Очень вредный текст для писателей

Dec 27, 2018 17:29

Сходите под кат, посмотрите:
Самиздат = самообман.
Ты дописываешь книгу и откладываешь последнюю страницу в приличную по толщине заветную стопку. И тут, словно демон, возникает воспоминание о каком-то доброжелателе, который лучше вас знает, что делать с рукописью. Он знает, что в издательстве рукопись у вас украдут, и соваться туда незачем, там печатают только «своих», и хорошо бы вам найти спонсора и издаться самому.
А вы не ловкач. Знакомого мецената у вас нет. Деньги не печатаете, не крадете и подделывать не умеете… Впрочем, и таком случае находятся герои, способные продать гараж или фамильное ожерелье покойной бабушки. Они умудрятся сунуть вам под нос свой самиздат, искренне полагая, что таким образом пробились в печать. Но не все так просто.

У самиздата нет окупаемости.
Обычная судьба самиздатовского тиража - грудами лежать в квартире автора. Часть тиражика, скрипя зубами, возьмет местный книжный. Но будет ли самиздатовский роман достойно смотреться с батареями книг больших издательств? Скорее всего, его место будет где-нибудь в уголке «корешком внутрь», по словам Эльвиры Барякиной.
Чаще всего самиздат убыточен по той причине, по которой убыточен серьезный процент тиражей больших издательств - отсутствие бесспорного успеха. Но для издательства этот убыток окупается прибылью с других, более успешных в продаже книг. Т. о. издательство может позволить себе убыточный тираж, не продавая гараж. И оно будет пристраивать книги не в один книжный, не в одном городе.
Если автор практичен, то он на лишние деньги купит ноутбук и новый принтер.

У самиздата нет настоящего читателя.
Конечно, добрые друзья самиздатовца приобретут его книги в местном книжном магазине, если не сумеют выклянчить на халяву, а то и неизбежно получить на Новый год. Обзаведутся книгой и друзья друзей и друзья друзей друзей.
Может, кто-то прочтет, не поленится. Пусть даже это и не его жанр. Ну просто почитают, потому, что надо же иметь писателя в окружении. Но книгу не выберут по вкусовому предпочтению, в обычном читательском конкурсе нравится- не нравится. Круг читателей создастся искусвенный, если создастся вообще.

Самиздат - способ опозориться.
Те, кому выгодно, чтобы автор вложил свои денежки в собственный тираж, будут расписывать, как не печатают интересных авторов, как изверги-редакторы портят текст тем, кому случайно повезло напечататься… И в результате автор печатает опус, который считается гениальным лишь им самим.
Вот вы поплачете-поплачете, когда к вам придет отказ из издательства, высморкаетесь, трезво глянете на свою вещь, перепишете ее разиков десять и назад отошлете. И никто, кроме вас , бета-ридера да случайных читателей не узнает, как вы облажались с первым вариантом, все будут говорить, что вы сносно пишете.А самоиздатовец, чья редакция - это чаще всего похвала друзей? Многого ли она стоит? В тем более что друзья друзей и друзья друзей друзей за спиной автора могут говорить о его книге неприятную правду. Короче, если автор самовольно решает, что достоин выставить себя перед читателем, он как правило портит себе репутацию, да еще перед ближайшим окружением, в котором ему жить. Решать достоин ли автор печати должны те, кто рискует на нем своими деньгами и своим временем.

Самиздат - не ступенька к печати в больших издательствах.
Издательству подавай такое, чего не у кого нет. Порой требования к уникальности настолько строги, что даже публикация в сети может стать препятствием. Что говорить о бумажном носителе?
Редчайший случай, когда самиздатовскую книжку расхватали, как горячие пирожки и просят доиздать еще. Чаще всего в течение пяти лет реализации тиража книгу покупают все, кто хотел, и больше издавать ее не надо.
Если самиздатовская книга достойна доиздания и переиздания, то она и достойна издания. Зачем ей быть самиздатовской?

Самиздат = самообман.
Почему тогда многие прибегают к самиздату? Вероятно, от желания, чтоб было все и сразу. Для начинающего автора переплет и печатный текст это предел мечтаний. Вид переплета может ввести в самообман, печать не конец, а начало пути книги. Куда? К читателю или в забвение?

