Ну, про историю Петра и Февронии Муромских нынче не написал только ленивый, и это повторяется каждое 8 июля. Не буду пересказывать - смотрите мультик:
Click to view
Но парадоксально, что святые, ставшие символом любви в православии - кстати, только недавно, ранее 8 июля никак не отмечалось в этом контексте - как раз романтическую любовь не олицетворяют. Да и супружескую - с некоторой натяжкой. Но зато это хороший и поучительный пример того, что значит - взбираться по социальной лестнице для девушки. Эдакая отредактированная и дополненная история про Золушку.
Итак, в сухом остатке, что может история о Петре и Февронии нам сказать?
1) Чтобы подняться по социальной лестнице - иметь шанс хотя бы это сделать и быть замеченной кем нужно - нужно обладать уникальными и полезными навыками. А не просто быть красивой и хорошей (в том и отличие от Золушки - но и эта сказка не так проста, как многие думают).
2) Желательно также оказаться в ситуации, когда от тебя зависит жизнь другого, более высокопоставленного. Не меньше. Иначе так и рискуешь остаться дочерью бортника и выйти замуж за другого такого же бортника.
3) Не обольщайся, что в тебя влюбятся и исполнят все обещания, которые давали. Февронья отлично знала, что князь Петр не станет ей мужем добровольно - она сама поставила его в ситуацию, когда другого выбора нет. Также она не надеялась и на свое женское обаяние - как видим, если бы она была сногсшибательно красива и очаровательна, то князь бы повел ее под венец сразу и добровольно - такие прецеденты бывали. Однако девушка сделала ставку вовсе не на свою "женскую силу" - и не прогадала.
4) Помни, что потом, после брака, жизнь только начинается. В отличие от сказок про Золушку и Белоснежку, в которой все оканчивается свадьбой, здесь начинается самое интересное. А именно - супруги не особо пользуются любовью подданных. Как понимаем, в Муромском княжестве не абсолютная монархия, а имеется нечто вроде народного вече, и им не нравится новоиспеченная княгиня. Тут дело не только в зависти - мол, побрезговал знатными и родовитыми согражданками, предпочтя какую-то чужеземку и простолюдинку. Вполне возможно, что приближенные князя так выражали негодование, что она, "ведьма" (как ее считали), его так просто "развела" на брак. Так вот, необходимо знать, что вокруг может быть множество людей, которые могут быть против этих отношений. И с ними необходимо считаться.
5) Также - любая семья должна иметь какую-то цель, кроме деторождения. Здесь этой целью была власть. Отмечу, что пара Петра и Февронии была бездетна. Последствие ли то болезни князя или княгиня, разбираясь в травах и прочих средствах, эдак предохранялась? Вполне возможно, что князь, согласившись на брак, не согласился на наследников. Между прочим, для княжеской правящей семьи бездетность - критическая проблема, как мы знаем. Но в Муроме, похоже, правителей выбирало вече - раз могло выгнать неугодного монарха, да и не огорчилось, когда монарх отрекся от престола и ушел в монастырь. Так что проблему здесь бы представляло наличие, а не отсутствие наследников.
5) Показательно, что брак оканчивается уходом супругов в монастырь. Здесь как раз и приплетается христианский мотив, но я бы сказала так - следует быть готовым к тому, что "жить счастливо и умереть в один день" не получится. Духовная жизнь у каждого своя. Здесь happy-end вышел несколько creepy, символизируя, что в конце концов супруги соединились для жизни вечной.
Итак, мы видим эдакую анти-Золушку. Ведь Золушка о чем? Живи в говне золе, сноси обиды токсичных родственников, и в один прекрасный день все наладится - но эта удача очень быстротечна, так что carpe diam - успей познакомиться с принцем и протанцевать с ним, оставив ему в залог что-то свое, до тех пор пока стрелки на часах не подойдут к 12-ти. У Февронии не было ни "благородной бедности" (вспомним, что отец Золушки тоже не нищеброд), ни родни с волшебными способностями, но зато и времени куда больше - поэтому для того, чтобы стать женой принца, ей понадобилось не только преуспеть в своем роде занятий, но и проявить недюженный цинизм, умение идти по головам, просчитывать действия других на несколько ходов вперед. Не все на это способны по складу личности. Скажите, сами бы вы стали спасать человека от смерти, поставив ему заведомо не выполнимое для него условие? Скажу за себя - нет, у меня нет таких целей в жизни, ради которых я бы готова была пожертвовать жизнью другого человека. Поэтому тут сложно, как всегда, судить. Скажу только одно - романтической любовью в этом браке и не пахнет. Ни агапе, не эрос, а сплошной людус.