Снова приходится к теме аварии на СШГЭС возвращаться. Потому что главным телевпечатлением недели стал вчерашний документальный фильм «Бунт Енисея» на Первом канале. Он вышел в эфир через месяц и 4 дня после аварии в Саянах. Не слишком ли рано, для того чтобы расставлять точки над «и» и бередить не зажившую еще рану?
Вообще, фильм вызвал противоречивые чувства. Сделано всё профессионально и аккуратно. Страшно представить, что могли бы смонтировать и начитать на тот же материал (а другого-то нет) стервятники с НТВ. Здесь тоже хватало и человеческой трагедии, и горя родственников, и свидетельств очевидцев. Хотя, всё же создатели фильма старались держать себя в рамках - их попросили не показывать кладбище Черемушек со свежими могилами, они и не показывали. Хотя саму просьбу озвучили дважды (вот мы какие понимающие и тактичные, оценили?)
Поначалу возникли опасения, что у авторов будут проблемы с видеоматериалом - за первую минуту фильма один и тот же план с камеры наблюдения как воды врывается на станцию был показан трижды. Я даже предложил считать сколько всего раз он будет показан за фильм. Но в дальнейшем его, по-моему, вообще ни разу не показали, и вообще с видеоматериалом сработали довольно удачно - дополнили кадрами бурлящей воды, снятыми на ГЭС, планами разрушенной станции, видами ГЭС. Бросилось в глаза, что в фильме почти не было кадров кинохроники (строительства станции, например), но это объясняется, видимо, нехваткой - это же надо было рыться в архивах, а тут не до того было - нужно было первыми успеть.
Главными экспертами фильма стали министр МЧС Сергей Шойгу и глава Ростехнадзора Николай Кутьин. Мужчины серьезные и при должностях. Даже удивило то, сколько охотно и подробно они общаются с журналистами на явно сложную для них тему. При этом в фильме совсем не было каких-то независимых экспертов, которые могли бы высказать альтернативную версию трагедии. Впрочем, версиями трагедии авторы фильма не интересовались в принципе (и это, наверное, правильно). Они старались воссоздать картину произошедшего, дать масштаб трагедии, показать конкретных людей, чьи судьбы она искалечила.
Впрочем, совсем уйти от темы причины трагедии у авторов «Бунта Енисея» не получилось. Точнее не так - у них была своя версия трагедии, и они ею щедро поделились со зрителем. Во всем виноваты проклятые капиталисты-мироеды (в данном случае владельцы станции из Русгидро), которые, присвоив народную собственность, нещадно её эксплуатировали, экономя на всём. Их так ни разу и не показали в фильме, с ними не было ни одного фрагмента интервью, но постоянно возникало ощущение, что вот они, где-то рядом. Сидят и едят рыбу (форель, разводимую в водохранилище СШГЭС?), жирными руками и масло капает с их толстых пальцев…
Вообще, после выхода такого фильма на главном государственном канале (до оглашения официальных результатов расследования трагедии, напомню) у Русгидры вообще не должно быть будущего - в цивилизованном мире им бы оставалось только выйти на главную площадь страны и убиться об стену. Но в цивилизованном мире и фильм бы такой не сняли, и акценты бы не рискнули так расставлять. Зато подняли бы вопрос о том, куда смотрело государство, когда передавало важнейшие объекты экономики (и источники техногенных катастроф) в частные (?) руки и как осуществляло контроль за их правильной эксплуатацией. Неудобный вопрос. Не для Первого канала.
В общем, фильм оставил двоякое ощущение - с одной стороны, всё сделано очень оперативно и профессионально, ощущение масштаба трагедии, человеческой драмы и незаметного героизма простых людей передаётся отлично. С другой, повеяло так немножечко с экрана 30-ми годами прошлого века, когда вся страна в едином порыве изобличала вредителей-предателей и требовала высшей меры для врагов социализма. Соответственно вопрос о том кому понадобилось, чтобы такой фильм появился так оперативно (чего не было, к примеру с фильмом о «Курске» или Беслане) и получил такую поддержку на высшем уровне экспертов остаётся открытым. Будем считать, что общественно мнение к решительным действиям по наведению порядка в энергетике подготовлено. Что дальше?