этом был исключительно Григорий, мол, «слабовольный и увлекающийся», да еще и «оторванный от корней» и вообще «богемная личность», при этом милашка среди посторонних, но жуткий тиран и душнила среди родственников. После смерти княгини Марии он женился на своей экономке, годящейся по возрасту ему в дочери, которая и проводила его в гроб, а потом стала его наследницей, впрочем, отказавшись от наследства в пользу Волконских.
В общем, я сочинила историю про Элен, Мари и Грегуара. Сочиняла долго, дольше чем у меня обычно занимает. Ведь я еще покупала жилье, переезжала и делала ремонт, да и работу, которая вечно выскакивает в самое неурочное время, никто не отменял.
В общем, вот что вышло:
Грехи отцов (Дарья Аппель) / Проза.ру
Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной прозы.
proza.ru
Читайте, наслаждайтесь и делитесь впечатлениями. Повесть светская, с отсылками и флэшбеками, есть там и про Пушкина, поскольку Волконские жили в доме, который он снимал у матери князя Григория и там же скончался. Сейчас там музей-квартира поэта.