Источник: по мотивам книг Лоис Макмастер Буджолд «Барраяр»
Мастера: Екатерина Сердюкова, Михаил Сердюков, Анастасия Купцова, Михаил Боголюбов
Место: коттедж в Екатеринбурге (второй прогон, первый - в Питере в 2014)
Даты: 4 по 5 ноября 2016 года
Количество: 35-40 человек
Взнос: не дифференцирован, 3500 руб
Группа игры:
https://vk.com/club118749059События игры происходят после окончания Первой Цетагандийской войны и до восстания Эзара Форбарра
Литературный отчет о жизни и смерти персонажа Алисы Фортугаровой
Алиса открыла дверь, лишь когда услышала голос Элизабет. Но та стояла в коридоре, разговаривая с Доркой. Несколько мгновений тишины, после чего Алиса делает шаг, берет Элизабет за руку, тянет её в комнату, сказав слабым голосом что-то вроде «нам нужно поговорить…», и захлопывает дверь на замок перед Доркой.
Алиса и Элизабет долго сидели и обсуждали сложившеюся ситуацию. В основном говорила Элизабет, спокойно, четко и по делу: «Да, я в курсе. Но сейчас главное - чего хочешь ты, Алиса. Я не знаю, как ты жила последние годы. Тебя могли обработать психологически: поддельные письма и тому подобное. Либо ты могла повзрослеть и разлюбить моего сына. Или же ты его по-прежнему любишь. В любом случае моя семья на твоей стороне, что бы ты не решила». А Алиса сама не знала, как она хочет поступить. Ей было страшно. Она боялась за свою семью и за Дорку. И понимала, что любое её решение ляжет грузом ответственности на её плечи. «Бедная девочка, как тяжело тебе жить без мамы…». Слезы, Элизабет гладит Алису по голове, утешая.
Всё, что может собрать Алиса из обрывков мыслей и чувств у себя в голове - это «как я могу оставить Юрия, он так мне доверяет… кто будет тогда его лечить…». И Элизабет озвучивает вслух то, что Алиса еще даже не оформила в свое мнение - не то что в связную мысль - что Алиса чувствует ответственность за Юрия и за его здоровье, а также за весь Барраяр, ведь зачем ему безумный император, когда есть возможность держать его в трезвом уме и твердой памяти. А это значит - Алиса поступается своими чувствами к Дорке ради императора и своей страны. Это значит - навсегда оставить возможность быть вместе с возлюбленным и стать императрицей - поддержкой и опорой императора. «Ты очень сильная, девочка, ты сможешь это, я уверена. Моя семья будет молчать. Дорка к тебе больше не подойдет. А ты должна прямо сейчас взять себя в руки и не давать повода для сплетен. Спину прямо - ты невеста императора. На все вопросы отвечай: «Нет, неправда. Нет, ничего не знаю». Пусть попробуют тебе возразить. Ну же, выше голову, будущая императрица». Всё, что Алиса могла делать на тот момент - это только кивать и соглашаться. Постепенно до нее дошло, что да - вот она, её позиция. Именно так она и думает. И это единственное верное решение. Вытереть слезы, выпрямить спину и идти к подданным. Она сможет спокойно смотреть на Дорку - у нее есть более великая цель, чем достижение своего личного счастья, и она фор-леди.
«Девочка, а ты думала, как объяснить императору, что ты не девственница?» - «Нет…» - «Так. Спокойно. Спокойно, я тебе говорю! Я всё устрою. У нас на Бете есть специальные врачи, к которым молодые девушки идут в период своего полового созревания. Мы сделаем так, что тебе дадут справку, будто это было медицинское вмешательство. Я завтра же пойду к императору просить стать твоей посаженной матерью, ведь своей у тебя нет. Всё решится хорошо, я уверена, я буду убедительна. Вот видишь, большой проблемы и нет, всё решаемо». Огромное облегчение в глазах Алисы - она действительно об этом совершенно не подумала. «А теперь - прочь из спальни. Пойдем. Ты справишься».
