Мне вот что интересно - как авторы относятся к такому явлению, как фанфики на их произведения? Радуются, что их персонажи и мир стали настолько популярными, что вдохновляют сотни фикрайтеров на "нетленки"? Или же негодуют, так как фанфики представляют собой очень вольно переработанную версию событий и героев, иногда напрямую противоречащую тому, что вкладывал в них автор? Кроме того, уровень фикрайтеров очень разный: от весьма приличного до очень убогого.
Кстати, мне самой иногда приходит на ум - а не фанфик ли я пишу по реальным историческим событиям? Чем исторический роман-то отличается, я ж не создала Вселенную, сюжет и героев "с нуля", а "пришла на все готовое"?
В общем, много вопросов. Я заметила, что вообще очень нервно реагирую, когда кто-то касается "моей" темы и, особенно, "моих" героев. Есть весьма пристойное, но недавно я "на берегу Рио-Пьедро села и заплакала", почитав кое-что про Кристофа "из свежего" и вскричала: "Вы его любите неправильно! Он был не такой! Он был круче! Я щас вам напишу, насколько круче!" Потом самой смешно стало. Уж больно меня занесло. Так что напишут фанфик по "Детям Балтии" или "Девятому Всаднику" или нет - я не хочу этого знать. Но, не скрою, будет любопытно глянуть, что же выйдет.
Так вот, фанфик для автора, как по мне, - и комплимент, и указание на некие ошибки. Комплимент - ему удалось создать очень привлекательных персонажей, в которых влюбилось много читателей. И вообще, его книга не просто для потребления ("почитал-забыл"), а для вдохновения на следующие свершения.
Скажу еще - книга не обязательно должна быть хороша с литературной точки зрения. Хорошее и вдохновляющее - немного разное.
Указание на ошибки - в книге есть определенно "провалы" и "лакуны". Которые люди и хотят восполнить.
Кроме того, фанфики пишут на довольно длинные вещи. А в длинных книгах возможны всевозможные причудливые "повороты сюжетов".
Теперь про шипперинг (вкратце - термин я узнала лишь недавно, так как вне контекста Фикбука. Все время в своих юридических текстах я переводила его как "доставка грузов" или "погрузка", но означает он - "совместить несовместимое", то есть, выступить сводней тем персонажам, которые по книге/фильму не были влюблены друг в друга). Каюсь. Я делала это часто, но в применении к историческим персонажам, не зная, как сие называется. Потому как очень заманчиво. От одного додуманного мною пэйринга я не откажусь: ГГ с королевой Луизой. Потому как уж больно красиво. Романтика, символика и мистицизм зашкаливают. /В общем, это мой ОТП (One True Pairing; я вообще много слов узнала)/ С Катериной Павловной в контексте "Детей Балтии" было весьма необходимо, но вне контекста данного сюжета это нецелесообразно, хотя по истории взаимное неравнодушие (разного рода) там было. Ну и я вообще неравнодушна к мотиву любви-ненависти.
Сам факт того, что читатели настолько не довольны "парами", которые прописал автор, что сами создают другие, - это звоночек для писателя. И читателей здесь понять можно.
Авторы грешат, как правило, тем, что "пэйрят" ярких героев с "серыми мышками". Исходят из категории "противоположности притягиваются". Или же, напротив, в пару марти-сьюшному персонажу дают мэри-сьюшную героиню, которые все сокрушают. Или же просто пустышку-куклу. Я терпеть не могла серию про Фандорина, так как автор постоянно пэйрил такого хорошего героя с шаблонными женщинами. Но когда он создал супер-ниндзю О-Юми-Сан как "лучшую женщину Фандорина" (Акунин, скорее всего, задумывал ее как "символ самой Японии"), мое терпение лопнуло, и я чуть было не выкинула увесистый том в окошко. Потому как это too much. Имея такого героя, я бы его сделала асексуалом или дала бы ему одну жену на весь сезон, или, если нужен постоянный промискуитет, сделала бы его глупым - или неудачником, но Акунину захотелось совместить несовместное - Холмса с Бондом. Что и имеем.
Со слэшем же все интересно.
Признаюсь - я, наверное, жуткий гомофоб, тк меня бесит поток слэша. Стоит герою быть красивее обезьяны - так начнется слэш. Стоит герою иметь близкого друга/подчиненного - так и опять слэш. Как правило, процесс слэш-создания неподконтролен автору. Причина - в головах писателей и читателей.
Причины сего дела таковы:
- слэш возникает от того, что авторкам (почти всегда это женщины) претит тот факт, что у любимого героя мужского пола есть баба. Или его баба совершенно ему не подходит (возвращаемся к вопросу о шипперинге). Возникает подспудная ревность. Если в книге есть второй персонаж, столь же привлекательный, то и хочется их свести.
- слэш идет от незнания и отношения к гей-связям как к "запретному плоду", чему-то сверхпорочному и таинственному. Ну и сейчас это нагнетание "пропаганды" и всего прочего.
- в нашей культуре (так сложилось, простите) гомосексуализм всегда неотрывен от S/M-элементов. В представлении гетеросексуальных людей отношения между геями всегда строго иерархичны - "нижний" и "верхний", кто-то должен быть "мужчиной", кто-то "женщиной". Тогда как гет-отношения допускают разные варианты (но гет-авторки знают это из своего опыта, неинтересно же). Часто слэш - это попытка описать такую строгую иерархию в любви. Впрочем, книги с гет-отношениями, вроде "Сумерек", которые написаны примерно о таком же (но там совершенно и намеренно "никакая" главгероиня, которую доводит до своего уровня марти-сьюшный сверхъестественный персонаж) тоже популярны. Другое дело - их меньше. Ибо это несколько оскорбительно, только подчеркивает неравенство полов.
Вот это основные причины.