Итоги антропологического исследования скелетов, найденных на территории Петропавловской крепости.

Feb 15, 2017 21:16

Оригинал взят у zihuatanexo в Итоги антропологического исследования скелетов, найденных на территории Петропавловской крепости.


На останки жертв Красного террора наткнулись случайно в 2009-м, во время земляных работ у внешней стены крепости, напротив Артиллерийского музея. К раскопкам привлекли археологов. К 2013-му они обнаружили больше десятка захоронений, датированных ноябрем 1918 - январем 1919 года. В это время в тюрьме Трубецкого бастиона большевики содержали сотни арестантов - «классовых врагов и контрреволюционеров». Часть из них расстреливали тут же, на острове.



Всего, по данным специалистов НИИ антропологии МГУ, в ходе раскопок в расстрельных ямах у Головкина бастиона с 2010 г. были найдены останки 152 человек, но это число может вырасти до 160.
Антрополог Денис Пежемский три года исследует останки жертв Красного террора, обнаруженные у стен Петропавловской крепости. В феврале он обнародовал первые выводы своей работы.
-Работая, мы все время держали в уме, что часть захоронений может относиться к периоду блокады. Некоторые ямы находились очень близко к поверхности. Но сейчас нет никаких сомнений, что все останки относятся к периоду Красного террора, они имеют схожие следы смертельных пулевых ранений.
Расстрелы, видимо, происходили у стены Головкина бастиона.(На этом месте тогда находился хозяйственный двор Монетного двора, окруженный глухим забором.
Часть следов пулевых ранений говорит о выстрелах в спину, часть - бесспорно свидетельствует о том, что человек стоял лицом к своим убийцам. Есть следы выстрелов в голову, возможно, с близкого расстояния. Однозначно были случаи, когда убийство мало походило на казнь - пистолет или револьвер вставлялся в рот человека и спускался курок...
 Кроме того, мы обнаружили следы ударов тупыми тяжелыми предметами, например, в подбородок. Я подозреваю, что это удары ружейными прикладами. Может быть, людей добивали или мучили перед расстрелами.
В настоящее время идет работа по идентификации найденных останков. Для этого количество жертв в отдельных ямах сравнивают с расстрельными списками, печатавшимися в  газетах в 1918-1919 гг. И это уже дало свои результаты: в самом первом из найденных погребений обнаружили 16 человек, в том числе одноногого инвалида и женщины. Это число и состав участников фигурировали в одном из дел о «контрреволюционной организации».



Позже была проведена генетическая экспертиза, которая позволила точно идентифицировать останки героя русско-японской войны генерал-майора Александра Николаевича Рыкова (1874-1918), который потерял ногу вследствие ранения в Порт-Артуре.
Репортаж о его перезахоронении -
http://www.baltinfo.ru/2011/11/14/Ostanki-zhertvy-krasnogo-terrora-Aleksandra-Rykova-predali-zemle-241046



Однако количество, пол и возраст людей, найденных в других ямах, с информацией из «расстрельных списков» не совпадают, что связано с нарушением целостности захоронений в ходе позднейших строительных работ и с другими факторами. Возможно, найдены не все захоронения казненных. Так, не обнаружены останки великих князей, внуков Николая I - Георгия Михайловича, Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича и Павла Александровича. Известно, что они были расстреляны на территории Петропавловки, но ни в одном из захоронений не были найдены останки сразу четырех мужчин с возрастом больше 55 лет.



Рассказывает Антрополог Денис Пежемский
- У стен Головкина бастиона было обнаружено несколько расстрельных ям. И только одно захоронение было единичным - мужчина, биологический возраст - 45-55 лет. Мне с самого начала оно не давало покоя.
Расстрелы велись глубокой осенью и зимой. В это время никто лишние ямы рыть не хочет. Мы точно знаем, что число людей в захоронениях не совпадает с расстрельными списками. То есть яму закапывали не после каждого расстрела. Еще какое-то время она стояла, «ждала» следующего списка. А этого человека убили выстрелом в голову и быстро закопали, нужно было моментально скрыть следы преступления.
Антропологическими методами, в том числе методом словесного портрета, удалось описать по черепу очень специфические черты этого человека. У него очень крупный мозговой отдел черепа с развитыми лобными и теменными буграми. Голова крупная, а лицо небольших размеров, узкое. При этом нос резко выступающий, «орлиный» профиль такой. Я пока не работал с фотодокументами, этим занимаются историки.



Однако случайно обнаружил портрет Михаила Алексеевича Беляева, в котором тут же «опознал» эти черты.
Пока что это гипотеза, нужны данные дополнительных экспертиз. Образцы этих останков уже направлены в генетическую лабораторию. Со дня на день мы ждем результаты. Если удастся вычленить ДНК, начнем искать родственников погибшего министра, чтобы сравнить образцы.
В перспективе, может быть идентифицирована треть останков. Вероятно, вся молодежь не войдет в этот список. Может не оказаться документов по ним, их фотографий, скорее всего, они не оставили потомков. Для людей зрелого возраста вероятность идентификации значительно выше. В захоронениях совершенно точно есть участники боев Первой мировой с зажившими переломами и культями. Конечно, большой вопрос, велась ли медицинская документация с 1915 по 1917-й год, в каком состоянии она была. «Безмолвных» останков, к сожалению, будет много. Но наша цель - идентифицировать как можно большее число лиц.-
(Все фото и информация с сайтов)
http://www.fontanka.ru/
https://i-podmoskovie.ru/php/

Разобраться

Previous post Next post
Up