После разговора Элизабет у Алисы было такое ощущение, что за спиной выросли крылья. Она, уже не боясь, не спеша вышла из комнаты. Спокойно взглянула на Дорку и прошла мимо. Спустилась в общую залу и налила себе чаю. Улыбнулась миледи Форратьер, ответив ей, что всё в порядке. Увиделась с Юрием, который сказал, что соскучился по ней, посидела с ним, заварила ему чаю (с лекарством). Поговорила с Софией - та начала рассказывать ей про какой-то тайный ход из библиотеки, случайно найденный за дальним стеллажом. Услышав про шпиона из военных и подслушанный разговор - сразу сказала, что нужно обо всех подозрениях рассказать Зальбергу - так велел император. Нашла Зальберга и рассказала ему про услышанное, выполнив свой долг гражданина Барраяра. Попыталась отговорить Софию лезть в этот залаз ночью - мало ли куда он ведет, это очень опасно (но, если что - у Алисы есть фонарик). Словом, Алиса занялась обычными повседневными делами, стараясь вести себя естественно, как и все две недели до этого.
Позже, ближе к полуночи, графы с императором поднимали бокалы за здоровье императора в большой зале, а Алиса через стенку сидела в приемной гостиной, с открытой дверью. Со всеми, и всё слышит, но в то же время отдельно. Пару часов Алиса была увлечена вышиванием. К ней никто не подходил, с ней никто не завязывал разговор. Её это полностью устраивало - Алиса хотела подумать. Вышивание - отличная релаксация, как говорила Элизабет. На канву легли новая ягодка и листочек. Алиса слышала, как император удалился спать. Начали расходиться по покоям гости. Алиса и сама уже подумывала пойти в спальню. Но тут появился Дорка, сел на стул напротив, протянул шпильку с бабочкой (Алиса раздраженно убрала ее в шкатулку с вышивкой, не задавая вопросов) и в 125 раз начал «Алиса, давай поговорим». Алиса собрала в кулак всё свое самообладание, равнодушно ответила: «Я уже всё сказала тебе, что хотела», и продолжила вышивать.
Через несколько минут к ним подсела миледи Форратьер, которая увидела, что Алиса сидит наедине с мужчиной, и сразу же присоединилась к разговору, уведя внимание Дорки на себя. Алиса вздохнула свободнее и порадовалась, что миледи такая внимательная и чуткая. Дорка и миледи обсуждали военную карьеру Дорки, будущее Барраяра, космический флот, а Алиса вышивала и не хотела уходить - ей нравилось сидеть недалеко от Дорки, видеть его, слышать его голос, пусть и обращенный не к ней. И сейчас ей этого было достаточно. Главное, что он живой и невредимый.
Впрочем, её хватило на час-два - усталость взяла верх. Да и утомил слегка Алису разговор, в котором она большую часть обсуждаемого не понимала. Около четырех Алиса убрала вышивание, извинилась перед миледи Форратьер и удалилась к себе. Миледи сказала, что пойдет спать позже. Перед уходом ей так хотелось сказать, чтобы Дорка был осторожен с миледи, но возможности донести до него это лично не представилось, а Алиса подумала, что он ведь не дурак - сообщать что-то лишнее доверенному лицу императора. Уходя, уже за спиной Алиса услышала фразу миледи: «Больше никогда в жизни не смейте смотреть на нее ТАК», но не придала этому большого значения. Алиса ушла, а Дорка и миледи Форратьер остались в гостиной.
Около часа Алиса готовилась ко сну. Умывалась, расчесывалась, переодевалась. Уже почти легла спать, но подумала, что нужно дождаться миледи. А потом решила спуститься до нее самой, и еще захотелось вернуть шпильку Дорке - просто на память, как прощальный подарок. Пусть останется у него. Алиса накинула на ночную сорочку палантин и спустилась в гостиную. Дорка и миледи действительно всё еще были там. «Миледи, вы пойдете спать?..» - начала Алиса, входя в комнату, зажимая в руке шпильку… и осеклась, увидев выражение лица Адель. Это был не просто шок, это была полная прострация. Миледи медленно перевела взгляд с Дорки на Алису, и Алисе захотелось завизжать, заплакать, убежать из комнаты, улететь с планеты, немедленно разбудить Элизабет, застрелиться - и всё одновременно. В голове вопила мысль: «Он ей всё рассказал! ОН ЕЙ ВСЁ РАССКАЗАЛ! Боже, зачем?! Нет-нет-нет, нельзя, неправильно! НЕТ!». Но Алиса не просто девочка, Алиса - фор. В любой ситуации веди себя подобающе. Поэтому на ватных ногах, в диком испуге, удерживая палантин на груди, она подошла к дивану и села рядом с миледи. Как бы она не боялась - она заварила эту кашу, и ей отвечать за всё, что случится.
