"Союз Спасения": и я это глянула-таки...

Jan 15, 2020 17:58

Начну рецензию сразу с вывода: эта фильма жутко понравится (уже понравилась, судя по волне во ВК) девочкам, пишущим фанфики на ФБ, делающим милые группы с эстетиками про обожаемых исторических личностей. Все же остальные, судя по отзывам, сказали после просмотра: "ну такое..." Присоединюсь к этим отзывам.


Итак, начнем с достоинств, благо их не то чтобы очень много:
- классный саундтрек и весьма кстати подобранные под эпизоды мелодии. Аранжировка известной песни "Наутилуса" прекрасна.
- неплохая (на мой непридирчивый взгляд) боевка
- просто красиво снято с разных ракурсов, СПб вот неплохо получился, в совокупности с дворцовыми интерьерами.
- нет страшных ляпов по мундирам и бытовым подробностям. Однако барышня, выступающая в роли курьера, пусть даже и к жениху, меня смутила.
- неплохие, динамичные диалоги.
- оригинальная композиция - увы, чтобы ее оценить, нужно "вариться" в теме с головой.
- ну и признаться честно - интерес к теме у масс фильм-таки поднял. Споры по поводу декабристов и без того не утихают, но после "Звезды пленительного счастья" 1975 года про них снимали разве что документалки. Так что, хорош или плох "Союз спасения" - он все равно останется в анналах как второй фильм на эту тему.




Недостатки самые важные (за вычетом исторических ляпов - или, скорее, чрезвычайных вольностей сценаристов - Александр Первый, по версии сценаристов, гибнет, случайно (или не совсем случайно) перерезав опасной бритвой сонную артерию; Трубецкой на площадь все-таки выходит, чтобы изменить в самый последний момент - когда победа была так близка; на деле же никто, как известно, его там вообще не видел; диктатор предпочел наблюдать за ходом действий издалека; наконец, казнь декабристов отчего-то ПУБЛИЧНАЯ, хотя из публики там были только гарнизонные солдаты и некоторое количество офицеров и генералов):
- для людей, знающих, кто такие декабристы, лишь из полузабытой школьной программы, и не освеживших свои знания перед просмотром, фильм абсолютно бесполезен. Никакой предыстории, да и вообще связность повествования оставляет желать лучшего. "Кто эти люди и что они делают?" - возникает вопрос у любого зрителя.
- персонажи намечены лишь схематично и сливаются в одно лицо даже у знающих людей. Собственно, в этом есть и достоинство - противники декабристов и сами декабристы, мол, "в одном полку служили" и все выглядят одинаково, никаких коренных отличий нет. Так и было на самом деле. Но характер каждого, кто появляется в кадре, следовало бы показать полностью. Если будет сериал, то, возможно, мы и узнаем who is who (фрагментарность съемки позволяет делать выводы, что таки растянут это на многосерийное нечто). А так... Я даже не могу сказать, кто мне понравился, а кто нет - все какие-то одинаковые.
- далее, по персонажам. Из тех, что более-менее ярки. Александр выглядит как замученный жизнью старший менеджер фирмы, еле-еле держащейся на плаву. Пестель тупо орет и бьет кулаком по столу, перед этим придурочно смеясь. Дабы показать "фанатика". Мда, так фанатики не выглядят... В самом образе автора "Русской Правды" меня лично всегда поражала холодная рассудочность и редкостное спокойствие, отсутствие всяческих "человеческих" страстей, вполне понятных в человеке, который решился предпринять такое вот дело. Муравьев неплох, но только потому что создателями фильма назначен в "главные". Николай, ИМХО, такой же как в жизни - красивый, но тупой. Оцените:


- любовная линия есть, но абсолютно не раскрыта. Не зачет по всем параметрам. Со своей девушкой Муравьев-Апостол рассуждает лишь о планах на тайное общество и бросает многозначительные намеки о грядущих изменениях. Про чувства указано только то, что он сделал невесте предложение - и ее матушка согласилась.
- меня сперва раздражали различные намеки комментаторов, что "на самом деле" кино - про московские протесты лета 2019 года, "и это фильм-предупреждение". Сначала я фыркала - ну сравнили, те вышли с оружием и полками, а у нынешних ничего такого нет. Но потом, в бесконечных фразах, брошенных Муравьевым-Апостолом (явно главным героем фильма) и некоторыми другими его соратниками, складывается такой намек. Мол, "если ничего не менять, то будет еще хуже", "если мы не двинемся, то пропадем". Ситуация в 1825 году была совсем другая, про то, что отсутствие перемен принесло бы усугубление ситуации, - не факт.
- далее, странная выборка исторических событий, выбранных для отражения в кино. Восстание Семеновского полка против их полковника Шварца и его последствия - изложено фантастически, но радует что этот случай хотя бы показан. Проиллюстрирована пара исторических анекдотов из жизни Сергея Муравьева-Апостола (про ответ Наполеону и про шампанское в полку во время входа в Париж). Декабристы на собраниях озабочены исключительно цареубийством - его нам даже визуализируют, весьма эмоционально, динамично и жутко (с намеком для зрителей: "так вот чего эти гады на самом деле хотели!"). Непонятно, что они вообще обсуждали. Про программные документы ни слова. Пестель мельком избавляется от каких-то "компроментирующих бумаг", но само название "Русская Правда" даже не прозвучало в эфире. Рылеев читает отрывок "Исповеди Наливайко" ("Пусть знаю я, погибель ждет..."), и все. К чему, для чего? Я понимаю, что показывать события, которые тихо происходили себе почти 10 лет, в 2,5-часовом фильме крайне сложно, но можно было бы провести более точную выборку.

В общем, моя оценка - твердая "тройка".
Если будет сериал на эту тему - то гляну, интересно, как они раскрыли персонажей. Порезать на клипы данную фильму тоже весьма с руки (это я подсказываю...). Сравнивать с известным кино, снятым на 150-летний юбилей события не стала бы - тут слишком разный уровень и слишком разный жанр. Я бы даже сказала, что авторы свежего кино намеренно отошли от любовной темы, дабы не было ненужных сопоставлений с "Звездой" (хотя жена Рылеева, мало раскрытая в "Звезде", появляется местами в "Союзе") - и как могли, попытались избежать ненужной сентиментальности.

Вообще, моя мечта - сериал по мемуарам Сержа Волконского, вот была бы красота неописуемая... Но будет ли? Никто не знает.

секретнейший союз, быт и нравы, вся-правда-вся-правда

Previous post Next post
Up