Бывает так - приезжаешь в какое-то место, от которого много чего ждешь, а там "всё не так" и ощущение, что тебя обманули.
С тем, что я называю по старинке Ливонией, тогда как правильнее - Прибалтийский регион Европы - все было с точностью до наоборот. Я ожидала найти "мерзость запустения" и "сплошной совок", о котором часто пишут. Не нашла, вполне стандартно-европейски, чуть ниже уровнем, чем NL, но тоже симпатично. Только почему-то почти всегда говорят на русском, что непривычно и вводит в смущение. Я уже отвыкла говорить на русском с кем-то, кроме моей семьи.
А еще припереть книг 20 оттуда на своем горбе - мда, это и есть я)
И какая-то странная смесь России и Германии.
Я была в Кейла-Йоа, подробности о моем путешествии есть в Инстаграме, здесь не публикую.
Дважды я забредала на "то самое кладбище" и "ту самую могилу" ист. персонажа, с которого начался весь этот Orzhov, специально их не ища. А оно расположено в самой глубине леса. Кажись, это знак))
В Мезоттен/Межотню не добрались, там далеко ехать. В следующий раз прицельно поедем туда.
И, кажется, все понятно, как связать дух Orzhov'а с увиденным. Кое-что интуитивно становится понятным.
А еще, как мне показалось, Лифляндия и Эстляндия - это не про города, а про природу. Возможно, в этом и печаль - когда отходит человек со своими индустриальными объектами, наступает лес, и выгода тут двоякая. Поэтому стоит в следующий раз прицельно поехать в Мезоттен, расположенный, собственно, посреди природы, как и Фалль (Кейла-Йоа). Красивое небо и закаты - туда же.
Вообще, в Прибалтике многое интуитивно понятно. Чего, например, не понятно в современной Германии, не говоря уже про Испанию и другие романские страны.
Обидно, что остзейских немцев там разровняли с лицом земли, память выветрилась, как дым. "Спасибо" идее национального государства. Я говорю про города, на мызе Фалль эта память есть, но больше там, конечно, Волконских (что исторически оправдано, Фалль не было родовым имением Бенкендорфов, у них была вотчина Штернгоф, которую Кристоф Бенкендорф кому-то продал). Разве что памятник Барклаю-де-Толли в Риге, рядом с православным Кафедральным собором (кстати, количество православных церквей, не скромненьких, а вполне себе пафосных, меня тоже удивило в Риге и Таллинне). И Искюльская лестница в Таллинне. Кстати, знаменитый рижский бальзам тоже на поверку оказался "остзейской выдумкой" - рецептуру придумал остзеец, производством тоже занимались остзейцы. Читала такую мысль, что к тамошним немцам отношение плохое со всех сторон: мало того, что угнетали латышей (вплоть до запрета въезда в Ригу и занятия торговлей), так еще и служили РИ (а кому им, собственно, служить?). Поэтому "помер Трофим и черт с ним". В РИ остзейцы тоже "не вполне себе" - ряд историков, пристально копаясь в родословиях, находит поводы отнести Ливенов, Тизенгаузенов и прочих к русским - по праву родства с псковскими, новгородскими и полоцкими князьями - другие же тупо вычеркивают их.
И про них еще не написано нормального нон-фикшна. У меня появилась мысль... Только я не знаю, как подобное вообще пишется.