Далее последовал долгий и тяжелый разговор. Адель спрашивала Алису: «Зачем?», Дорка пытался перевести внимание миледи на себя и продолжал что-то ей говорить, Адель отворачивала лицо от Дорки и смотрела только на Алису, а Алиса пыталась собрать осколки мыслей в связный ответ и объясниться. Ведь Алиса не знала, не знала тогда, что она станет невестой императора! Никто ей не удосужился сообщить! Но шепот Адель: «Ты его никогда не любила? Юрия? Я знала, я догадывалась…» вновь разбил ответ Алисы. Действительно, какая разница, знала она или нет? «За что вы ему изменили?» - «Я ему не изменяла…» - «Вы убили его. Вы его просто убили. Он вас так любил». Дорка пытается вмешаться в диалог. Его посылают к черту и Адель: «Я разговариваю НЕ С ВАМИ, я буду говорить исключительно с миледи», и Алиса: «Дорка, умолкни, ты уже сделал всё, что мог».
Алиса еще пытается что-то сделать: «Миледи, ведь если он не узнает… если ему никто не скажет… миледи, прошу…». Но Адель уже приняла решение. «Здесь есть кто-нибудь из Политвоспитания? (людям за стенкой) Взять Алису Фортугарову под охрану. (отказываются, говорят, приказ императора был иным) Я МОГУ вам приказать, от имени императора. (отказ) Тогда разбудите Зальберга. Немедленно. (встает) Сопроводить меня и Алису Фортугарову в камеру». Алиса понимает, что если чуть раньше она еще могла сбежать, то теперь уже всё. Под охраной они спускаются вниз, проходят в свободную комнату с матрасом на полу. Алиса без сил падает на него, Адель садится рядом. На задворках сознания мелькает горькая мысль: «Он даже ничего не предпринял, когда меня уводили… Не сделал ни-че-го». Допрос повторяется, но теперь в присутствии Зальберга. Алиса не может сдержать слез и утыкается лицом Адель в колени. А Адель… она то жалеет Алису, гладит по волосам, говорит «бедная глупая девочка», а то становится жесткой, стальным голосом говорит, что «вы своими руками порушили его жизнь и любовь», и по глазам видно, что еще чуть-чуть - и ударит Алису. И от этого контраста Алисе становится еще страшнее.
Пересказывая информацию Зальбергу, Адель довольно резко выражается, что «невеста трахалась с Доркой Форбаррой три года». Но ведь это неправда. Алиса находит в себе силы поднять голову и говорит, что «вы не правы. Я спала с ним, но это было три года назад, и только после того, как мы поженились». Немая сцена, Адель переглядывается с Зальбергом. «Они не знали… Может, я сказала зря?.. Но уже не важно… Я не женщина легкого поведения, он мой муж…»
Зальберг тоже не знает, что делать и как сообщить новость императору, о которой скоро узнает весь дворец - ведь были свидетели: «Может, убьет, а может, простит, кто его знает, он волен делать что хочет… Может, разбудить его прямо сейчас?». Алиса тихо говорит: «Я могу сама ему всё рассказать…». Адель довольно резко бросает: «Дура». Допрос продолжается: «Почему вы не сообщили никому? Зачем вы это скрыли? В чем ваша цель?». Обреченно Алиса отвечает: «Спросите у моего отца». Да, она его «сдает» этой фразой, но ведь уже без разницы, его никак не спасти - слишком поздно, пострадают все, и не важно, что она еще скажет.
