ШАПИ: ИСПЫТАНИЕ АВАРСКИМ ХИНКАЛОМ

Apr 27, 2011 15:50



К вопросу о воздействии аварских хинкалов на акушинских даргинцев

Честно сказать, я собирался к стоматологу удалить зуб, но подумал, что такой якобы не подходящий момент - именно тот, чтобы опубликовать эти фотографии. Я не хочу сказать, что это последние фотографии и я намерен умереть в кресле стоматолога. Нет, это не так.


Мы с Шапи давно хотели пообедать в аварском кафе на Сенной площади - попробовать, так сказать, глубоко ненавистный даргинцам - аварский хинкал. Здесь некоторый антагонизм - сильного и слабого, большого и малого, толстого и тонкого, грубого и изысканного. Аварского и даргинского? Вероятно. Интересна мифогония хинкала, существующая в самой последовательности потребления: лепёшку-хинкал макаем в помидорно-чесночный соус - откусываем - запиваем бульоном - кусок мяса - откусываем - запиваем красным вином. Цикл замыкается и повторяется многажды.

Потребитель здесь - ждёт меланхолии, полного насыщения, в известной мере - катарсиса, где место сострадания и ужаса - занимает бульон и соус, а законченное и полное действие - хинкал-лепёшка и мясо. Если цикл употребления хинкала нарушается - прерывается мистическая связь - неудачного едока ждёт наказание. До нас дошла история, согласно которой, некий тщеславный аварец, решивший не запивать хинкал-лепёшки бульоном - чтобы якобы не “разбавлять удовольствие от пищи” - умёр от несварения в желудке - хинкал разбух внутри его и через некоторое время горец скончался в ужасных мучениях. Символ страшной и мучительной смерти - всегда сопровождал упоминание об аварских хинкалах. Каждый вновь приступающий к поеданию этого блюда - вновь актуализирует это историю, и, как Шапи, добавляет в этот цикл историй новые подробности и новый нарратив.

На первых двух фотографиях - фасад и вход в кафе “Сумета” на улице Ефимова, д. 5. Здесь делают аварский хинкал lege artis. Вероятно, название кафе соотносится с селением Сумета в Чародинском районе Республики Дагестан - оно расположено в долине реки Каралазул-ор. Когда возникло селение нам доподлинно неизвестно, но полагают, что образовавшись как хутор из двух хозяйств, здесь в дальнейшем возникли два тухума - Мирза и Лагдулмагомед. Топонимически, различают две версии происхождения названия - “су” - по-кумыкски “вода”, отсюда “много воды - сумета”. Кроме того, “сум” - кум. - солома, отсюда “много соломы - сумета”.

И если генез названия селения - до сих пор диалогичен, то с названием кафе - вопросов не возникает - рецитация названия аварского селения в вывеске петербургского кафе - очевидный намёк на аварские традиции и аутентичную национальную кухню. Как бы там ни было - но я и даргинец Шапи аккуратно выполнили требования аварского цикла хинкал и остались удовлетворены.




Фотографии три, четыре и пять - это брейк после обеда; брейк в буржуазной забегаловке около торгового центра на Сенной площади. Пред нами - кофе и книжка Броделя, купленная неподалёку. Шапи кривляется, показывает язык и ведёт себя несколько отчуждённо - видимо, здесь читается несовместимость аварской пищи внутри даргинца. Рождаются пищевые отрицания и антитезы - рождаясь внутри даргинца, они пытаются вырваться наружу, но, встречая сопротивление телесного низа - вынуждены довольствоваться лишь тёмной утробой акушинского существа.









аварцы, бродель, хинкал, катарсис, вкушать запретное, муху алиев - хинкал!

Previous post Next post
Up