Северный ад, или аллегория гибели Британской империи

Mar 10, 2019 22:55

В очередных интернетовских подборках "мистических картин, сводящих зрителей с ума", наткнулась, помимо всех прочих, куда более известных и растиражированных, на вот такую:



Эдвин Ландсир (Landseer), довольно популярный викторианский художник, обласканный самой королевой и, в основном, специализировавшийся на изображениях животных (собак, лошадей и прочих) создал вот такую кровожадную и мрачную картину, не слишком для него характерную.

Год 1864-й. Расцвет Британской Империи, "над которой не заходит солнце", зрелое, но еще не выродившееся в унылое говно викторианство, время, по которому будут ностальгировать впоследствии - да и до сих пор ностальгируют некоторые увлекающиеся "стариной" люди. И тут, в самый разгар и расцвет, рисуют картину о сокрушительном поражении доблестных колонизаторов в непроходимых льдах Арктики. Природа в лице кровожадных белых медведей пожирает останки моряков и покушается на святое - на морской штандарт Британии.

Сюжет картины - не совсем фантазия художника. Это примерная спекуляция на тему судьбы пропавшей экспедиции сэра Джона Франклина, целью которой было найти кратчайший северо-восточный путь из Атлантики. Экспедицию искали 30 лет, сюжет чем-то похожий на изложенный в "Двух капитанах" (правда, там аллюзия на капитана Седова, тоже пропавшего во льдах). Причины гибели - тоже неподготовленность в сочетании с самонадеянностью, но если учесть, что это была одна из первых экспедиций подобного рода, то многое становится простительным. К тому же, на их ошибках учились и следующие поколения путешественников в Ultima Thule.

Итак, Британия, умело завоевывающая южные (и населенные) земли на протяжении сотен лет, присоединявшая к себе многое, оказалась бессильна перед льдами и холодом.

К слову, художники-романтики были очарованы темой вечных льдов, сокрушающих человеческие попытки их покорить. Известно, что картина "Человек предполагает, а Бог располагает" имела два прообраза:


"Ледяное море" Каспара-Давида Фридриха



"Айсберги" Фредерика Эдвина Чёрча

На обеих полотнах, помимо величественных красот неба и ледяных гор, внимательный зритель непременно разглядит обломки мачт кораблей неудачливых исследователей.

К слову, картина про айсберги ("ледяные горы") есть и у "нашего всего" по части романтической живописи - И.К. Айвазовского. Правда, здесь не крайний Север, а крайний Юг, и корабль изображен целый, а не разломанный на части:


Однако, как видим, в отличие от предшественников Ландсир делает акцент не на пейзаже, а на диких зверях (ибо анималист он или кто?) и на общей аллегоричности изображения (отсюда и философское название картины).
Картина была отмечена, удивила многих и собрала свою долю отзывов, среди которых - немало хвалебных. Вдова Джона Франклина не смогла смотреть на столь откровенное изображение страданий и пыток членов экспедиции, организованной ее супругом.
Тут можно фантазировать на тему, что аллегория предсказывает - в конечном итоге, Британская Империя сдастся перед натиском другой, "северной" и "варварской" (не будем называть... Ну, той, которая на карикатурах того самого викторианства и представала в образе медведя), которая порвет флаги и мачты, разломает астролябии и телескопы и обглодает по косточкам трупы неудачливых завоевателей.

Чем же картина заслужила свою мистическую славу?
Обычно в подобных интернет-подборках мы видим шедевры модернизма и сюрреализма, вроде того же Мунка, каждое из картин которого можно отнести к "страшным" и "мистическим"; либо то, что благодаря массовой культуре и коллективному бессознательному нынче считается страшным (скажем, изображения детей, представленные необычно и всегда окруженные флером соответствующих легенд; к этому отчасти относится знаменитая Hands Resist Him, которая, кмк, и рассчитана на то, чтобы зрители пугались и страшилки рассказывали); либо это некие портреты из маноров, в которых, мол, "вселились духи портретируемых".
Здесь же - пример живописи, которая нравится всем и образцы которой все бы рады повесить себе на стену. Художник не пытался изображать бессознательное. Особых "ужасов" мы тоже не видим - возможно, викторианские барышни могли падать в обморок при виде медведей-людоедов, но мы-то много что и не такого видали благодаря современной массовой культуре. Однако мурашки все же пробегают по коже. Вспоминаешь и "Титаник" - гордость британского судостроения, напоровшийся на такую "ледяную гору". И веришь, что тут не про "энергетику" (художник не умер сразу после написания картины и не зашифровал там проклятье), а про сюжет. Ужас здесь именно в спокойствии повествования, в обыденности композиции.
Мистика началась после того, как картиной Ландсира украсили один из залов Королевского колледжа Лондонского университета. А в этом зале частенько принимали экзамены. Студенты - народ суеверный, а во время сессии - еще и жутко нервный, и после того, как у нескольких человек, сидящих под полотном, изображающим смерть во льдах, во время подготовки к ответу на экзамене, сделался нервный срыв, приведший к психическому заболеванию (а самые "везунчики", оказавшиеся рядом с ней, просто пошли на пересдачу - зато с сохранной психикой), ее стали занавешивать Union Jack'ом, дабы флюиды "провального предприятия" не влияли на результаты. Вот как теперь это выглядит (ну, не теперь, а лет 30 тому назад):


Был и такой случай:
Пока картину не занавесили, один из студентов смотрел прямо в глаза изображенному на ней полярному медведю, вошел в транс, сошел с ума и покончил с собой, сказав при этом: "Белый медведь заставил меня это сделать".

Добавлю: странные какие-то студенты. Не помню, чтобы я во время экзамена разглядывала стены и висящие на них картины или стенгазеты. Смотришь только в листок и в билет. А про внезапное сумасшествие студентов во время сессии у нас ходили слухи весьма упорные - то одна отличница, только что блестяще защитившая диплом, запела петухом и ее увезли в дурдом, то показывали, откуда из окна кто прыгал. Наш универ ничем не напоминал Королевский колледж, - украшением служили максимум доски объявлений и расписаний, а также иногда афиши и стенгазеты. Но и тут были свои "легенды" в больших количествах.

the great game, быт и нравы, мистика, kijken, Великобритания

Previous post Next post
Up