Алиса не знает, сколько продолжался этот кошмар, не смотрит на Адель и Зальберга. В какой-то момент она слышит: «Может, проще дать ей оружие в руки?». Адель отвечает: «Я бы сама на её месте так поступила давно. Но нет, это слишком просто». А Алиса согласна - да, это лучший вариант, ведь она опозорена перед всеми. Ищет глазами в комнате плазмотрон - но его нигде нет. Значит, не судьба…
В шестом часу уходит Зальберг, а за ним и миледи. Входит охрана. Алиса остается одна, всё, что у нее сейчас есть - это шпилька с бабочкой в руке и горькие, неотступные мысли: «Ах, если бы я ушла спать сразу же после празднования… Если бы встала и ушла, когда подошел Дорка, а не начала говорить с ним… Если бы смогла увести Адель сразу, притворившись больной… Тысяча «если бы»…». Нескоро девушка забылась беспокойным сном. И в забытье её продолжали преследовать различные возможные развязки сложившейся ситуации, одна страшнее другой.
Утром Алиса проснулась от страшного крика Юрия, донесшегося с верхних этажей: «Приведите её ко мне!». Сон сразу же слетел как не бывало, все события перед глазами, голова ясная, словно и не ложилась. Ей не дали умыться, причесаться, переодеться - её сразу же под конвоем повели наверх. Восемь утра, замок практически пустой. Приемная гостиная императора, охраник жестом велит войти... Она не может. Но она должна. «Вот и всё… Папа, прости».
Император мечется по комнате. Идет к ней, потом останавливается, делает шаг назад, резко велит ей сесть перед ним, садится сам. Алиса не смеет поднять глаз, боится даже дышать. Юрий приказывает говорить про «твой обман». У него дрожат руки, и весь он очень напряжен. На секунду прикрыв веки, Алиса поднимает взгляд на Юрия, и глядя ему прямо в глаза, тихо говорит: «Я скажу. Я скажу всю правду. Три года назад я вышла замуж за Дорку Джеймса Форбарру. Он спас мне жизнь на поле боя. Я не знала, что уже являюсь на тот момент вашей невестой. Не знала. Я просто полюбила. Затем мой отец выгнал его из дома, и велел мне всё забыть. Сказал, что нас всех убьют, если вы узнаете правду. Я не видела Дорку до вчерашнего дня». У императора был на это только один вопрос. Чужим, злым голосом он спросил: «Вы консумировали брак?!». Алиса отводит взгляд, несколько мгновений молчит, потом справляется с чувствами и шепотом отвечает: «Да…». Юрий издает то ли рык, то ли стон, и обреченно говорит: «Почему, ну почему ты не сказала мне всё вчера?! Когда только увидела его? Ты ждала, чтобы он начал похваляться своей «победой» перед пьяным форьём? Ты этого хотела? Почему?! Отвечай!». Алиса, чуть не теряя сознание от ужаса, заставляет себя посмотреть в глаза императору и слабо, на выдохе, искренне говорит: «Я испугалась…». Тут Юрий вдруг улыбается страшной, кривой улыбкой и произносит: «Ты помнишь вашу свадебную клятву? «Пока смерть не разлучит вас». Я освобожу тебя от нее. Ты станешь свободна. Ты вновь будешь только моей». Он поднимает парализатор и стреляет в Алису. Алиса замирает, а Юрий делает шаг к ней, сжимает горло двумя руками и начинает её душить. Воздух перестает поступать в легкие, в глазах темнеет. Парализованная, Алиса не способна сопротивляться или кричать - да она бы и не стала. Она заслужила эту смерть, сама, своими опрометчивыми поступками. Пока могла, до самого конца она смотрела в глаза императору, своему несостоявшемуся мужу. Последними мыслями в гаснущем сознании Алисы были: «Я убила отца и брата… Я не хотела… Дорка, ты такой идиот…». И Алиса Фортугарова, невеста императора Барраяра Юрия Форбарры, мечтавшая жить долго и счастливо с любимым, но согласившаяся ради блага многих стать императрицей, умерла.
***
После убийства своей невесты, император Юрий Форбарра велел служанкам переодеть её в парадное платье, причесать, надеть украшения, и посадил труп Алисы на стул рядом с собой. У тела Алисы посинели губы, красные пятна от пальцев ярко выделяются на бледной шее, взгляд остекленел, в сидячем положении голова из-за сломаной шеи свешивается набок, но император словно не видит этого. Он признается Алисе в любви, рассказывает о том, что произошло накануне, радуется, что скоро их свадьба, держит за руку, нежно обнимает. Когда начинаются приемные часы - принимает графов здесь же, просит «не стесняться Алисы, у меня от будущей жены секретов нет, она просто немного плохо себя чувствует, и будет здесь со мной, не хочу её далеко от себя отпускать». Графы терялись, но почти сразу начинали подыгрывать императору. Только Генрих Формьюир с заледенелым от ужаса лицом пытался объяснить императору, что «ваша невеста мертва».