Вот такие установки и привели к тому, что на русском худлит, издающийся не за свой счет, - это переводная литература. Остальные - "старички", которым удалось пробиться лет 20 назад. Скажем, много ли новых имен в историческом фикшне? Взгляните и прослезитесь. Повсюду будет стоять тот же Пикуль. Тот же Иванов. Ну, вычеркнем "любовно-исторические романы" и единственную Ольгу Елисееву.
Когда-то я свято верила таким статьям. Мол, если книгу твою отвергают, даже дежурных отписок вроде "спасибо, но нет" не отправляют, так значит, ты бездарь и написала какую-то хню, которую "серьезные дяди и тети" посчитали недостойной.
Все оптимистичные советы вроде "ну, перепиши еще раз" - разговоры в пользу бедных.
Потому что в издательстве никто не будет читать от начала до конца каждую рукопись. Глянут, что из себя представляет, и откажут или соглашатся на этом основании. От того, что вы на 78 странице назвали героя другим именем, а на 115-й допустили несколько корявые фразы, ваша рукопись в глазах издателей не выиграет. Это просто не заметят.
Тут все очень тупо.
- если вы вообще начинающий автор, чье имя даже никто ни в какой связи не слышал (не только в связи с писательством, но и вообще вы ноунейм по жизни, а не популярный блогер или инфлюэнсер еще какой) - откажут.
- если у вас в издательстве нет знакомых и друзей, которые могут продвинуть ваше дело - тоже откажут.
- если у вас книга длиннее или короче нормы - откажут
- если книга по сюжету не похожа на то, что было популярно раньше - откажут (а вдруг не окупится такое издание?)
- если вы не входите в серии - тоже откажут (но о том, издает ли издательство такое, как у вас, вообще, нужно раньше задумываться)
- если ваша книга похожа на то, что оказалось непопулярным - тоже откажут.
- и вообще, если ваша вещь хоть в чем-то отличается от "среднего по больнице" - откажут, только если не будет благоприятного стечения обстоятельств, вроде случайно увидевшего рукопись главреда, которого вдруг проникло.

А вы будете сидеть и думать, что вся причина в том, что вы бездарь и написали дерьмо. А потом еще и дивиться - почему издают куда хуже?
Вообще, немного имеется среди нашей братии людей с завышенной самооценкой, которые полагают, что они напишут шедевр сразу же, стоит только сесть за комп. Человек творческий, как правило, имеет весьма развитого внутреннего критика, который и за меньшее шпыняет. Обычно у нас есть внутренние стандарты качества. Теперь представьте, насколько этому критику малина будет в случае отказа? Ах, "специалисты" не взяли, значит, зря все это было! Никогда больше... Ну вот как я, когда увидела, что происходит с "ДБ".
Не повторяйте моих ошибок, а если вам начинают приводить тезисы под первым катом - шлите таких людей в лес надолго.

Самиздат - вещь очень нужная.
Есть разница между тем, будет ли выложена ваша книга на бесплатном сайте, затерявшись в ряду других таких же, и тем, что вы будете иметь ее печатный экземпляр с собой. Вкратце, почему это нужно?
- экономит ваше время. В среднем, в "правильных" издательствах между согласием на издание и публикацией книги проходит немало времени. А в магазинах она появится только через год. Самиздат позволяет вам увидеть книгу сразу, как только вы ее вычитали и отправили на издание.
- позволяет вам самому выбирать дизайн. Не секрет, что у каждого издательства есть свой стиль оформления обложек и внутренней начинки. Зависит, чаще всего, от бюджета и эстетических предпочтений. Когда бюджет мал, а денег нужно заработать побольше, то идут уловки для "экономии". Бумага худшего качества, жесткая экономия на корректуре (ее фактически нет, такое ощущение; если вы перфекционист, проще сделать самому), некрасивые шрифты и страшные картинки на обложке... Каждый автор имеет в голове представление о том, как будет выглядеть плод его многомесячных усилий на бумаге. Некоторые даже сами рисуют иллюстрации. А тут - "нравится-не нравится, спи, моя красавица". Есть шаблон, под него подгонят все книги серии, включая вашу, а вне серий издательства ничего не издают. В самиздате у вас куда бОльшая возможность нарисовать уникальную обложку, делать уникальные иллюстрации.
- по поводу "заработать"... Как раз, на самиздате делать это проще, нет отчислений в магазин и издательство.
- по поводу читателей. На деле, то, что ваша книга будет издана не за ваш счет, еще не гарантирует того, что она не будет пылиться на полках магазинов, "там, где их никто не брал и не берет", как у Цветаевой. Автор вы начинающий, тираж будет маленький, особо пиара никакого не начнется. Особенно если эта книга похожа на другие, изданные тем же издательством (а она будет похожа). Наоборот, "штучные" книги с необычным оформлением, красиво выглядящие и написанные на небанальные темы, будут привлекательнее для тех, кто до сих пор покупает книги в бумаге.
- проблемы, изложенные в этой статье, касаются, в основном, пиара. Но, повторюсь, пиар - причем ваш самостоятельный - будет нужен, и когда книгу издаст за вас крупное издательство. Иначе вас просто не будут раскупать, и второго такого раза не наступит.
- то, что вас не будут читать не родственники (меня вот родственники, за исключением свекрови, вообще не читают, среди поклонников - вообще люди, со мной кровью не связанные) - тоже фигня. Людям все же хочется читать что-то свежее и небанальное, а не то, что им решили преподнести как оное. К тому же, ищут по темам. Я вот прочитаю любую свежую книгу про начало 19 века, и не буду смотреть на название издательства. Многие из тех, кто читает меня, тем и руководствуются - видят тему, видят сюжет, который может импонировать или нет.
- если вы боитесь, что не сможете продаваться - ну, тысячу экземпляров вам необязательно заказывать. Я вот заказала 10. Их расхватали сразу, остался мой авторский, кажется, и все.

На самом деле, опубликовав в этом году с помощью "Ридеро" свою книгу, я поняла, что совсем "подписалась" под званием писателя. Мне уже есть, что показывать людям. Это совсем иное ощущение, чем от книги в электронки. Результатами я довольна.

поучаю паству, кухонное, МТАшные страдания

Previous post Next post
Up