Отца Алисы, Бориса Фортугарова, убивает этим же утром Пьер Форратьер, по прямому приказу императора, обставив убийство как дуэль.
После аудиенций император вызвал Зальберга, пересказал результаты встреч с графами, поделился, что «Алиса стала совсем послушной, из нее выйдет прекрасная жена, а какие дети у нас получатся». Зальберг осторожно заметил, что с этим могут возникнуть проблемы, и они с императором сошлись на том, что нужно вызвать врача и взять образцы биотканей у трупа Алисы и самого Юрия, «на всякий случай». Штатный врач велел уложить тело Алисы на диван рядом, провел операцию и взял образец яйцеклеток и крови Алисы Фортугаровой. Параллельно доктор Уильямс пытался увидеть признаки жизни девушки, но тщетно. От Юрия он получил образец спермы и был отправлен с приказом всё упаковать и отправить на Архипелаг Джексона в лабораторию, заключить договор на выращивание ребенка и сразу оплатить работу.
Появившаяся Адель согласилась, что «да, Алисе нужно отдохнуть, она устала», и закрыла трупу глаза, а затем долго стояла рядом.
Позже император удалился на завтрак в соседний зал. За завтраком происходят два покушения на Юрия и попытки переворота, одно за другим. Оба терпят неудачу, гибнут люди. Император лично убивает Дорку Джеймса Форбарру. Зальберг приносит поднос с едой к трупу Алисы, сообщая , что «император велел передать вам». Еда остается нетронутой.
Какое-то время Юрий расхаживал по комнате один (в присутствии охранника), разговаривая сам с собой, часто обращаясь к трупу Алисы, и даже спел ей колыбельную. Затем вновь посадил её на стул, вызвал к себе Зальберга и Адель, и заявил, что не намерен ждать два месяца - он хочет жениться на Алисе сегодня, сейчас, и отправляет Адель найти просо. Через короткое время в этих же покоях проводится свадебный обряд. Свидетель Алисы Фортугаровой - Адель Форратьер, свидетель Юрия Форбарры - Эдвард Фортейн. За невесту клятву произносит Адель.
Сразу после церемонии, в 10:30, император резко отвернулся от трупа и произнес: «Моя жена умерла. Унесите тело. У меня совет графов». Сделал пару шагов к выходу, затем развернулся, подбежал к телу, упал на колени, обнял, уткнулся в труп и тихо, рыдающе, с болью произнес: «Зачем, зачем они нас разлучили? За что?». Потом встал и с отсутствующим выражением лица вышел из комнаты.
Тело Алисы уносит Адель, самостоятельно, никому не позволив ей помочь. Оставляет в спальных покоях императора, в коридоре во всеуслышание сообщает, что все, кто хочет попрощаться с Алисой, может сделать это до окончания совета графов. К телу Алисы Фортугаровой приходит только Элизабет Форбарра, просит прощения и обещает отомстить.
Спустя час возвращается Адель Форратьер. Велит вынести тело Алисы за пределы дворца на улицу, остается с трупом наедине. Произносит прощальную поминальную речь, сжигает в чаше пряди волос Юрия и свою: «Покойся с миром, моя милая девочка». Алису хоронят в могиле на родовом кладбище. Над могилой нет надгробия.
Через час дворец императора взлетает на воздух от взорванной бомбы.
Автор отчета и исполнитель роли Алисы - Раиса Шабанова
Рецензент отчета (правки по тексту) - Дмитрий Лоевский (император Юрий Форбарра)
Первые читатели - Мария Хамзина (Адель Форратьер), Алексей Пименов (Дорка Джеймс Форбарра), Надежда Гаевская (Элизабет Форбарра), Татьяна Шибанова, отрывочно - Михаил Боголюбов, Ольга Чиж, Анна Сергеенко
Позже отдельно будет впечатление игрока от игры и благодарности мастерам и игрокам.